Rambler's Top100 Подводная лодка К-23. Тип "К" XIV серии

К-23

Тип «К» XIV серии




фотография:


Подводная лодка К-23


На мостике ПЛ "К-23" типа "К" XIV серии. Весна 1942 года.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Катюши" в бою".




историческая справка:


1938 год 5 февраля
Заложена на эллинге судостроительного завода №196 в г.Ленинград;

1939 год 28 апреля
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (затем в 19-й ДнПЛ ОВСКРПК);

1940 год 25 сентября
Вступила в строй. Зачислена в состав 1-й БрПЛ (в 12.1940 - 19-й ДнПЛ 1-й БрПЛ);

1940 год 25 октября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1940 год декабрь - 1941 год февраль
Находилась в гарантийном ремонте в г.Кронштадт;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;

1941 год 24 мая - 24 июня
Осуществила переход на Северный флот по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-11 из г.Ленинград в г.Беломорск;

1941 год 24 июня
Перечислена в состав Учебной БрПЛ СФ;

1941 год 12 июля
Под эскортом тральщиков "Т-892" и "Т-893" перешла в Архангельск для профилактического ремонта;

1941 год 12 сентября
Прибыла в Молотовск;

1941 год 17 сентября
Зачислена в состав Северного флота;

1941 год 28 - 30 сентября
После завершения курса боевой подготовки в Белом море перешла в Полярное;

1941 год 13 октября
Произошла авария компрессора ВВД;

1941 год 30 сентября Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1941 год 24 - 26 октября
Боевой поход для постановки мин в районе Киркенеса (позиция №5а). В l9.20 24.10 вышла на позицию. Днем 25.10 попала в шторм, в результате чего выведены из строя оба 100-мм орудия, залиты водой перископы, оборвана антенна КВ-связи. Из-за полученных повреждений в 11.01 26.10 вернулась в губу Оленья. После устранения повреждений в 18.59 27.10 попыталась снова выйти на позицию, но к 19.12 вернулась из-за тумана обратно;

1941 год 28 - 30 октября
Боевой поход для постановки мин в районе Киркенеса (позиция №5а; обеспечивающий - командир 1-го ДнПЛ кап.2р. М.И. Гаджиев). В 10.00 28.10 вышла на позицию. Между 13.53 и 17.15 29.10 произвела постановку минного заграждения №17 перед входами во фьорды, ведущие в Киркенес (1-я банка из 10 мни между точками 69.53,1 с.ш./30.09,9 в.д. и 69.53,2 с.ш./30.07,5 в.д., 2-я банка из 3 мин между 69.53,7 с.ш./29.59,9 в.д. и 69.53,9 с.ш./29.58.9 в.д., oбe банки перед входом в Бёк-фьоорд. 3-я банка из 4 мин между точками 69.55,2 с.ш,/29.49,2 в.д. и 69.55,3 с.ш./29.17,7 в.д., 4-я банка из 3 мин между точками 69.55,5 с.ш./29.45,5 в.д. и 69.55,9 с.ш./29.44,1 в.д., 3-я и 4-я банки перед входом в Кье-фьорд; минный интервал 183 м., углубление — 4,3 м). В 19.50 начала возвращение в базу и в 10.19 30.10 прибыла в Полярное. Несмотря на сложные навигационные условия, постановка мин, по оценке командования Северного флота, была выполнена образцово. Предположительно на минах, выставленных в походе, 05.11.1941 подорвался и получил повреждения германский тральщик "М 22";

1941 год 16 ноября - 9 декабря
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2). В 13.00 16.11 вышла на позицию. В 12.00 17.11 в точке 71.45 с.ш./32.28 в.д. подверглась атаке ПЛ противника - уклонилась от двух торпед, одна из которых прошла в 3 каб. по правому борту ПЛ, возможно ложный контакт. В 09.00 19.11 прибыла на позицию. В 21.03-21.07 выставила минное заграждение №23 и районе входа в Нордс-Бергс-фьорд (6 мин одной банкой между точками 70.17,8 с.ш./21.51,5 в.д. и 70.19 с.ш./21.44 в.д.; минный интервал 183 м., углубление — 3,7 м). В 22.03-22.11 выставила минное заграждение №24 северо-западнее о. Силлен (5 мин одной банкой между точками 70.23,4 с.ш./21.44,5 в.д. и 70.24,55 с.ш./21.41,9 в.д.; минный интервал - 183 м., углубление — 3,7 м). В 09.41-09.52 20.11 выставлено минное заграждение №25 южнее о. Лоппа (5 мин одной банкой между точками 70.20,2 с.ш./21.30 в.д. и 70.18,7 с.ш./21.28,7 в.д.), в 12.52-13.10 заграждение №26 севернее о. Брюнилен (4 мины одной банкой между точками 70.14,5 г.ш./ 21.08,3 в.д. и 70.13,6 с.ш./21.07,0 в.д.). Вечером 25.11 командир отказался от атаки м/б из-за малой ценности объекта. В 05.44-05.50 26.11 обстреляла артиллерийским огнем ОТР (ТР 700-800 т, дистанция 16 каб., израсходовано 15 100-мм снарядов, наблюдалось потопление ТР — в квадрате АС7461 безрезультатно обстрелян норвежский РТ «Старт», экипаж которого вскоре после начала обстрела выключил ходовые огни). Через несколько часов при движении в подводном положении ударилась о скалу, в результате чего было погнуто ограждение и перо вертикального руля. 27.11-6.12 штормовала в районе зарядки АБ. Во время шторма накрыта волной, в результате чего оказались залитыми шахты перископов, вышел из строя электродвигатель компрессора и зенитный перископ. От ударом волн сошли со штырей платформы 100-мм орудий. В 19.19 6.12 начала возвращение в базу и в 16.00 9.12 прибыла в Полярное. По возвращении на базу командир ПЛ доложил об уничтожении тральщика противника. По некоторым данным (? требует уточнения) на минах, выставленных в походе, предположительно подорвался и погиб 15.02.1942 норвежский ТР "Бирк" (3664 брт);

1941 год 15 - 24 декабря
Прошла навигационный ремонт;

1941 год 25 декабря
При переходе из Полярного в Мурманск села на мель в районе м. Никитинского. Снята буксиром, при швартовке которого, помята надстройка, В результате посадки па мель погнуты лопасти левого гребного винта, решетки кингстонов ЦГБ №3, 4 и волнореэные щиты ТА;

1942 год 3 - 23 января
Боевой поход в район м. Нордкап (позиция №3; обеспечивающий начальник отдела подводного плавания штаба СФ кап.2р. В.М. Карпунин). В 17.00 3.1 вышла на позицию. В 22.00 5.1 прибыла па позицию. В 10.57-11.36 6.1 произвела постановку минного заграждения №35 в глубине Порсангер-фьорда (1-я банка из 8 мин между точками 70.23,25 с.ш./25.27.5 в.д. и 70.24,6 с.ш./25.23,1 в.д.; 2-я банка из 3 мин между точками 70.25,5 с.ш./25.19,65 в.д. и 70.25,65 с.ш./25.18,5 в.д., из-за неисправности минного устройства левого борта постановка прервана; минный интервал 380-555 м., углубление - 3,7 м.). Командир принял решение не уходить из района, а провести ремонт на месте. Весь день ПЛ маневрировала в глубине фьорда в подводном положении, а с наступлением ночи всплыла и подошла к берегу. Вскрыв минно-балластную цистерну, старшина 2 статьи С.Ф. Низовцев и старший краснофлотец А.Г. Пименов проникли в нее и начали ремонт. Люди рисковали жизнью, так как ПЛ стояла под вражеским берегом, и в случае обнаружения противником была бы вынуждена погрузиться, не оставляя им шансов на спасение. К 23.00 неисправность минного устройства устранена. В 00.25-00.40 7.1 выставила минное заграждение №36 в том же районе (7 мин одной банкой между точками 70,32,0 с.ш./25.22,2 в.д. и 70.33,4 c.ш./25.l9,2 в.д.; минный интервал - 380-555 м., углубление — 3,7 м.). Из-за повторного выхода из строя минного устройства 2 последние мины выставлены в 02.35 и в 02.37 в точках 70.35,1 с.ш./25.21,3 в.д. и 70.35,35 с.ш./25.22,0 в.д.). В 19.07 8.1 произвела торпедную атаку НСУ В Порсангер-фьорде (НСУ, атака надводная, 1 торпеда, из-за ошибки старшины торпедистов торпеда выпущена по команде "подготовиться к торпедной атаке", промах - зарубежных данных нет). Утром 9.1 остановлен норвежский рыбачий мотобот «Амбергет». После того как он был досмотрен, с него взяли норвежский флаг и отпустили. 12.1 штормовала в районе зарядки АБ. С 13.1 патрулировала в Порсангер-фьорде. Днем 14.1 при попытке атаковать КОН обнаружена и контратакована ММ противника, сбросившим на безопасном удалении 5 глб. 19.1 в районе Порсангер-фьорда ПЛ обнаружила ТР противника. Цель была обнаружена на кормовых курсовых углах. ПЛ развернулась и начала догонять ТР, следуя в надводном положении. Заметив преследование, капитан судна попытался укрыться в бухте Сверхольтклуббен. В 11.31-11.39 19.1 в районе бух. Сверхольтклубб ПЛ обстреляла артиллерийским огнем ТР (ТР 4000 т., дистанция 8-10 каб., израсходован 31 100-мм снаряд, с третьего залпа снаряды стали ложиться по цели, транспорт загорелся и начал погружаться кормой - потоплен норвежский каботажный ТР «Серё», 506 брт., перевозил штучный груз из Хоннингсвога в Кьелле-фьорд). В 11.39 произвела по ТР «Серё» двухторпедный залп — одна торпеда прошла под носовой частью, другая — повернула влево и прошла в 100 м за кормой. Днем на безопасном расстоянии от ПЛ зафиксировано 4 взрыва глб. В 00.58 22.1 начала возвращение в базу и в 10.40 23.1 прибыла в Полярное;

1942 год 22 января - 25 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 28 февраля - 26 марта
Боевой поход в район Конгс-фьорда (позиция №4а). В 18.57 28.2 вышла на позицию. В 17.00 1.3 прибыла на позицию. 3.3 в разное время зафиксировала 4 отдаленных взрыва. 3.3 во время зарядки АБ случайно было пролито масло на переключатели станции правого гребного электродвигателя от произошедшего короткого замыкания возник кратковременный пожар. Повреждения станции устранены за 23 ч. Действия ПЛ серьезно осложнялись плохим состоянием АБ. 4-8.3 штормовала в районе зарядки АБ. Днем 7.3 обнаружила плавующую мину. 7.3 получила приказ занять позицию прикрытия КОН «PQ-12» (позиция «А»). В 20.24 9.3 прибыла на новую позицию. 13.3 получила приказ вернуться на позицию №4а и в 00.44 14.3 прибыла туда. В 19.00 13.3 обнаружила плавующую мину. 17.3 и 19.3 обнаружила несколько м/б. 20-21.3 штормовала в районе зарядки АБ. 24.3 обнаружила в течение суток 7 м/б. В 20.29 начала возвращение в базу и в 10.57 26.3 прибыла в Полярное. За все время пребывания на позиции ПЛ не обнаружила ни одного вражеского конвоя, что по оценке командования объяснялось штормовой погодой, плохой видимостью и недостаточной активностью командира, действовавшего непосредственно у вражеского побережья весьма ограниченное время;

1942 год 1 - 22 апреля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 29 апреля - 12 мая
Боевой поход в район в 90 милях севернее о. Фуглё (позиция №10в; обеспечивающий — командир 1-го ДнПЛ кап.2р. М.И. Гаджиев). В 10.00 28.4 вышла на позицию. 5.5 на ПЛ передан приказ занять позицию №4 для поиска ПЛ Щ-401. В 09.22 12.5 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (2 ТР, 3 СКР, 3 БО) в районе м. Нордкин (ТР ? т, атака подводная, 4? торпеды, дистанция ? каб., безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Карл Леонхардт» и «Эмсланд»). Торпеды в цель не попали, а одна из них шла по поверхности, а в конце дистанции всплыла. Корабли окранения (СКА "V 6106", "V 6107" "V 6108" и БО "Uj 1101", "Uj 1109", "Uj 1110") застопорили ход и приступили к подъему торпеды из воды. В 10.14-11.51 после неожиданного всплытия в надводное положение с дистанции 40-75 каб. ПЛ провела безрезультатный артиллерийский бой с германскми БО "Uj 1101", "Uj 1109" и "Uj 1110" (БО израсходовали 217 88-мм снарядов и добились нескольких попаданий в ПЛ, которая окуталась дымом). В 11.51 12.5 ПЛ оторвалась от БО в надводном положении — БО продолжили преследование, ориентируясь по следу соляра. В 13.09 была атакована самолетом Ju-88 из состава бомбардировочной эскадры KG 30 (вблизи ПЛ взорвалось 2 бомбы). После атаки ПЛ погрузилась. В 14.10 12.5 в штабе СФ получено составленное в 12.00 донесение: «Транспорт торпедами, два СКР артиллерией уничтожил, квадрат 8114, курс ост. Имею повреждения от стрельбы. Командир ДПЛ». В 14.00 и 14.54 при попытке всплыть ПЛ была обстреляна пушечно-пулеметным огнем самолета и вновь погрузилась. В 16.30-18.35 12.5 была атакована германскими БО, сбросившим 99 глб. При бомбометании в 17.42 с БО "Uj-1109" наблюдались подводные взрывы, пузыри воздуха, обильное выделение соляра и масла, с поверхности воды были подобраны листы бумаги с текстом на русском языке. В дальнейшем ПЛ не ответила на запросы штаба СФ, отправленные в 14.40 и 23.00. Срок автономности истек 1.6. На ПЛ погиб 71 член экипажа;

2018 год
По состоянию на середину года данных об обнаружении остова ПЛ нет.




командиры:


1. Бакунин Б.К. (01.09.1939-23.09.1939)
2. Жуков А.А. (23.09.1939-30.04.1941)
3. Потапов Л.С. (30.04.1941-05.1942)



дополнительная информация:


Список погибших 12.05.1942



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" в бою", Морская коллекция, №2, 2008г.
15. Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Катюши" в бою".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018