"Воинствующий безбожник",
"Линь", Щ-305
Тип «Щ» V-бис серии
фотография:
ПЛ Щ-305 типа «Щ» V-бис серии
историческая справка:
1932 год ноябрь дополнительная информация:
1. Список погибших в боевом походе 10-11.1942 командиры:
1. Якушкин В.Г. (04.1934-01.1937) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2018
Головная ПЛ серии. Заложена на заводе им. А.Марти в г.Ленинград под наименованием "Воинствующий безбожник", так как строилась на средства от добровольных взносов членов этого общества.
До вступления в строй числилась под заводским номером;
1933 год 31 декабря
Спущена на воду;
1933 год - 1934 год
Получила наименование "Линь";
1934 год 3 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Получила литерно-цифровое наименование Щ-305. Зачислена в 5-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ;
1935 год 25 март
В составе дивизиона (как 15-й ДнПЛ) вошла в состав 1-й БрПЛ МСБМ (с 19.07.1935 - КБФ) с базированием на г.Кронштадт;
1938 год 15 апреля
В составе дивизиона перечислена в состав 4-й БрПЛ КБФ;
1938 год - 1939 год
Прошла капитальный ремонт на заводе №189 в г.Ленинград;
1941 год 23 января
После расформирования 4-й БрПЛ вошла в состав Отдельного учебного ДнПЛ с базированием на Ораниенбаум;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Ораниенбауме, числилась во второй линии. Как одна из наиболее подготовленных ПЛ
была сразу же подчинена командиру Кронштадтской ВМБ для несения позиционной службы в восточной части Финского залива;
1941 год 25 июня - 7 июля
Первый боевой поход. Вышла в район о. Оренгрунд (позиция №°17). Патрулировала с 25.6 по 5.7. Утром 28.6 вышла в торпедную атаку на
финскую ПЛ "Ветехинен", возвращавшуюся с минной постановки у острова Гогланд (это была первая атака, проведенная подлодкой КБФ в
Великой Отечественной войне: атака=подв/пр/1, д=? каб. - промах, ПЛ погрузилась). 30.6 обнаружила финскую ПЛ, от которой уклонилась
погружением. 5.7 отозвана с позиции командиром Кронштадтской ВМБ. 6.7 при возвращении в районе Шепелевского маяка безуспешно
атакована финской ПЛ. 7.7 самостоятельно прибыла в Ораниенбаум. В период белых ночей и из-за отсутствия целей использование ПЛ на
позициях в Финском заливе командование сочло нецелесообразным. ПЛ вернулась к выполнению обязанностей учебного корабля;
1941 год 16 сентября
Перешла в Кронштадт;
1941 год 23 сентября
Во время авианалета легко повреждена осколками авиабомб;
1941 год 28 - 29 сентября
Перешла к о.Лавенсари для скрытого базирования. Включена в состав сил, готовившихся к отражению нападения германского флота.
За месяц стояния у острова на ПЛ был выявлен ряд технически неисправностей, заставивших ее встать на ремонт;
1941 год 28 октября
Возвратилась в Кронштадт;
1941 год 31 октября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №189;
1942 год 31 мая
Во время стоянки у стенки завода повреждена близким разрывом снаряда - осколками повреждена надстройка;
1942 год 14 октября
В ночь на 14.10 перешла в Кронштадт;
1942 год 17 - 18 октября
В 20.05 17.10 - 04.25 18.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -215, -218 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари, где задержана для
выполнения спецзадания (высадка разведгруппы на побережье Нарвского залтва - 26.10 операция отложена);
1942 год 27 октября - 5 ноября
В 01.03 27.10 вышла к западному побережью о. Готланд (центральная часть позиции №11). 29.10 приказом командира БПЛ перенаправлена
в Аландское море (позиция №6). В 19.30 31.10 окончила форсирование Финского залива и в 23.00 донесла о получении приказа об
изменении позиции. Днем 5.11 при попытке атаковать финский КОН обнаружена и контратакована финским СКР "Уиско", о чем донесла в
20.00. Донесение было запеленговано противником, выславшим в район финские ПЛ "Ику-Турсо" (lku-Turso) и "Ветехинен" (Vetechinen). Командир
Щ-305, имевший оповещение о действиях лодок противника в данном районе, очевидно, счел, что ненастная погода его
защитит, и на полном ходу производил зарядку. Финская ПЛ с целью соблюдения скрытности шла под электромоторами. Два раза
"Ветехинен" теряла контакт с ПЛ, но, благодаря совершенной гидроакустической аппаратуре, каждый раз восстанавливала его. Наконец,
в 23.55, заняв удобную позицию для атаки, командир "Ветехинен" капитан-лейтенант А. Лейно с расстояния 1,5 кбт выпустил две торпеды.
Несмотря на малую дистанцию, взрывов не последовало. Раздосадованный А. Лейно приказал открыть огонь из 76-мм пушки. Выстрелы
ослепили всех находившихся на мостике его ПЛ, и потому произошедшее спустя полминуты столкновение двух кораблей оказалось одинаково
неожиданным для обеих сторон. Шедшая 6-узловым ходом ПЛ "Ветехинен" врезалась в левый борт Щ-305 чуть позади
места расположения носовых горизонтальных рулей. Поскольку в этот момент Щ-305 производила срочное погружение,
можно предположить, что внезапное затопление первого (а возможно, и второго) отсека создало дополнительный дифферент на нос, что
помешало закрытию переборочных дверей и организации борьбы за живучесть. Двух с половиной часовое прослушивание, предпринятое
финской ПЛ, не оставило сомнений в том, что Щ-305 больше не всплывет. ПЛ затонула в
точке 60°03'3 с.ш./19°12'5 в.д. На ПЛ погиб весь экипаж - 38 человек. Финская ПЛ получила значительные повреждения;
1942 год 25 декабря
Исключена из состава ВМФ;
2007 год 3 июля
В территориальных водах Швеции, неподалеку от Аландских островов обнаружена советская подводная лодка Щ-305. Находку
сделала группа поисковиков с Аландских островов, использовавших подводную камеру с дистанционным управлением. Район поиска был определен с помощью
материалов финского военного архива, где содержатся записи члена экипажа финской подводной лодки Vetechinen Вейкко Хюютиайнена о происшедшем
боестолкновении 5 ноября 1942 года. Лодка затонула на глубине 136 метров и, судя по всему, хорошо сохранилась. Подводная лодка считается
воинской морской могилой, точное местоположение ее поисковики сообщили соответствующим шведским инстанциям, которые уже примут окончательное
решение о его публикации или сохранении в секрете, чтобы предотвратить разграбление воинской могилы;
2016 год
По состоянию на начало года в СМИ дополнительной информации не появлялось, подъем остова ПЛ не планировался.
2. Добровольский В.Д. (23.01.1937-05.02.1938)
3. Морозовский Н.Г. (01.1938-03.1938)
4. Попов И.П. (02.1938-09.1938)
5. Афанасьев Я.П. (26.10.1938-28.02.1940)
6. Середа А.М. (28.02.1940-10.06.1941) ВРИД
7. Кочетков К.С. (10.06.1941-31.07.1941) ВРИД?, отправлен на фронт
8. Куликов Н.Н (31.07.1941-08.1941), корабль не принимал, отправлен на фронт, погиб в боях на Лужском рубеже.
9. Сазонов Д.М. (08.1941-17.10.1941) ИД, будучи командиром ПЛ М-90
10. Сазонов Д.М. (17.10.1941-05.11.1942)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
13. Информация с сайта http://www.newsru.com/world/03jul2007/lodka.html.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Лурье В.М. "Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР. 1946-1960", Кучково поле, Москва, 2007г.