Rambler's Top100 Подводная лодка С-54. Тип "С" IX-бис серии

С-54

Тип «С» IX-бис серии




фотография:


Подводная лодка С-54


ПЛ С-54 на переходе на Северный флот. Маре Айленд (Mare Island), г.Вальехо (Vallejo) в Калифорнии. 11.11.1942.




историческая справка:


1936 год 24 ноября
Заложена на Заводе им. А.Марти в г.Ленинград;

1938 год 7 марта
Доставлена в разобранном виде по железной дороге на "Дальзавод" в г.Владивосток. Головная лодка серии на ТОФ;

1938 год 5 (4?) ноября
Спущена на воду;

1940 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1941 год 15 января
Вошла в состав Тихоокеанского флота. Поднят военно-морской флаг. Зачислена в Отдельный Учебный ДнПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток. Затем перечислена в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1941 год 24 февраля
Утверждение приемного акта;

1942 год 9 сентября
НК Военно-морского флота адмирал Н.Г. Кузнецов издал приказ по Главному морскому штабу № 00318 от 9 сентября 1942 года. 1 - подводным лодкам – С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15 и Л-16 произвести скрытный переход из своих баз в главную базу Северного флота г.Полярный через Панамский канал с готовностью выхода: – для подводных лодок типа Л («Ленинцы») из Петропавловска-Камчатского к 25 сентября; – для подводных лодок типа С (средние) из Владивостока к 5 октября 1942 года. 2 - пополнение запасов и необходимый ремонт производить в портах: Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панама (Коко-Соло), Галифакс, Рейкьявик. 3 - до Петропавловска-Камчатского подводные лодки подчиняются Военному совету Тихоокеанского флота, с момента выхода из Петропавловска и на переходе до Англии и Исландии переходят в непосредственное подчинение народному комиссару Военно-морского флота. На переходе из Англии и Исландии в Полярный подчиняются Военному совету Северного флота. До Исландии подводные лодки должны следовать в обстановке глубокой секретности группами по 2 единицы, а дальше каждой ПЛ предназначалось идти самостоятельно до Полярного. Совершать переход подводные лодки вынуждены были в надводном положении, погружаясь только в случаях явной опасности для уклонения от противника. Оружие разрешалось применять только при нападении на подводную лодку и невозможности уклониться маневром. Старшим на переходе был назначен командир 3-го дивизиона 1-й БрПЛ Тихоокеанского флота, Герой Советского Союза, капитан 1 ранга А.В. Трипольский;

1942 год 5 - 16 октября
5 октября 1942 года в 9 часов 55 минут первая группа ПЛ типа "С" (С-54 и С-55) вышла из бухты Золотой Рог и встала на якоря в проливе Босфор Восточный. Экипажи в парадной форме построили на верхних палубах. Проводить подводников в дальний поход прибыли на катере командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Юмашев Иван Степанович, член Военного совета флота корпусной комиссар Захаров Семен Егорович и начальник штаба флота контр-адмирал В.Л. Богденко. В залив Де-Кастри вошли 8 октября. Встали на якоря. Передохнули после штормового перехода и приняли на борт лоцмана для прохода через Татарский пролив. Утром 9 октября снялись с якоря, вышли в Охотское море. В Петропавловск прибыли 12 октября. Лодки стояли на якорях в Авачинской бухте. Пополнили запасы топлива и продовольствия. 13 октября подошли к плавучей базе Тихоокеанского флота недалеко от города Петропавловск-Камчатский. 16 октября первая группа подводных лодок типа "С" (С-54 и С-55)вышла из Петропавловска-Камчатского курсом на Алеутские острова;

1942 год 16 октября - 9 ноября
Следующим пунктом захода была военно-морская база США Датч-Харбор на Аляске. В нее прибыли 20 октября. 28 октября под конвоем четырех эсминцев подводные лодки С-51, С-54, С-55 и С-56 в строю кильватера покинули Датч-Харбор и без осложнений дошли до западного побережья США. Это был самый длительный этап эскортирования советских лодок кораблями военно-морских сил США, он длился 8 суток. 5 ноября пересекли залив Сан-Пабло и в его северо-восточном углу пришвартовались к стенке судостроительного завода «Mare Island», рядом с городком Вальехо (Vallejo). Для связи с заводом к экипажу приставили русского эмигранта по фамилии Пивоваров. Лейтенанта флота США Орлова назначили для связи с военными властями. Из советской миссии в Вашингтоне прибыл кап.3р. Шергин - через него решались вопросы снабжения. Предстояло силами экипажей устранить возникшие на переходе неисправности механизмов. Команды более месяца жили на лодках. Нужно было дать время морякам привести себя в порядок и хотя бы немного отдохнуть. Во время стоянки экипажи отпраздновали 25-ю годовщину Октябрьской революции. Утром построили экипажи на палубах лодок, произвели торжественный подъем флага. Командир дивизиона А.В. Трипольский поздравил подводников с праздником;

1942 год 9 - 24 ноября
9 ноября ПЛ С-54 вышла из Сан-Франциско последней. Корвет флота США вывел ее за пределы прибрежной зоны, где курсировали японские подводные лодки и, пожелав счастливого плавания, развернулся на обратный курс. Следующим пунктом захода по плану перехода была Панама. Через Панамский канал предстояло перейти из Тихого океана в Атлантический. Днем шли в надводном положении противолодочным зигзагом, ночью прямым курсом. Погода стояла изумительная. Дул слабый ветерок, море было спокойным. По мере движения на юг температура воздуха стремительно повышалась. Около экватора стало невыносимо жарко. Влажный горячий воздух, поступая в отсеки лодки, дополнительно нагревался от работающих механизмов, забортной воды, температура которой была плюс 28 градусов, и раскаленной, как сковородка, металлической палубы. Команда изнывала от зноя, несмотря на то, что непрерывно работали вдувной и вытяжной вентиляторы. С заходом солнца жара немного спадала. В Панамском заливе днем при абсолютном штиле на расстоянии 30 кабельтов на поверхности моря сигнальщики обнаружили множество предметов, похожих на мины. При приближении лодки часть из них погрузилась в воду и стала невидимой. Объявили Боевую тревогу. С величайшей осторожностью подошли поближе, разглядели – это были не мины, а громадные морские черепахи. Пренебрегая опасностью военного времени, организовали на них охоту. Одну из черепах командиру удалось убить. Ее застропили бросательным концом, вытянули на палубу, разделали и вечером ели черепаховый суп. Утром 24 ноября в порту Бальбоа (Тихоокеанский вход в Панамский канал) приняли на борт лоцмана. Проходили канал в светлое время. Это заняло весь день. Вечером 24 ноября 1942 года на базе США Коко-Соло, что в 15 минутах езды от города Колона, пришвартовались к пирсу. Другие подводные лодки дивизиона пришли сюда раньше;

1942 год 24 ноября - 14 декабря
На стоянку в Коко-Соло отводилась одна неделя. Семь дней стоянки прошли в напряженном труде. Работы было много. За это время экипажам предстояло отшлифовать и притереть клапаны дизелей, осмотреть и отремонтировать вышедшие из строя механизмы. Необходимо было дать отдохнуть команде. Пополнили запасы топлива, воды и продовольствия. Двинулись дальше с интервалом между тактическими группами в 10–12 часов. 2 декабря С-51 и С-56 под звуки военного оркестра вышли из Коко-Соло. Через сутки вышла вторая группа (С-54 и С-55). До американской базы в Гуантанамо на Кубе С-54 следовала самостоятельно в надводном положении. Через трое суток подошли к месту назначения. Принятая в Коко-Соло вода испортилась. Простояли на якоре 2 часа, заменили запасы пресной воды. В сопровождении подошедшего корвета РВ-465 вышли в Карибское море для следования в порт Галифакс (Канада). 7 декабря на курсе 80°, при работе обоих двигателей малым ходом на скорости 12 узлов была обнаружена торпеда, от которой удалось уклониться маневром. Сигнальщик Глушенко, увидев след, доложил: «Торпеда слева 70!» Лодка уже поворачивала влево, когда торпеда прошла в 10 метрах впереди форштевня. Последующие расчеты показали, что торпеды прошли в 30–40 метрах от лодки. Корвет, не меняя курса, включил красный огонь на мачте, сбросил серию глубинных бомб и полным ходом рванул вперед, затем повернул вправо и ушел на юг. На ПЛ остановился дизель, несколько попыток запустить остановившийся двигатель результата не дали. Через сутки дизель удалось починить и запустить. По мере продвижения на север становилось прохладнее, а на подходе к Галифаксу уже свирепствовала зима. Встреча с двумя канадскими эсминцами произошла ночью. Шел снег. Видимость была очень плохой. 14 декабря 1942 года прибыли в Галифакс (Канада), столицу провинции Новая Шотландия;

1942 год 14 декабря - 1943 год 11 января
Стоянка в Галифаксе продлилась 11 суток - требовалось время для организации перехода через Атлантику (Галифакс был одним из пунктов формирования конвоев). Из Галифакса С-54 и С-55 вышли 25 декабря. Северо-восточный ветер силой до 9–10 баллов развел громадную волну. Лодка зарывалась в воду до ограждения мостика. Временами вода поднималась до комингса входного рубочного люка и водопадом обрушивалась в центральный пост. Вода обильно поступала в корпус лодки через шахту подачи воздуха дизелям. Шахту пришлось закрыть, поэтому рубочный люк, который был выше всего над уровнем моря, держали открытым. Работающим дизелям требовался кислород. Сначала волной сорвало закрепленную на палубе сходню, потом один за другим все люки на палубе, предназначенные для доступа к клапанам вентиляции цистерн, к брашпилю, рулевым приводам и другим устройствам под палубой легкого корпуса. Погружаться под воду запрещалось по условиям перехода. Если бы можно было изменить курс или уменьшить скорость, лодка легче всплывала бы на встречную волну. Сделать этого было нельзя. Каждой лодке для перехода назначили район 50 на 100 миль, который перемещался по предписанному маршруту с согласованной с союзниками скоростью. Внутри этого квадрата можно было перемещаться вправо и влево на 25 миль и вперед-назад на 50 миль от расчетного центра (по карте), но выходить из этой подвижной клетки запрещалось. За ее пределами любая цель считалась противником и подлежала преследованию и уничтожению силами союзников. Шторм продолжался до 10 января 1943 года. Встреча с английским кораблем была назначена у мыса Бичи-хэд (Шотландия). Подошли к нему 10 января около 11 часов. Английский корабль экскортировал ПЛ в залив Ферт-оф-Форт (Firth of Forth), на восточном берегу Шотландии. В течение оставшегося дня и ночи обогнули остров с севера и утром подошли к порту Розайт (Rosyth), расположенному на противоположной стороне залива, напротив столицы Шотландии Эдинбурга;

1943 год 11 января - 19 февраля
Завели ПЛ в сухой док. Экипаж был размещен на крейсере «Ливерпуль» (HMS Liverpool). По плану захода экипажу предстояло заменить аккумуляторные батареи и произвести доковый ремонт лодки. Добавились работы по устранению повреждений, полученных во время штормового перехода. На ПЛ устанавливали новые батареи английского производства, сделанные по заказу и чертежам советской стороны. В отличие от наших аккумуляторов их эбонитовые банки батарей были одеты в резиновые герметичные мешки. Эта рациональная конструкция исключала попадание электролита из поврежденных банок в трюм при боевых повреждениях, вызванных бомбежкой глубинными бомбами. Работы по замене аккумуляторов выполняли силами экипажа. В сухом доке произвели осмотр и регулировку систем и устройств, находившихся в цистернах и легком корпусе. Нижние головки обоих перископов оказались залитыми морской водой и нуждались в заводском ремонте. Рабочие завода изготовили и поставили на место сорванные штормом металлические листы на палубе. Работницы очистили и покрасили наружную поверхность корпуса. Офицером связи на С-54 назначили лейтенанта Флота его Величества госпожу Вишову. Позже ее сменил Александр Пэн. Для командного состава была организовали экскурсию на линейный корабль «Дюк оф Йорк» (НMS Duke of York). Была организована экскурсию в Эдинбург. Неожиданно планы изменились и вместо перехода в Полярный ПЛ С-54 было предписано следлвать в главный порт Королевского флота Портсмут для установки новой английской аппаратуры RDF и ASDIC. Ранее для этих работ планировалась ПЛ С-55, но она после докового ремонта и замены аккумуляторных батарей была отправлена на Северный флот;

1943 год 19 февраля - 21 мая
Завершив месячные ремонтные работы и пройдя размагничивание, по прибрежному фарватеру Северного моря 19 февраля ночью на полном ходу прошли Дуврский пролив и к утру вошли в гавань Портсмута (Her Majesty's Naval Base Portsmouth), где ПЛ поставили в сухой док. Экипаж разместили на HМS «Dolphin». После постановки лодки в сухой док начались работы по установке гидроакустической и радиолокационной аппаратуры. Офицеры, старшины и матросы, которым предстояло обслуживать и использовать в боевых условиях новую технику, приступили к ее изучению. В эту группу входили: командир, помощник командира, штурман, минер, старшина группы радистов, один радист, один акустик и дивизионный связист Бондаренко. Учебой занимались по 3–4 часа в день в течение двух недель. Гидролокационная акустическая станция ASDIC работала в двух режимах, как шумопеленгатор и как горизонтальный эхолот. Отечественная гидроакустическая аппаратура «Море-16» работала на ПЛ теперь только как шумопеленгатор (могла определить направление на шумящий объект на расстоянии 30–40 кабельтовых). Радиолокационная аппаратура RDF предназначалась для обнаружения самолетов (к ознакомлению с другими ее модификациями экипаж не допускали). ПЛ посетил глава советской военной миссии адмирал Н.М. Харламов. Командир просил его заменить 45-миллиметровую пушку на 20-миллиметровый автомат «Эрликон», выпускавший до 120 снарядов в минуту, но получил отказ. Экипаж провел несколько тренировок на английском тренажере торпедной стрельбы - новый прибор торпедной стрельбы англичане установили в боевой рубке С-54 и подарили справочник по немецким боевым кораблям. 16 мая работы в доке по установке аппаратуры завершились. На станции безобмоточного размагничивания привели магнитное поле ПЛ к норме и после пополнения запасов лодка к 21 мая была готова к дальнейшему переходу;

1943 год 21 мая- 7 июня
21 мая начала переход на север в Полярный. Шла в сопровождении тральщика в светлое время по прибрежным фарватерам. По дороге провели испытания установленной аппаратуры, параметры были в норме. На ночь пришвартовались к пирсу в порту Плимут. Вышли из Плимута 23 мая и до порта Леруик (Lerwick) на Шотландских островах шли в сопровождении противолодочного корабля, дальше вступила в действие система подвижных зон, как при переходе через Атлантику. Через сутки после выхода из Леруика, следуя на глубине 25 метров, обнаружили шум винтов подводной лодки. Для безопасности погрузились на глубину 60 метров. Немецкая подводная лодка пересекла наш курс слева направо и скрылась. По английским данным, в этом районе проходили пути возвращения на базы из Атлантики разрядившихся немецких лодок. 31 мая обогнув Англию с запада, взяли курс на Полярный. Шли в смешанном режиме – в надводном положении противолодочным зигзагом, меняя курс через каждые 5–7 минут, и в подводном положении на глубине 25– 30 метров, сохраняя среднюю заданную скорость, не выходя из границ подвижной зоны. 7 июня всплыли в назначенной точке восточнее острова Кильдин. Из-под берега подошел противолодочный морской охотник. Следуя за ним, вошли в Кильдинскую салму и застопорили ход. С катера на борт С-54 перешел флагманский штурман флота кап.2р. Нигудинов, по его рекомендациям вошли в Кольский залив, а затем в Екатерининскую гавань города Полярный. На пирсе главной базы С-54 встречало командование Северного флота (командующий флотом вице-адмирал А.Г. Головко, член Военного совета СФ вице-адмирал А.А. Николаев) и командование бригады подводных лодок (командир бригады кап.1р. И.А. Колышкин, начальник штаба кап.1р. Б.И. Скорохватов, начальник политотдела кап.2р. А.О. Елсуков). После швартовки экипаж построили на палубе лодки. Командующий флотом поздравил экипаж с благополучным завершением перехода. По прибытии в Полярный ПЛ вошла в состав Северного флота и была зачислена во 2-й ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярный;

1943 год июнь
Подготовка к боевому выходу. Через пару дней отдыха экипаж приступили к усовершенствованию конструкции С-54 с учетом накопленного подводниками СФ боевого опыта. Для уменьшения шумности подводной лодки заменили листы люков на палубе, вместо них установили решетки из стального уголка. Цепную лебедку командирского перископа заменили тросовой, сняли носовую пилу, предназначенную для разрезания противолодочных сетей. Удалили волнорезы торпедных аппаратов (металлические щиты около 2 метров длиной для придания обтекаемой формы носовой и кормовой оконечностям лодки - были случаи их смещения и заклинивания при бомбежке). Для повышения ударостойкости и сохранности приборов при взрывах глубинных бомб улучшили конструкции их крепления. Манометры, амперметры, вольтметры, пусковые устройства закрепили на самодельные резиновые амортизаторы. Чтобы ослабить силу гидравлического удара по глубиномерам на их трубопроводах сделали по 2–3 витка. Верхние входные люки усилили дополнительными креплениями. Работы проводили силами плавучей мастерской «Красный горн», стоявшей в Оленьей губе, и экипажа. После небольшого ремонта, докования (18-21 июня) и проверки боеготовности подводная лодка была готова к боевому выходу;

1943 год 27 июня - 11 июля
Боевой поход в район м. Сейбунес - Перс-фьорд (позиция №4; обеспечивающий - командир 2-го ДнПЛ кап.1р. А.В. Трипольский). В 01.28 27.6 вышла на позицию. В 02.10 28.6 прибыла иа позицию. В 15.51 обнаружила и в 16.12 28.6 произвела торпедную атаку одиночного СКР (командир предполагал, что атакует ТР) в точке около 70.54 с.ш./ 29.49,5 в.д. в районе м. Маккаур (СКР типа "Сенья" - атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 18-20 каб., через 90 сек. услышан глухой взрыв - атаковала БО из группы кораблей ПЛО, лидировавшейся БО «Uj 1206», наблюдались взрывы 3 торпед на берегу). Преследования не было. Вечером на большом удалении от ПЛ зафиксировано 38 взрывов, предположительно, глб. В 07.00 29.6 получила приказ перейти с позиции Вардё - Берлевог на позицию №3 (Берлевог - Нордкап), куда прибыла утром 30.6. В тот же день при пересечении вероятного заграждения в районе м. Омганг впервые на СФ при помощи ГАС "Дракон" произвела минную разведку. Днем командир отказался от атаки ОБК (2 TЩ, 1 СКР), посчитав, что они осуществляют поиск ПЛ. В 22.00 1.7 при форсировании заграждения «NW-28» коснулась минрепа - взрыва не последовало. 3, 5, 7 и 9.7 неоднократно обнаруживала мины с помощью ГАС «Дракон». В ночь на 4.7 командир отказался от атаки группы ТЩ, предполагая, что за ней следует КОН. Спустя час не смогла атаковать ПМШ, поскольку при всплытии на перископную глубину из-за неопытности боцмана показала на поверхности корму, и командир, считая лодку обнаруженной, от атаки отказался. Вечером 6.7 командир отказался от атаки СКР, предполагая, что он ведет поиск ПЛ. Ночью 8.7 отказался от атаки ПМШ, посчитав ПЛ обнаруженной (всплыла до 4 м.). В 12.25 10.7 начала возвращение в базу. При возвращении 3 раза обнаруживала плавующие мины, 2 раза — перископы ПЛ противника (ложные контакты). В 18.00 11.7 прибыла в Полярный;

1943 год 1 июля
Перечислена в состав 5-го ДнПЛ(?) БрПЛ СФ с базированием на губу Оленья;

1943 год 27 июля - 5 августа
Боевой поход в район севернее м. Нордкин (позиция «Е») для поиска ПЛ противника. Ожидалось, что там удастся обнаружить вражеские подводные лодки, которые, по мнению командования СФ, потопили ПЛ М-106 и Щ-422. В 18.30 27.7 вышла на позицию. В 20.23 28.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела, 1 раз зафиксировала неясный шум по ГАС и масляные пятна. В 05.44 3.8 начала возвращение в базу и в 03.58 5.8 прибыла в Полярный;

1943 год 8 - 29 августа
Боевой поход в район севернее м. Желания (позиция №11). В 13.55 8.8 вышла на позицию. В 04.00 12.8 прибыла на позицию. Утром 23.8 акустикой, а затем и визуально обнаружена ПЛ противника, атаковать которую не удалось из-за большого расстояния. Вечером 24.8 зафиксировала передачу светового опознавательного сигнала с ПЛ противника (не смогла обнаружить ПЛ визуально из-за густого тумана) - уклонилась погружением. В 02.10 27.8 начала возвращение в базу и в 20.20 29.8 прибыла в Полярный;

1943 год 8 сентября - 1944 год 2 января
Прошла текущий ремонт;

1944 год 14 - 19 января
Прошла докование;

1944 год 6 - 18 февраля
Боевой поход для крейсерства в район Вардё — м. Нордкап (обеспечивающий командир 2-го ДнПЛ кап.1р. А.В. Трипольский). В 17.15 6.2 вышла на позицию. 7-10.2 штормовала в районе зарядки севернее Тана-фьорда - м. Нордкин. 9.2 вышел из строя лаг. 11.2 произвела поиск в районе м. Слетнес, 12.2 - в районе Конгс-фьорда, Утром 12.2 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. 13-17.2 произвела поиск в районе м. Слетнес. Утром 17.2 обнаружила плавующую мину. В 19.18 17.2 начала возвращение в базу и в 22.15 18.2 прибыла в Полярный;

1944 год 5 - ? марта
Боевой поход в район Конгс-фьорда (позиция «Н»). В 21.00 5.3 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. В 19.05 9.3 в адрес ПЛ отправлена радиограмма о том, что ее позиция расширяется на запад до м. Слетнес. 20.3 не ответила на приказ о возвращении в базу. 1.4 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "NW-30", "NW-28" или "Sperre-III", подрыв на плавующей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 50 членов экипажа;

1944 год 21 апреля
Исключена из состава ВМФ;

2024 год
На начало года не была обнаружена и считалась пропавшей без вести.




командиры:


1. Петров Л.Г. (14.06.1938-08.1938)
2. Емельянов Л.А. (07.1939-10.1939)
3. Братишко Д.К. (06.11.1940-03.1944)



дополнительная информация:


1. Список погибших в марте 1944 года.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", Воениздат, Москва, 1974г.
7. "Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945гг.", т.1, Военное издательство, Москва, 1969г.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
9. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа «С»", Морская Коллекция, №2, 2000г.
10. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись
11. Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г
14. Васильев Г.К. "Годы. Мили. Судьбы".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2024