Тип «L» III серии (Великобритания).
1. Количество подводных лодок проекта: 21
2. Изображение проекта:
вид сбоку и сверху
окраска ПЛ ВМС Великобритании
3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Глазго "Файрфельд Шипбилдинг энд Инженеринг Компани" (?) |
||||||
1 |
- |
05.1917 |
1918 |
19.12.1918 |
04.06.1919 – потоплена |
4. История проекта:
ПЛ типа «L» ВМС Великобритании (эти английские подводные лодки принимали участие как в Первой, так и во Второй Мировой войне, 17 ПЛ этого типа, были достроены уже после окончания Первой Мировой войны) сооружались в 1916-1920 гг. и разделялись на три подтипа: L-1 - L-8, L-9 - L-33 и L-51 - L-71. Вооружение на лодках первых двух подтипов состояло из одного орудия с большим углом возвышения на рубке, а третьего подтипа - из двух орудий на рубке, спереди и сзади. Также на этих субмаринах ставилось по шесть торпедных аппаратов: у первого подтипа - по четыре носовых и два поперечных в средней части корпуса, у второго и третьего - по шесть носовых. По своей конструкции относились к полуторакорпусным подводным лодкам с расположенными снаружи прочного корпуса легкими полукруглыми булями (були - выпуклости, обычно полукруглого сечения, расположенные вдоль бортов лодки), где размещались цистерны главного балласта (по три с каждого борта). Прочный корпус английской субмарины по длине разделялся плоскими поперечными переборками на восемь отсеков: первый - торпедный; второй, третий и четвертый - аккумуляторные (с жилыми помещениями в верхней части), пятый - центральный пост управления лодкой в подводном положении со всеми необходимыми приборами, шестой – дизельный, седьмой - электромоторный и восьмой - кормовой, где стояли рулевые агрегаты и ряд вспомогательных механизмов.
Английская ПЛ L-55 погибла в июле 1919 года в бою с эсминцами «Азард» и «Гавриил». Реввоенсовет СССР в 1928 году санкционировал восстановление ПЛ, что и было выполнено на Балтийском заводе в течении двух лет. Разработкой технической документации на восстановление занималось техническое бюро №4. Чертежи составлялись в основном путем съемок с натуры параллельно с изучением корабля, имевшего серьезные разрушения.
Объявленная высокая надводная скорость хода, несмотря на тщательный ремонт дизелей Виккерса (1100 л.с.) и подготовку корпуса, не подтвердилась. На испытаниях максимальная надводная скорость составила 13,9 узлов, подводная – 9 узлов. Правда, установка отечественных аккумуляторных батарей и дополнительных технических средств привела к некоторой перегрузке (34,7 т), объемное надводное водоизмещение лодки составило 960 м. куб. при 20% запасе плавучести.
На вооружении лодки сохранилось торпедное вооружение (6 ТА и общий запас – 12 торпед), а вместо двух 100-мм пушек установили столько же 76-мм пушек.
Предельную глубину ПЛ установили 50 м, рабочую - 45 м, время срочного погружения - 75 с.
Ряд особенностей английской ПЛ были использованы в последующих проектах отечественных лодок (були, три воздушные системы, маломощные электродвигатели экономичного хода, компоновка ряда внутренних помещений и т.п.).
5. Схема проекта:
Общая схема
Подробная схема. Укрупненный вид (206 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа L III серии *
1- 533-мм торпедные аппараты; 2 - якорь; 3 - носовой (торпедный) отсек; 4 - запасные торпеды; 5 - торпедопогрузочный люк; 6 - каюты офицеров;
7 - аккумуляторные батареи; 8 - второй (носовой аккумуляторный и жилой) отсек; 9 - 100-мм орудие; 10 - ходовой мостик; 11 - перископ атаки;
12 - зенитный перископ; 13 - прочная рубка; 14 - третий (центральный, кормовой аккумуляторный и жилой) отсек; 15 - жилые помещения экипажа;
16 - центральный пост; 17 - шахты перископов; 18 - артиллерийский погреб; 19 - шлюпка; 20 - четвертый (дизелыный) отсек; 21 - дизель;
22 - глушитель газоотвода дизеля; 23 - топливные цистерны; 24 - электродвигатель экономичного хода с редуктором; 25 - пятый (электромоторный) отсек;
26 - главный гребной электродвигатель; 27 - двигатель привода вертикального руля; 28 - привод горизонтальных рулей.
* Схема выполнены Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей британской ПЛ типа L III серии.
6. Тактико-технические данные проекта (после восстановительного ремонта):
водоизмещение | ||
надводное: | 954 тонн | |
подводное: | 1139 (1150?) тонн | |
скорость хода | ||
надводная: | 13,9 узлов | |
подводная: | 9,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 1500/2600 при ус.запасе (13,9), 3270/5550 при ус. запасе (6,8) миль | |
в подводном положении: | 20 (9), 100 (2,9) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 50 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 72 м | |
ширина: | 7,2 м | |
осадка средняя: | 4,1 м | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 12 | |
число х калибр артустановок, мм: | 2 х 76 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 1100 л.с. (Vikers, с 1933 - 42БМ6) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 800 л.с. | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 48 л.с. | |
экипаж | ||
экипаж | 56 человек |
7. Источники:
- Пер. с англ. Николаев А. «Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира», АСТ, Москва, 2001г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг", Харвест, Минск, 2002г.
- Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945гг.» ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Информация с сайта "Английские подводные лодки"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Балабин В.В. "Английская субмарина под военно-морским флагом СССР".
- Черепков А. «ЭПРОН реанимировал подлодки».
- Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016