Rambler's Top100 Проект модернизации для подледного плавания

Проект модернизации ПЛ типа «М» XII серии для подледного плавания



1. Количество модернизированных подводных лодок: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка М-90


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

модернизации

 ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№196) (1)

1

 М-90

91

27.06.1936

28.11.1937

1940



4. История проекта:


Навигационно-гидрографические и гидрометеорологические особенности Балтийского морского театра, в частности образо­вание в мелководной восточной части Финского залива ледового покрова в период с ноября — декабря по март — апрель, существенно затрудняли и прерывали боевую подготовку подводных сил КБФ, располагавшего до 1940 г. очень ограниченной операционной зоной.

В 1936 г. офицеры-подводники А.Т. Тарадин и М.И. Балтачи подготовили доклад вышестоящему командованию о возможности использования подводных лодок в условиях Финского залива путем выхода их в незамерзающую часть подо льдом. Доклад был рассмотрен постоянной подводной комиссией при Главном морском штабе, которая пришла к выводу, что «необходимость выхода и входа лодок подо льдом в Финском заливе представляет особую ценность и, если это будет признано оперативно-необходимым, для этого нужно создать специальный тип подводной лодки для изучения плавания подо льдами, ибо существующие типы подводных лодок непригодны». Комиссия исходила из того, что подводным лодкам может потребоваться вести наблюдение из-подо льда, а возможно, и заряжать аккумуляторную батарею, т. е. они должны иметь связь с возду­шной средой. Поэтому было решено провести на Балтике необходимые опыты подледного плавания и поставить перед промышленностью вопрос о конструировании специального устройства для пробивания льда.

Ещё до начала Советско-финской войны старший лейтенант А.В. Лепешкин предложил "прибор для наблюдения с подводной лодки из подо льда". 17 февраля 1940 года Главный военный совет ВМФ заслушал изобретателя и одобрил конструкцию прибора. Для его испытаний под председательством командира 3 бригады ПЛ КБФ капитана 2 ранга Н.И.Виноградова была создана комиссия, а сам прибор смонтирован на специально выделенной для этого подводной лодке М-90 (тип «М» XII серии) КБФ. Работы по переоборудованию подводной лодки производились на заводе №196 под руководством командира БЧ-5 М-90 Н.И. Колушенкова. На тумбе перископа был установлен гидравлический бур, который представлял собой перевернутый "вверх ногами" крыльчатый двигатель Форт-Шнайдера. Создавая струю воды он без труда размывал во льду отверстие, что позволяло командиру подводной лодки поднимать перископ. На верхней палубе подводной лодки, в кормовой и носовой частях надстройки, были установлены две металлические фермы с шипами в верхней части для предохранения ее корпуса от повреждений при всплытии из-подо льда.

Главный Военный совет ВМФ, рассмотрев 15 мая 1940 г. результаты испытаний, признал устройство для подледного плавания подводных лодок удачным и предложил устранить отдельные недостатки. В частности, предлагалось выполнить опоры заваливающимися для снижения сопротивления движению ПЛ в подводном положении. Однако опыт не получил дальнейшего развития. ПЛ М-90 была приведена в исходное состояние.


5. Схема проекта:


Аналогична схеме ПЛ типа «М» XII серии, только на тумбе перископа установлен гидравлический бур, а на верхней палубе (в кормовой и носовой частях надстройки) установлены две металлические фермы с шипами в верхней части.


6. Тактико-технические данные проекта:


Такие же, как у ПЛ типа «М» XII серии.


7. Источники:


- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
- Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019