Rambler's Top100 Правда, П-1 Тип "П" IV серии

"Правда", "П-1"

Тип «П» IV серии



фотография:


П-1


ПЛ "П-1" типа "П" IV серии в Финском заливе. 1935 или 1936 год.
Идентификация ПЛ по книге Царькова А.Ю. "Подводные лодки типа "П".



историческая справка:


1931 год 21 мая
Заложена в г.Ленинград на заводе №189 под наименованием "Правда" (в ноябре 1930 года предполагалась к названию "Правдист");

1934 год 15 сентября
Получила наименование "П-1";

1934 год 3 января
Спущена на воду;

1934 год лето
Для определении времени заполнения цистерн, а также других параметров систем, вышла в полигон. При погружении из-за поступления воды внутрь прочного корпуса, получила отрицательную плавучесть и легла на грунт. Вода проникла в ПК через шахту судовой вентиляции и незакрытый клапан. В результате был залит мотор вентилятора и стоящие рядом в трюме воздуходувки. ПЛ аварийно всплыла и вернулась для ремонта к причалу ССЗ;

1935 год 12 сентября
Погружение без людей на глубину 72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана "Коммуна". Место погружения было выбрано в районе маяка "Стеншер". ПЛ прибыла из Кронштадта на место погружения на гинях СС "Коммуна" в удифферентованном виде и с дополнительно уложенным в отсеках прочного корпуса чугунным балластом (в перегрузку) в количестве 40 т. Перед погружением были установлены движки и мессуры для измерения деформации корпуса, а также микрофоны для выслушивания шумов в отсеках при испытаниях. Репродукторы от каждого микрофона находились на СС "Коммуна". Аккумуляторная батарея была выключена, люди с лодки удалены. Лодка погружалась со скоростью 0,5 м в минуту и достигла глубины 72,5 м по центру мидель-шпангоута, при этом гини СС "Коммуна" были вытравлены до отказа. На этом погружение было закончено. На предельной глубине ПЛ находилась 1 ч. 56 мин. После этого начался ее подъем, который продолжался около 3 часов;

1936 год 9 июня
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Обошлась флоту в огромную сумму - 6,3 млн. рублей;

1936 год 23 июля
Вошла в состав Балтийского флота, зачислена в состав 9-го ДнПЛ 1-й(?) БрПЛ КБФ;

1936 год 18 августа
Вошла в состав 11-го ДнПЛ 1-й БрПЛ с базированием на г.Кронштадт;

1937 год декабрь - 1939 год 6 ноября
Прошла в г.Ленинград модернизацию и капитальный ремонт;

1938 год
В составе дивизиона вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ (учебная БрПЛ);

1940 год ноябрь
Вместе с ПЛ "П-2" и "П-3" совершила групповое плавание по Балтийскому морю, с заходом в Таллин, Ригу, Либаву;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав отдельного дивизиона Учебной БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1941 год 22 июня
Находилась в Ораниенбауме в организационном периоде в составе ОУДнПЛ УБрПЛ КБФ;

1941 год 8 сентября
Перешла из пункта постоянного базирования Ораниенбаум в Кронштадт и, выгрузив торпеды, приняла груз для транспортировки на Ханко;

1941 год 9 сентября
Вышла из Кронштадта, имея на борту 19,6 тонн груза (продовольствие, боеприпасы, медикаменты). До вечера 9.9 сопровождалась до района о.Гогланд БТЩ-211 и СКА. В течение похода на связь не выходила и в точку рандеву 11.9 не прибыла. Возможные причины гибели: 10-11.9 подрыв на мине заграждений "Юминда" или "Корбетта", а также ошибка личного состава или отказ техники. Поход предполагалось совершить в надводном положении, со скоростью 18 узлов. На ПЛ погибло 54 члена экипажа. Указываются разные возможные даты гибели (9.9, 10.9, 11.9, 17.9);

1941 год 6 октября
Исключена из состава ВМФ;

2008 год лето
При проведении изысканий по трассе будущего газопровода «Северный поток» была обнаружена затонувшая неизвестная подводная лодка. По внешнему виду обнаруженная погибшая ПЛ очень похожа на ПЛ типа «П» IV серии. Ещё в 2002 году военно-морской историк Константин Стрельбицкий, изучая «Журнал боевых действий» военно-морской базы Ханко, впервые обратил внимание на запись от 12.09.1941 с докладом командира боевого расчёта 72 поста СНиС, который наблюдал взрыв недалеко от острова Руссарэ. Можно с высокой достоверностью предположить, что именно в этот день и в этом месте погибла ПЛ "П-1";

2012 год 4 - 7 мая
Поход гидрографического судна "Сибиряков" к месту гибели подводной лодки П-1, который состоялся в рамках традиционной Восьмой совместной российско-финской международной подводно-поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы-2012". Впервые в отечественной истории погибшая подводная лодка обрела официальный статус морского воинского захоронения. В ходе экспедиции проведена торжественная церемония отдания воинских почестей и оружейного салюта, установлена мемориальная табличка со списком погибшего экипажа на корпусе подводной лодки, отслужена православная панихида по погибшему экипажу (церемонию панихиды по членам экипажа лодки провел священник высокого ранга - владыка Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии, и его коллеги игумен Никифор и протодиакон Никифор). Экспедиция состоялась по просьбе депутата Государственной Думы Н.Д. Ковалева к МО РФ А. Сердюкову, и благодаря активному содействию благотворительного военно-патриотического фонда "Застава Святого Ильи Муромца" во главе с А.И. Фетисовым. Первые погружения на ПЛ состоялись совместно с финскими дайверами еще 1 и 3 мая на 25 и 22 минуты соответственно. 5 мая памятная табличка и венок были закреплены дайверами (членfvb московского некоммерческого партнерства "Разведывательно-водолазный клуб" К. Богдановым, А. Важинским, Д. Чистилиным, Н. Кудряшовым и их финскими коллегами из клуба "Murena") на кормовом 45-мм орудии подводной лодки лодки П-1.


дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 09.1941.
2. Фотография ПЛ типа "П" IV серии на Неве. 1936 год.
3. Фотография мемориальной таблички на 45-мм орудии. 05.2012



командиры:


1. Васильев А.П. (1934-1936)
2. Пьявченко Н.А. (02.12.1936-05.02.1938)
3. Каменев Н.П. (09.05.1938-17.11.1938)
4. Логинов И.А. (27.11.1938-09.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Царьков А.Ю. "Подводные лодки типа "П", Морская Коллекция, №10, 2010г.
10. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных ПЛ", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2015