Rambler's Top100 Подводная лодка "Kalev", "Калев". Тип "Kalev"

"Kalev" (ВМС Эстонии),
"Калев" (ВМС СССР)

Тип «Kalev»




фотография:


Подводная лодка Kalev

Подводная лодка "Kalev" ВМС Эстонии.




историческая справка:


1934 год 12 декабря
Заключено соглашение о строительстве ПЛ между Министерство Обороны Эстонии и английской компанией "Vickers & Armstrongs Ltd.";

1935 год май
Заложена на верфи "Viсkers & Armstrong Ltd." в Барроу (Barrow, Великобритания) под наименованием "Kalev" (в честь великана — персонажа эстонских легенд);

1936 год 7 июля
Спущена на воду;

1936 год 7 сентября
Укомплектован экипаж;

1937 год 12 марта
Вступила в строй;

1937 год май
Вошла в состав ВМС Эстонии;

1937 год 19 - 24 мая
Представляла Эстонию на военно-морском параде на Спитхэдском рейде (Великобритания) в честь коронации Георга VI;

1937 год 1 июня
Прибыла в Таллин. Базровалась на Минную Гавань;

1937 год лето
Прошла курс подготовки, отрабатывая торпедные атаки и минные постановки;

1937 год сентябрь
Совместно с ПЛ "Lembit" приняла участие в учениях эстонского Морского дивизиона (Merelaevastiku divisjoni), целью которых стала отработка задач, связанных с защитой Таллинна от нападения с моря;

1937 год сентябрь - октябрь
Специалистами германской фирмы "Atlas-Werke AG" были установлены эхолот и акустическое оборудование;

1938 год
Совместно с ПЛ "Lembit" совершила несколько отрядных и множество индивидуальных учений, посетила с официальным визитом Ригу;

1938 год 5 сентября
Установлено артиллерийское вооружение в Швеции на фирме "Bofors";

1939 год - 1940 год
Занималась боевой подготовкой. Большую часть времени находилась в Таллине. Основная задача экипажа при выходах в море - это отработка погружения и всплытия. При возвращении из одного из выходов в море, при швартовке, командир вместо команды "Полный назад!" переложил ручки телеграфа на "Полный вперед!" - и ПЛ врезалась носом в причальную бетонную стенку;

1939 год лето
Совместно с подводной лодкой "Lembit" принимала участие в секретных финско-эстонских манёврах, в ходе которых отрабатывалось отражение прорыва кораблей Краснознамённого Балтийского флота через Финский залив. При этом подводные лодки посетили Хельсинки;

1939 год 22 ноября
Отдел строительства подводных лодок германского Штаба руководства войной на море выступил с инициативой о приобретении эстонских субмарин с целью использования их в качестве учебных кораблей подводных сил Кригсмарине. В тот же день главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Э.Редер поручил военно-морскому атташе в Эстонии провести предварительные переговоры о закупке подводных лодок "Kalev" и "Lembit". Бесплодные переговоры с различными вариантами достижения компромисса продолжались вплоть до 06.1940, когда правительство Эстонской республики ушло в отставку в результате советского ультиматума;

1940 год 13 августа
После вступления Эстонии в СССР зачислена в состав кораблей ВМФ СССР под наименованием "Калев";

1940 год 19 августа
Поднят советский военно-морской флаг. Вошла в состав КБФ. Зачислена в состав 2-й БрПЛ КБФ (подчинялась непосредственно штабу бригады);

1940 год осень - зима
Подготовка документации, изучение материальной части и освоение корабля личным составом;

1941 год 11 февраля
После объявления новой организации подводных сил на Балтике вошла в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на Либаву;

1941 год апрель
Перебазирована в Либаву;

1941 год 22 июня
Находилась в Либаве в организационном периоде;

1941 год 22 - 23 июня
В 23.20 22.6 вместе с ПЛ "Лембит" и "С-7" в сопровождении тральщика "Фугас" и двух катеров типа "МО" покинула осаждённый город. 23.6 прибыла в Виндаву;

1941 год 25 - 27 июня
25.6 перешла в Усть-Двинск, 27.6 - в Куйвасте;

1941 год июль
1.7 перешла в Палдиски, 4.7 - в Таллин, 5.7 - в Кронштадт. 25-31.7 прошла докование;

1941 год 2 - 3 августа
Перешла в Таллин;

1941 год 8 - 21 августа
Боевой поход. 8.8 вышла на позицию. До меридиана м. Ристна эскортировалась БТЩ-203, -210, -211, -215 (по другим данным вместо него БТЩ-205), -218. Вечером 11.8 прибыла в назначенный район. Поскольку в течение 11-12.8 движения ТР противника не наблюдалось, командир принял решение выставить мины на 5 миль мористее указанного района, т.к. считал постановку на глубинах менее 25 метров небезопасной для ПЛ. Вечером 12.8 поставила три минных банки (3, 3, 4 мины, интервал 60 м, углубление 3 м) западнее мызы Сарнате (юго-западнее м-ка Ужава). В последующие дни ПЛ наблюдала усиленное траление прибрежных фарватеров в районе Виндавы. Предположительно установила мины, на которых погибли ТН "Мозель I" (796 брт) 26.09.1941 и ТР "Фрауенбург" (2111 брт) 07.11.1941. По количеству мин на цель это была самая эффективная минная постановка подводной лодки ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. (по другим данным, упоминаемые в отечественной литературе в качестве успехов постановки ПЛБ/ТН "Мозель" и ТР "Фрауенбург" реально погибли в районе Виндавы на донных неконтактных минах, выставленных в ночь на 22.06.1941 катерами 3-й германской флотилией ТКА). 18.08 ПЛ обнаружила конвой противника, но выйли в атаку из-за противодействия сил экскорта не смогла. 21.8 встречена в устье Финского залива БТЩ-204, 207, 211, 215, 218 и 4 СКА и сопровождена в Таллин. 21.08 ПЛ вернулась в Таллин, когда город был уже на осадном положении;

1941 год 28 - 30 августа
В составе Отряда Главных Сил совершила прорыв из Таллина в Кронштадт. 29.8 на переходе была обстреляна с немецкого самолета, в результате чего один подводник был убит, а командир ПЛ ранен. Несмотря на это ПЛ прибыла в Кронштадт 30.8;

1941 год 4 октября
Перешла в г.Ленинград;

1941 год 16 октября
Перешла в г.Кронштадт;

1941 год 27 октября - ноябрь
Боевой поход. Вечером 27.10 вышла из базы на позицию. В ночь на 30.10 должна была высадить разведгруппу (три разведчика - двое мужчин и женщина-радистка) на вражеском побережье (по сведениям А.М. Матиясевича и Б. Ройтблата высадка группы все же была произведена), после чего на связь больше не выходила, и на базу не вернулась (отозвана приказом командира БПЛ в ночь на 11.11). Возможные причины гибели: в ночь на 31.10 подрыв на мине заграждения "Юминда" восточнее о. Прангли, ошибка личного состава или отказ техники, либо, если РГ все же была высажена - погибла 31.10 - 11.11 в районе Таллина на мине заграждения "Корбетта", плавающей мине, либо из-за навигационной ошибки - на советских оборонительных заграждениях. На ПЛ погибло 38 членов экипажа и, возможно, три разведчика;

2007 год - 2010 год
Неоднократно появлялась информация об обнаружении остова ПЛ, которая не подтвердилась;

2018 год
По состоянию на конец года считалась пропавшей без вести;

2019 год 11 мая
Международная команда в составе Имми Валлин (Immi Wallin, SubZone, Финляндия) Сами Паккаринена (Sami Paakkarinen, Финляндия), Йенни Вестерлунд (Jenni Westerlund, Финляндия), и участников проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова, Михаила Иванова, Ивана Боровикова, игумена Иннокентия Ольхового, Евгения Загадского и Дениса Осипова, при поддержке Фонд президентских грантов начала второй этап экспедиции по поиску и идентификации советских подводных лодок, погибших в годы войны на Балтике. Исследования проходят в территориальных водах Эстонии, в районе бывшего минного поля «Юминда», где погибли несколько подводных лодок, а также более 40 кораблей Таллиннского перехода. В настоящее время команда занята поиском места гибели лодок Щ-301, М-98, "Калев".




командиры (ВМС Эстонии):


1. Понтак А.Р.-Г./Alfred Roman Herman Pontak (09.1936-1939)
2. Пууранд В.Х./Verner Hans Puurand (1939-1940)

командиры (ВМФ СССР):


1. Ныров Б.А. (03.10.1940-10.1941)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа
2. Фотография ПЛ "Kalev" во время спуска на воду. 07.07.1936
3. Список погибших 29.08.1941г.
4. Список погибших ??.11.1941г.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг", Харвест, Минск, 2002г..
2. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г", ч.1, "Полигон", 2001г..
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г..
4. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. Гринкевич В.И. Краснознаменная подводная лодка "Лембит", Ээсти Раамат, Таллин, 1986г.
7. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2019