Rambler's Top100 Подводные лодки Типа "L"

Тип «L» III серии (Великобритания).



1. Количество подводных лодок проекта: 21


2. Изображение проекта:


Подводная лодка тип L

Подводная лодка тип L

вид сбоку и сверху

Подводная лодка типа L типичный окрас в ВМС Великобритании

окраска ПЛ ВМС Великобритании


3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Глазго "Файрфельд Шипбилдинг энд Инженеринг Компани" (?)

1

 L-55

-

05.1917

1918

19.12.1918

 04.06.1919 – потоплена
 11.08.1928 – поднята
 10.12.1932 – пер. «Л-55»
 16.05.1949 – пер. «ПЗС-6»




4. История проекта:


ПЛ типа «L» ВМС Великобритании (эти английские подводные лодки принимали участие как в Первой, так и во Второй Мировой войне, 17 ПЛ этого типа, были достроены уже после окончания Первой Мировой войны) сооружались в 1916-1920 гг. и разделялись на три подтипа: L-1 - L-8, L-9 - L-33 и L-51 - L-71. Вооружение на лодках первых двух подтипов состояло из одного орудия с большим углом возвышения на рубке, а третьего подтипа - из двух орудий на рубке, спереди и сзади. Также на этих субмаринах ставилось по шесть торпедных аппаратов: у первого подтипа - по четыре носовых и два поперечных в средней части корпуса, у второго и третьего - по шесть носовых. По своей конструкции относились к полуторакорпусным подводным лодкам с расположенными снаружи прочного корпуса легкими полукруглыми булями (були - выпуклости, обычно полукруглого сечения, расположенные вдоль бортов лодки), где размещались цистерны главного балласта (по три с каждого борта). Прочный корпус английской субмарины по длине разделялся плоскими поперечными переборками на восемь отсеков: первый - торпедный; второй, третий и четвертый - аккумуляторные (с жилыми помещениями в верхней части), пятый - центральный пост управления лодкой в подводном положении со всеми необходимыми приборами, шестой – дизельный, седьмой - электромоторный и восьмой - кормовой, где стояли рулевые агрегаты и ряд вспомогательных механизмов.

Английская ПЛ L-55 погибла в июле 1919 года в бою с эсминцами «Азард» и «Гавриил». Реввоенсовет СССР в 1928 году санкционировал восстановление ПЛ, что и было выполнено на Балтийском заводе в течении двух лет. Разработкой технической документации на восстановление занималось техническое бюро №4. Чертежи составлялись в основном путем съемок с натуры параллельно с изучением корабля, имевшего серьезные разрушения.

Объявленная высокая надводная скорость хода, несмотря на тщательный ремонт дизелей Виккерса (1100 л.с.) и подготовку корпуса, не подтвердилась. На испытаниях максимальная надводная скорость составила 13,9 узлов, подводная – 9 узлов. Правда, установка отечественных аккумуляторных батарей и дополнительных технических средств привела к некоторой перегрузке (34,7 т), объемное надводное водоизмещение лодки составило 960 м. куб. при 20% запасе плавучести.

На вооружении лодки сохранилось торпедное вооружение (6 ТА и общий запас – 12 торпед), а вместо двух 100-мм пушек установили столько же 76-мм пушек.

Предельную глубину ПЛ установили 50 м, рабочую - 45 м, время срочного погружения - 75 с.

Ряд особенностей английской ПЛ были использованы в последующих проектах отечественных лодок (були, три воздушные системы, маломощные электродвигатели экономичного хода, компоновка ряда внутренних помещений и т.п.).


5. Схема проекта:


тип L схема

Общая схема


тип L схема


Подробная схема. Укрупненный вид (206 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа L III серии *
1- 533-мм торпедные аппараты; 2 - якорь; 3 - носовой (торпедный) отсек; 4 - запасные торпеды; 5 - торпедопогрузочный люк; 6 - каюты офицеров; 7 - аккумуляторные батареи; 8 - второй (носовой аккумуляторный и жилой) отсек; 9 - 100-мм орудие; 10 - ходовой мостик; 11 - перископ атаки; 12 - зенитный перископ; 13 - прочная рубка; 14 - третий (центральный, кормовой аккумуляторный и жилой) отсек; 15 - жилые помещения экипажа; 16 - центральный пост; 17 - шахты перископов; 18 - артиллерийский погреб; 19 - шлюпка; 20 - четвертый (дизелыный) отсек; 21 - дизель; 22 - глушитель газоотвода дизеля; 23 - топливные цистерны; 24 - электродвигатель экономичного хода с редуктором; 25 - пятый (электромоторный) отсек; 26 - главный гребной электродвигатель; 27 - двигатель привода вертикального руля; 28 - привод горизонтальных рулей.

* Схема выполнены Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей британской ПЛ типа L III серии.


6. Тактико-технические данные проекта (после восстановительного ремонта):


  водоизмещение  
  надводное: 954 тонн
  подводное: 1139 (1150?) тонн
  скорость хода  
  надводная: 13,9 узлов
  подводная: 9,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

1500/2600 при ус.запасе (13,9), 3270/5550 при ус. запасе (6,8) миль
  в подводном положении:

20 (9), 100 (2,9) миль
  глубина погружения  
  предельная: 50 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 72 м
  ширина: 7,2 м
  осадка средняя: 4,1 м
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 12
  число х калибр артустановок, мм: 2 х 76
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 1100 л.с. (Vikers, с 1933 - 42БМ6)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 800 л.с.
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 48 л.с.
  экипаж  
  экипаж 56 человек

7. Источники:


- Пер. с англ. Николаев А. «Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира», АСТ, Москва, 2001г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг", Харвест, Минск, 2002г.
- Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945гг.» ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Информация с сайта "Английские подводные лодки"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Балабин В.В. "Английская субмарина под военно-морским флагом СССР".
- Черепков А. «ЭПРОН реанимировал подлодки».
- Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016