Тип «IIB» (Германия).
1. Количество подводных лодок проекта: 30
2. Изображение проекта:
вариант 1940 года
3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГЕРМАНИЯ: Киль. Верфь "Германия" (Germaniawerft) (14). |
||||||
1 |
543 |
08.04.1935 |
30.07.1935 |
21.08.1935 |
20.08.1944 - потоплена |
|
2 |
548 |
10.07.1935 |
07.12.1935 |
04.01.1936 |
25.08.1944 - затоплена |
|
3 |
554 |
21.04.1936 |
24.09.1936 |
10.10.1936 |
25.08.1944 - затоплена |
4. История проекта:
Тип IIВ являлся малой лодкой прибрежного действия. Это были первые подводные лодки, построенные в Германии после отмены Версальских ограничений. В качестве прототипа была взята финская ПЛ "Vesikko", проект которой был разработан в Германии на основе прибрежных ПЛ типов UB-II и UF периода Первой мировой войны. От прототипа отличались увеличенной мощностью двигателей, запасом топлива и улучшенной маневренностью. В германском флоте получили неофициальное прозвище "каноэ".
Строились с 1935 по 1940 год. Использовалась для обороны морских баз и для минных постановок. ПЛ была однокорпусной, с внутренними балластными цистернами. Глубина погружения: рабочая — 80 м, максимальная — 150 м; время погружения 25 — 35 с. При строительстве широко использовалась сварка, что позволило снизить массу корпуса. При стандартном водоизмещении 250 тонн (полное надводное - 279 тонн, подводное - 414 тонн) лодка имела длину корпуса 42,7 м, ширину - 4,08 м, осадку - 3,90 м. Для надводного плавания использовались два 12-цилиндровых дизеля "Майбах" мощностью по 350 л.с., для движения под водой - два 180-сильных электродвигателя. Скорость надводного хода составляла 13 узлов, подводного - 7 узлов. Рабочая глубина погружения - 80 метров, максимальная - 150 метров. Запас топлива - 21 тонна. Дальность плавания под дизелями - 3900 миль 8-узловым ходом (под водой - 43 мили при 4-узловом ходе). Вооружение: три 533-мм носовых торпедных аппарата (боекомплект - 5 торпед или могли принимать 12 мин ТМА или 18 мин TMB), один-два спаренных или одноствольных 20-мм автомата и рубочный ручной 7,62-мм пулемет (yа первых двух сериях артиллерийское вооружение изначально не предусматривалось, а было установлено уже в ходе службы). Экипаж лодки - 32 человека, в том числе - четыре офицера.
К началу WWII большинство лодок II серии имело статус учебных, но затем они стали привлекаться к участию в боевых операциях, в т.ч. в роли минных заградителей. Несколько лодок летом 1941 г. действовали против советского флота на Балтике; 6 ПЛ (U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24) летом 1942 г. были переброшены на Черное море. Остальные с 1941 года использовались преимущественно как учебные.
ПЛ U-9 20.08.1944 потоплена в ВМБ Констанца бомбами самолетов "Пе-2" 40-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота. В начале 1945 года поднята аварийно-спасательной службой ЧФ и отбуксирована в Николаев и поставлена в восстановительный ремонт 19.08.1945 года. Зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения "ТС-16". 12.12.1946 года исключена из списков ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.
ПЛ U-18 и U-24 были повреждены и затоплены 25.08.1944 в районе ВМБ Констанца (44.12N, 28.41E), при наступлении Советских войск. Позже корабли были подняты спасательной службой ВМФ СССР и предоставлены в распоряжение Черноморского Флота для обеспечения боевой подготовки. 26.05.1947 оба корабля были уничтожены при проведении артиллерийских и торпедных стрельб подводной лодкой М-120.
5. Схема проекта:
? Нет данных
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 279 т
подводное - 414 (328?) т
скорость в надводном положении - 13 узлов
в подводном положении - 7 узлов
дальность плавания в надводном положении - 3900 (8)миль
в подводном положении - 43 (4) миль
экипаж - 24-28 человек
размерения - 42,7х4,08х3,9 м
силовая установка дизель-электрический - 2х350/2х180 л.с.
вооружение НТА - 3 шт.
глубина погружения - до 150 м
7. Источники:
- Патянин С.В., Нагирняк В.А. "Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 2", МК, №10, 2005г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г.
- Справочная информация с сайта "U-boat.net".
- Справочная информация с сайта "Subnetitalia"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016