Английские подводные лодки в составе Северного флота
(08.1941-01.1942 год, базирование на Полярное).
Хотя в период предшествующий Второй Мировой войне, советско-английские отношения нельзя было назвать особенно теплыми из-за резких идеологических разногласий, все же именно в военно-морской области существовало определенное взаимопонимание.
После длительных переговоров 17 июля 1937 года заключено советско-британское морское соглашение. Страны в 1938 – 1939 годах информировали друг друга о закладке и вступлении в строй новых кораблей, их названиях и составе вооружения. В предвоенный период в Англии закуплены эхолоты для подлодок, гирокомпасы, секстаны и т.д.
Еще 15 июня 1941 британский премьер-министр У. Черчилль информировал президента США Ф.Рузвельта о том, что в случае войны Германии и СССР, он выступит за сотрудничество с Советским Союзом.
За три дня до этого, 12 июня последовало указание
военному ведомству от правительства Англии о формировании военной миссии. Она
должна была находиться в постоянной готовности немедленно вылететь в Россию.
Действительно, адмирал тыла Майлс с рабочим аппаратом
прибыл в Москву уже 25 июня.
Вначале предполагалось, что в Арктике должна будет
оперировать английская ударная группа из 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 тральщиков.
Пункт базирования – либо Мурманск, либо архипелаг Свальбард
(Шпицберген). Группу должен был возглавлять кэптен Р.
Биван. Он лично провел рекогносцировку мест
возможного базирования и доложил, что в Мурманске слаба противовоздушная
оборона, а Свальбард непригоден для длительного
пребывания кораблей, даже имея, как планировалось, плавучий тыл из 2 танкеров и
2 транспортов. В начале июля в штаб Северного флота прибыла английская
военно-морская делегация. В ее состав входили контр-адмирал Майлс,
кэптен Вейберт, полковники
авиации Берд, Пирс и некоторые другие офицеры. Они изучили вопрос о возможности
базирования английских кораблей и приема конвоев. На
основании полученных докладов Адмиралтейство обратилось в советскую военную
миссию в Лондоне с предложением отправить в Арктику 2 подводные лодки, которые
будут базироваться на Полярное, как и советские ПЛ. Подводные лодки
планировалось использовать для борьбы на коммуникациях и прикрытия прибывающих
конвоев. При этом английские лодки намечалось использовать не у побережья,
а в более мористых районах.
Первыми на Север пришли 2 подводные лодки типа «Т» - «Тигрис» (“Tigris”, N63) и «Трайдент» (“Trident”, N61). На смену им прибыли подводные лодки типа «S» - «Силайен» (“Sealion”, 72S) и «Сивульф» (“Seawolf”, 47S). Пришедшая в свою очередь им на смену однотипная подводная лодка «Стугерон» (“Sturgeon”, 73S) прибыла в Полярное 11 января 1942 г., но она пробыла там совсем недолго, так как прибытие линкора «Тирпиц» в Трондхейм заставило срочно отозвать ПЛ (17 января). В дальнейшем английские лодки заходили в Полярное, но только для заправки горючим и короткого отдыха. Так 30 мая 1942 в охранении конвоя PQ-16 опять прибыли “Trident” и “Seawolf” (как правило, пара подводных лодок включалась в типовое охранение конвоя на Север России). Другие британские подводные лодки, которые заходили в Полярное во время Второй мировой войны, делали это только с целью дозаправки горючим. Они являлись частью эскорта, защищавшего конвои PQ-17 и PQ-18 от линкора «Тирпиц» в июле и сентябре 1942 г.
Период участия английских лодок в боевых действиях Северного флота сравнительно невелик – с августа 1941 года по январь 1942 года. Субмарины выполнили 10 походов (“Trident” и “Tigris” – по три, “Sealion” и “Seawolf” – по два). Достоверно потоплены 1 охотник за подлодками и 7 транспортов, предположительно – еще один транспорт и охотник за подлодками, поврежден один транспорт. Для десяти походов результат весьма высокий: потопленный тоннаж равен 17547 брт. что, конечно, очень мало по сравнению с результатами подлодок Германии в Северной Атлантике, где успехи одной немецкой подлодки могли превзойти все удачные действия британских подлодок в ночной операции против конвоя в 1941 г. Но условия были совершенно разными, так как «фонд» торговых судов у Германии был гораздо меньше, чем у союзников, и даже небольшие грузовые суда, используемые в Арктике, были незаменимы, так как немецкая армия на Кольском фронте целиком зависела от каботажных перевозок для пополнения запасов и военной силы. Именно по этой причине уничтожение каждого плывущего на восток судна представляло собой настоящую тактическую победу.
Британские подводные лодки, сражавшиеся плечом плечу с советскими в качестве их единственного партнера на этом участке Северного фронта, сыграли положительную роль, участвуя – хоть и недолго – в героической обороне Красной Армией очень важного района – залива Кольского полуострова. По крайней мере, они внесли свой вклад в активную демонстрацию солидарности союзников в критический момент войны с Германией.
Тип «T» серия I (Великобритания).
1. Количество подводных лодок проекта: 15
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта (подводные лодки базировавшиеся на Полярное):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
CHATHAM (Великобритания): Верфь "HM Dockyard" (2) |
||||||
1 |
? |
11.05.1938 |
31.10.1939 |
20.06.1940 |
27.02.1943? – погибла |
|
BIRKENHEAD (Великобритания): Верфь "Cammell Laird" (4) |
||||||
2 |
? |
12.01.1937 |
07.12.1938 |
01.10.1939 |
1940 год пер. в N52 |
4. История проекта:
Лодки типа "Т" являлись патрульными лодками открытого моря. Имели мощное торпедное вооружение. Строились тремя сериями по 15 (1937 – 1940), 7 (1940 – 1942) и 31 (1942 – 1945) подводных лодок соответственно. Активно использовались во Второй мировой войне на Северном и Средиземном морях. 12 лодок этого типа погибли на Средиземном море.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 1090 т
подводное - 1573 т
скорость в надводном положении - 15,25 узлов
в подводном положении - 8,75 узлов
дальность плавания в надводном положении - 8000 (06) миль
экипаж - 56 человек.
размерения - 275,5х26,5х16,25 фут.
вооружение 21 дюймовые НТА - 8 шт.
21 дюймовые CТА - 2 шт.
резерв торпед - 16 шт.
орудие 4 дюйма - 1 шт.
пулемет - 3 шт.
мощность: дизель - 2500 л.с.
электромотор - 1450 л.с.
Тип «S» серия I и II (Великобритания).
Подробная информация о типе "S" II серии
1. Количество подводных лодок проекта: 4 (серия I) и 8 (серия II)
2. Изображение проекта:
тип «S» серия I
тип «S» серия II
3. Состав проекта (подводные лодки базировавшиеся на Полярное):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
CHATHAM (Великобритания): Верфь "HM Dockyard" (4) Type I |
||||||
1 |
? |
01.01.1931 |
08.01.1932 |
27.02.1933 |
||
BIRKENHEAD (Великобритания): Верфь "Cammell Laird" (3) Type II |
||||||
2 |
? |
16.05.1933 |
16.03.1934 |
21.12.1934 |
||
GREENOCK (Великобритания): Верфь “Scotts” (1) Type II |
||||||
3 |
? |
25.05.1934 |
28.11.1935 |
12.03.1936 |
4. История проекта:
Лодки типа "S" являлись средними патрульными лодками. Имели достаточно мощное торпедное вооружение. Строились тремя сериями по 4 (1930 – 1933), 8 (1933 – 1938) и 50 (1940 – 1945) подводных лодок соответственно. Активно использовались во Второй мировой войне на Северном и Средиземном морях. 18 (9 – I и II типа, 9 – III типа) лодок этого типа погибли за время войны.
5. Схема проекта:
Подробная информация о типе "S" II серии
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 640 (670 - II серия) т
подводное - 935 (960 - IIсерия) т
скорость в надводном положении - 13,75 узлов
в подводном положении - 10 узлов
дальность плавания в надводном положении - 3690 при 10 (3800 при 10 - для II серии) миль
экипаж - 36 (39 - для II серии) человек.
размерения - 202.5(208.75 - для II серии)х24х10.5
футов
вооружение 21 дюймовые НТА - 6 шт.
резерв торпед - 12 шт.
орудие
3 дюйма - 1 шт.
пулемет - 1 шт.
мощность: дизеля - 1550 л.с.
электромотора - 1300 л.с.
Источники:
- пер. Николаева А. «Подводные лодки: свыше 300 подводных лодок мира», Издательство АСТ, Москва, 2001г.
- Браун Д. «Действия британских подводных лодок с баз Кольского полуострова в 1941 – 1942 гг.», 2000г.
- Боженко П.В. «Субмарины на войне», сборник, Львов, 1997г.
- Информация с сайта (http://www.britsub.net)
- Справочная информация с сайта http://www.uboat.net
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2024