Тип «S» (Type II). Великобритания.
1. Количество подводных лодок проекта: 8
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь "Chatheim Dock Yard" (Чатэм) 4 |
||||||
1 |
- |
22.07.1935 |
30.09.1936 |
13.03.1937 |
в ВМС Англии - "Sunfish" (S81) |
4. История проекта:
Тип «S» был самый многочисленный типом английских ПЛ. За 12 лет в период с 1931 по 1943 год было построено 66 ПЛ трех серий. Полуторакорпусная средняя ПЛ типа S имела прочный корпус, разделенный плоскими поперсчными переборками на шесть отсеков: торпедный, отсек запасных торпед, жилой (аккумуляторный), центральный пост, дизель-электромоторный и кормовой (жилой). Балластные цистерны располагались в бортовых обтекаемых наделках (булях). В развитом по длине ограждении рубки размещались прочная рубка и шахта для артрасчета, а также два перископа и шахта устройства работы дизеля под водой (РДП). В носовой части ограждения в обтекателе было установлено арторудие, а в кормовой части, на мостике - зенитные артустановки (20-мм автомат "Oerliron" и пулеметы "Vickers". В простирающейся до самой кормы надстройке был установлсн один забортный торпедный аппарат. ПЛ была оборудована гидроакустической станцией "Asdic", системой беспузырной торпедной стрельбы и устройством РДП.
Из 8 субмарин второй серии английских подводных лодок типа «S», в годы Второй Мировой войны уцелели только две. «Spearfish», «Shark» и «Salmon» погибли у побережья Норвегии: первая была потоплена немецкой подводной лодкой U34, вторая — немецким тральщиком у Скюдеснеса, а третья подорвалась на мине. «Snapper» пропала без вести, патрулируя в Бискайском заливе, а «Sterlet» погибла в бою с немецкими вооруженными траулерами в проливе Скагеррак. Подводная лодка «Sanfish», предназначалась для временной передачи советскому флоту, погибла на переходе к месту дислокации.
5. Схема проекта:
Общее распопожение подводной подки типа S (В-1):
1 - цистерна главного балласта №1; 2 - якорь; 3 - 533-мм торпедные аппараты; 4 - носовая дифферентная цистерна; 5 - торпедо-заместительные цистерны; 6 - носовой
(торпедный) отсек; 7 - носовой горизонтальный руль; 8 - швартовные кнехты; 9 - носовой входной люк; 10 - баллоны системы ВВД; 11 - запасные торпеды; 12 - «деррик»
- кран для погрузки торпедного боезапаса; 13 - торпедопогрузочный люк; 14 - съемный рельс для погрузки торпедного боезапаса; 15 - якорный шпиль; 16 - машина
якорного шпиля; 17 - топливные цистерны; 18 - второй отсек (запасных торпед и жилых помещений экипажа); 19 - третий отсек (аккумуляторный и жилые помещения командного
состава); 20 - аккумуляторная батарея; 21 - носовая уравнительная цистерна; 22 - цистерна пресной воды; 23 - артиллерийский погреб; 24 - кладовые различного
назначения; 25 - 76-мм орудие; 26 - четвертый отсек (аккумуляторный и центрального поста); 27 - входной (выходной) люк для прислуги 76-мм орудия, а также помещение
для оптического визира; 28 - ходовой мостик; 29 - бинокулярный перископ (7,5-дюймовый бифокальный); 30 - перископ атаки (9,5-дюймовый унифокальный); 31 - 20-мм
автомат; 32 - прочная рубка; 33 - шахта 20-мм автомата; 34 - центральный пост; 35 - медицинский блок; 36 - радиорубка; 37 - помещение вспомогателыных механизмов;
38 - пятый отсек (главных двигателей); 39 - дизель; 40 - глушитель дизеля; 41 - шахта бинокулярного перископа; 42 - шахта перископа атаки; 43 - цистерна расходного
масла; 44 - генератор; 45 - цистерна чистого масла (резервная топливная цистерна); 46 - главный гребной электродвигатель; 47 - главный распределительный щит; 48 -
шестой отсек (румпельный и жилых помещений экипажа); 49 - кормовая уравнительная цистерна; 50 - кормовой входной люк; 51 - привод кормовых горизонтальных рулей;
52 - вспомогательная топливно-балластная цистерна; 53 - вспомогателыная топливно-балластная цистерна; 54 - кабельная шахта; 55 - цистерна главного балласта №2;
56 - цистерна главного балласта №3; 57 - цистерна главного балласта №4; 58 - цистерна главного балласта №5; 59 - компрессор системы воздуха высокого давления.
(cхема выполнена Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин»)
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 765 (670?) т
подводное - 960 (927?) т
скорость в надводном положении - 14,8 (max) узлов
в подводном положении - 9 (10?) (max) узлов
дальность плавания в надводном положении - 3800-4000 (10 уз.) миль
дальность плавания в подводном положении - 120 (3 уз.) миль
экипаж - 48 (40?) человек
размерения - 65,5 (58,8?)х7,2х3,65(3,2?) м
силовая установка дизель-электрическая - 2х950/2х650 л.с.
вооружение НТА 533мм - 6 шт.
КТА 533мм - 1 шт.
орудие 76 мм - 1 шт.
автомат 20 мм - 1 шт. ("Oerlikon")
глубина погружения - до 90 м
7. Источники:
- Пер. с англ. Николаева А. «Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира», АСТ, 2001г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг", Харвест, Минск, 2002г.
- Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945гг.» ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016