ПЛ Н-1, С-1 |
фотография:
ПЛ С-1 типа «С» IX серии после модернизации ограждения рубки.
историческая справка:
1934 год 25 декабря командиры:
1. Косьмин Д.М. (16.10.1935-04.07.1937) дополнительная информация:
1. Список подводников погибших на ПЛ С-3 24.06.1941. список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград под наименованием "Н-1";
1935 год 8 августа
Спущена на воду;
1935 год декабрь
В начале декабря состоялся первый пробег ПЛ до Кронштадта. 15.12 состоялось первое пробное погружение в майне на Неве;
1936 год апрель
Предполагалась к названию "Ворошиловец". Не переименовывалась;
1936 год август
Окончание заводских испытаний;
1936 год 11 сентября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1936 год 23 сентября
Вошла в состав КБФ. Зачислена в 13-й ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1937 год 20 октября
Получила наименование С-1;
1939 год октябрь
В составе дивизиона перебазирована для дальнейшего базирования в Таллин;
1939 год ноябрь
Советско-Финскую войну встретила в составе 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;
1939 год 28 ноября - 3 декабря
28.11 вышла в боевой дозор. 30.11 ПЛ находилась в устье Финского залива. Получив сигнал "Факел" о начале боевых действий командир не понял его
смысла, так как на ПЛ не было таблицы условных сигналов. Для него обстановка прояснилась лишь на второй день войны с получением
оперативной сводки штаба КБФ с крейсера "Киров". Вечером 2.12 ПЛ была отозвана с позиции и в 04.30 3.12 вернулась в Таллин;
1939 год 3 - 16 декабря
В 17.40 3.12 вышла в боевой поход к порту Раума в Ботническом заливе (отправлена на позицю №8, но перенаправлена на позицию №13). Размер
позиции был слишком мал (10x10 миль). Сигнальщики несколько раз обнаруживали цели, но они проходили слишком далеко от лодки. Только 10.12 лодка заметила и атаковала одиночный транспорт торпедой, а когда
торпеда прошла мимо, ПЛ всплыла и начала расстреливать его артиллерией. На пятом залпе 100-мм орудие заклинило, а еще один
двухторпедный залп ушел "в молоко". После полуторачасового маневрирования транспорт был потоплен огнем из 45-мм орудия (всего
израсходовано 14 трассирующих снарядов, 8 - осколочно-фугвсных и 10 - бронебойных). Им оказался немецкий параход "Больхайм" (Вольхейм, 3324 брт), перевозивший целлюлозу. Несмотря на потерю транспорта и
гибель при этом 3-х человек из его экипажа никакой реакции Германии не последовало. Больше никого на позиции лодка не встретила. 15.12 освободила позицию №13. В 12.21 16.12 ПЛ благополучно вернулась в
Либаву;
1939 год 22 декабря - 1940 год 20 января
В 08.00 22.12 вышла в боевой поход на позицю №12. 24.12 при пересечении под перископом пролива Южный Кваркен вылетела на мель близ острова Меркет. Ее
сразу же заметила патрулировавшая неподалеку финская канонерка и устремилась на таран. В последний момент ПЛ удалось соскочить с
мели и уклониться от удара. Плавание на позиции близ порта Кристина проходило в условиях постоянно ухудшавшихся ледовых условий
суровейшей зимы 1939-1940 года. За 22 дня патрулирования лодка обнаружила лишь два транспорта, но не смогла их догнать. 16.1 покинула позицию. Возвращение
ПЛ проходило в сложных ледовых условиях. Часть пути лодка шла подо льдом (6.1 при попытке пробить 20-см лед был погнут зенитный перископ). Другую часть - лавируя между льдинами. В этот момент ее
атаковали два финских гидросамолета типа "Туйску", один из которых артиллеристам удалось сбить - сел на лед, всего по самолетам
было выпущено 48 45-мм снарядов (финские архивы не подтверждают факт уничтожения своего самолета). Время от времени льдины сдавливали корпус ПЛ. Были сорваны семь листов обшивки, все
леера и антенны. 8.1 вышел из строя командирский перископ (9.1 введен в строй). 16.11 во время шторма срезало болты крепления направляющей втулки вертикального руля (повреждение исправлено на позиции).
В 13.14 16.1 на глубине 19 м у маяка Стурброттен задела за грунт. Когда лодка вышла на сравнительно чистую воду (здесь ее встретил лидер "Минск"), на Балтике свирепствовал шторм.
19.1 волной сорвало ограждение рубки и ЛК получил другие серьезные повреждения. 19.11 . Из-за задержки на позиции и тяжелых условий плавания топливо оказалось на исходе. В 18.00 20.11 ПЛ благополучно
возвратилась в Либаву, имея всего 390 л солярки;
1940 год 7 февраля
За мужество, проявленное экипажем, ПЛ награждена орденом Красного Знамени, а ее командир А.В. Трипольский удостоен звания Героя Советского Союза;
1940 год 9 - 22 июня
Участвовала в блокировании Рижского порта в период присоединения Латвии к СССР;
1940 год июль
Прошла текущий ремонт;
1941 год 17 января - 13 февраля
Прошла докование на заводе "Тосмаре" в Либаве;
1941 год 11 февраля
1-й ДнПЛ перебазирован из Либавы на Усть-Двинск;
1941 год 7 мая
Перебазирована в составе 1-го ДнПЛ из Либавы на Усть-Двинск;
1941 год 22 июня
Начало ВОВ ПЛ встретила в Либаве, на заводе "Тосмаре" в среднем ремонте (окончание работ по плану - 15.06);
1941 год 23 июня
Вечером, когда немцы были уже на подступах к городу, была выведена из дока, после чего взорвана экипажем. Часть экипажа перешла на ПЛ С-3, на которой и ушла из Либавы;
1941 год 24 июня
ПЛ С-3 с частью экипажа ПЛ С-1 (командир и 39 подводников), покинула Либаву около 0 часов 24.06. ПЛ шла в Усть-Двинск,
скорость ее не превышала 5 узлов. В 03.30 24.06 в районе маяка Ужава ее атаковали торпедами германские торпедные катера "S-60" и "S-35" из состава 3-ей катерной флотилии. Торпеды прошли мимо, и в завязавшейся
артиллерийской дуэли все решило не мощность 100-мм и 45-мм орудий ПЛ, а скорострельность двух немецких 20-мм пушек.
Ответным огнем с лодки катера получили незначительные повреждения, 4 человека были ранены. ПЛ упорно уходила на север, артиллеристы
орудий и командный состав ПЛ были уничтожены. Катера атаковали ПЛ ручными гранатами, а затем в 03.39 катер "S-60" сбросил прямо по
курсу ПЛ глубинную бомбу в непосредственной близости от нее (по некоторым данным по лодке были выпущены две торпеды, разломившие
ее на три части). В 04.40 ПЛ затонула. Из воды немцы подобрали 20 человек (в некоторых источниках говорится о 3-х спасенных, в
некоторых - что людей в воде немцы расстреляли из автоматов). Один из участников этого похода, член экипажа ПЛ С-1 - радист
краснофлотец Носарев Валентин Григорьевич не погиб (хотя во всех архивах он числится погибшим, а семья получила похоронку), и не только пережил войну, но и по состоянию на 01.2009
в добром здравии проживал в г.Харьков на Украине. Этот мужественный человек после гибели ПЛ оказался в воде, вместе со многими своими
боевыми товарищами долго плыл к берегу, был подобран из воды германским катером, попал в плен, смог выдержать допросы, тиф и выжить в тех
нечеловеческих условиях, бежал из плена и закончил войну в рядах Красной Армии в Германии. По его свидетельству, большая часть экипажа ПЛ
С-1 при переходе находилась на палубе надстройки и, после того как ПЛ погрузилась (начала тонуть?), все они оказались в воде
и начали плыть к берегу. Продолжалась все это достаточно долго и многие подводники утонули, затем уцелевших начали подбирать германские катера -
спасенные оказались первыми военнопленными подводниками в истории подводного флота России (в плен попало не менее 7 членов экипажа ПЛ С-1 и 2 - с ПЛ С-3;
1941 год 27 июля
Исключена из состава ВМФ;
1941 год - 1943 год
Судя по трофейным фотографиям, подрывные заряды не нанесли прочному корпусу лодки значительных повреждений, хотя и уничтожили расположенные внутри приборы и механизмы.
Немцы подняли корпус ПЛ и отбуксировали ее в Киль, после чего включили в состав Кригсмарине в качестве опытового судна (подтверждающих данных о фактическом включении автору найти не удалось, в большинстве документов указывается
как "русская подводная лодка S-1");
1943 год 26 июля - 7 августа
На корпусе подводной лодки проводились опыты по изучению воздействие глубинных бомб. После проведения испытаний (19 взрывов), корпус ПЛ С-1 затонул.
2. Орёл А.Е. (04.07.1937-09.02.1938)
3. Трипольский А.В. (23.03.1938-02.04.1938 ИД, 03.04.1938-28.02.1940)
4. Морской И.Т. (28.02.1940-25.06.1941)
5. Браун И.Я. (25.06.1941-23.07.1941)
2. Фотография корпуса ПЛ С-1 в окупированной Либаве. 1941 год.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С".
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.