Тип «VIIC» (Германия).
1. Количество подводных лодок проекта: 577+5(недостроено)+11(заказаны механизмы)
2. Изображение проекта:
вариант 1944 года
типичная окраска, вариант 1944 года
3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГЕРМАНИЯ: Киль. Верфь "Германия" (Germaniawerft) (58). |
||||||
1 |
684 |
09.01.1943 |
11.11.1943 |
12.12.1943 |
30.06.1944 - потоплена, поднята |
|
2 |
691 |
21.06.1943 |
20.04.1944 |
20.05.1944 |
13.02.1946 пер. в Н-22 |
|
3 |
692 |
02.08.1943 |
11.05.1944 |
10.06.1944 |
13.02.1946 пер. в Н-23 |
4. История проекта:
Тип VIIC являлся слегка измененной версией удачного типа VIIB. Его особенность — удлиненный на 0,6 м корпус под планируемое оснащение всех ПЛ гидролокаторами. Прирост водоизмещения вызвал незначительное снижение скорости хода, но позволил увеличить запас топлива. В середине 1941 года появился модифицированный проект VIIC/41. Всего, включая модификации, был выдан заказ на постройку 1006 лодок типа VII. В строй вступили 577 ПЛ типа VIIC, а 3 не были достроены и не вошли в состав флота (заключено 643 контракта на постройку ПЛ и для 593 ПЛ были заказаны механизмы).
Лодки типа VII имели 5 торпедных аппаратов (4 носовых и один в корме). В связи с отставанием производства вооружения, 5 ПЛ (U-72, U-78, U-80, U-554, U-555) вступили в строй всего с двумя носовыми ТА и использовались только в качестве учебных, еще 7 ПЛ (U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431, U-651) не имели кормового ТА. Вместо торпед ПЛ могли принимать 24 мины ТМА или 36 мин ТМВ.
В конце 1942 года было принято решение о демонтаже 88-мм орудия со всех лодок типа VII, но часть из них, особенно учебные и действовавшие на второстепенных театрах, сохранили его до конца войны. С лета 1942 года началось усиление зенитного вооружения. Позади ограждения рубки монтировалась невысокая платформа (так называемый "Wintergarten") с 1x2, затем 1x4 20-мм автоматом; позади мостика ставились 2x1 или 2x2 20-мм автомата. На ПЛ, действовавших на Средиземном море, устанавливались итальянские спаренные 13,2-мм пулеметы. Наиболее необычным проектом стали "зенитные" ПЛ — ловушки для самолетов. Первой в мае 1943 года таким образом переоборудовали U-441 (кодовое обозначение проекта "U-Flak-1"), получившую 1x1 37-мм и 2x4 20-мм автомата; затем аналогичным образом перевооружили U-256, U-621 и U-953; однако идея себя не оправдала, и вскоре все ПЛ перевели в обычные, а начатые работы на U-211, U-263 и U-271 отменили. К концу войны стандартное артиллерийское вооружение ПЛ VII серии состояло из 1x1 37-мм и 2x2 20-мм автоматов. С начала 1944 г. лодки стали оснащать "шнорхелем" (первой его получила U-264).
Лодки типа VIIC являлись «рабочей лошадкой» Немецкого флота во Второй Мировой Войне. Лодки этого проекта строились в течении всей войны. Головная лодка серии U-93 (первой из кораблей этого типа вошла в состав флота) была построена в 1940. Тип VIIC оказался высокоэффективным для использования в подводной войне. ПЛ типа VII действовали на всех театрах, где германский флот вел подводную войну, кроме Черного моря и Индийского океана. Наиболее известный корабль типа VIIC - U-96, который был показан в кинофильме "Das Boot".
Дальнейшим развитием проекта должны были стать ПЛ серий VIIC/42 и VIIC/43, но их так и не воплотили в металле. Осталась "на бумаге" и серия VIIE, спроектированная под мощный облегченный дизель "Deutz" с V-образным расположением цилиндров. Кроме того, существовало две специальных модификации VII серии: тип VIID — подводный минный заградитель; тип VIIF — транспортная ПЛ.
После раздела Германского флота, СССР досталось два корабля этого типа (U-1057 и U-1058). ПЛ U-250 была уничтожена в процессе боевых действий, поднята и доставлена в Кронштадт.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (303 Кб)
Ограждение рубки, шнорхель и варианты вооружения ПЛ серии VII, 1944 г.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 769 т
подводное - 871 (1070 - полное) т
скорость в надводном положении - 17,7 узлов
в подводном положении - 7,6 узлов
дальность плавания в надводном положении - 8500 (10)миль
в подводном положении - 80 (4) миль
экипаж - 40-44 (до 56-59 в дальних походах) человек
размерения - 67,1х6,2х4,74 м
силовая установка дизель-электрическая - 2х(1400-1600)/2х280(375?) л.с.
вооружение НТА - 4 шт.
КТА - 1 шт.
автомат 37 мм - 1х1 шт. (на 1944 год)
автомат 20 мм - 2х2 шт. (на 1944 год)
мины - 24 мины ТМА или 36 мин ТМВ
глубина погружения - до 220 м
7. Источники:
- Патянин С.В., Нагирняк В.А. "Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии", ч.2, МК № 10, 2005г.
- Морозов М.Э., Фарафонов А.С. "Германские подводные лодки VII серии. Подводные пираты Кригсмарине", МК № 2, 2003г.
- Морозов М.Э. "Германские подводные лодки VII серии"
- Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
- Справочная информация с сайта UBoat.net.
- Рисунок с сайта http://www.subnetitalia.it/uboot.htm
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016