Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Щ" X-бис серии

Тип «Щука» (Тип «Щ») Х-бис cерии.


Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.



1. Количество подводных лодок проекта: 11+2


2. Изображение проекта:


тип Щ X-бис серия

ПЛ типа "Щ" X-бис серии. Рисунок Шалаева В.В.

тип Щ X-бис серия

ПЛ "Щ-216", 1942 год. Рисунок Балакина С.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: Завод №202 (4)

1

 Щ-135

477

26.08.1938

21.04.1940

01.09.1941

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-135

2

 Щ-136

478

26.08.1938

27.04.1940

05.09.1941

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-136

3

 Щ-137

479

31.08.1938

01.07.1940

18.11.1941

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в С-137

4

 Щ-138

480

28.10.1938

22.07.1940

30.12.1941

 Заложена на Заводе № 194
 18.07.1942 – затонула, поднята
 29.06.1943 – затонула, поднята

 ЛЕНИНГРАД: Завод №194 (8)

5

 Щ-405

510

31.12.1938

16.12.1939

07.06.1941

 13.06.1942 - погибла, обнаружена (?)

6

 Щ-406

511

31.12.1938

17.12.1939

07.06.1941

 05-06.1943 - погибла, обнаружена

7

 Щ-407

512

23.04.1939

04.06.1940

10.09.1941

 09.06.1949 - пер. в С-407

8

 Щ-408

513

23.04.1939

04.06.1940

10.09.1941

 2?.05.1943 - погибла

9

 Щ-411

546

29.06.1939

31.05.1941

21.07.1945

 Заложена на Заводе № 112
 24.04.1942 – затонула, поднята
 09.06.1949 - пер. в С-411
 17.04.1957 - пер. в ЗАС-11

10

 Щ-412

547

29.06.1939

31.05.1941

15.08.1946

 Заложена на Заводе № 112
 09.06.1949 - пер. в С-412
 17.04.1957 - пер. в ЗАС-12

11

 Щ-409

552

29.06.1939

28.06.1941

недостр.

 Заложена на Заводе № 112(?)
 16.05.1941 - пер. в Щ-413
 23.07.1946 - снята с производства

12

 Щ-410

553

29.06.1939

28.06.1941

недостр.

 Заложена на Заводе № 112(?)
 16.05.1941 - пер. в Щ-414
 23.07.1946 - снята с производства

 НИКОЛАЕВ: Завод №200 (1)

13

 Щ-216

1085

23.07.1939

30.05.1940

17.08.1941

 16.02.1944 - погибла, обнаружена



4. История проекта:


Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт (были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг»); ограждение рубки сде­лали обычного типа, но более высокое (которое уменьшало заливание мостика при плавании в позиционном положении), первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха вы­сокого давления и водяная;были улучшены средства связи и наблюдения, снят подвод­ный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять «Щук» завершающей серии Х-бис достроили в годы войны: на Балтике - четыре, на Черном море - одну, на Тихом океане – четыре. Две лодки были достроены после войны.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.


5. Схема проекта:


тип Щ X-бис серия

Общая схема. Укрупненный вид (233 Кб)


1 - цистерна главного балласта; 2 - дифферентная цистерна; 3 - уравнительная цестерна; 4 - цистерна быстрого погружения;
5 - прочная рубка; 6 - торпедный аппарат; 7 - запасная торпеда; 8 - перископ; 9 - дизель; 10 - главный гребной электродвигатель;
11 - гребной электродвигатель экономического хода; 12 - аккумуляторная батарея.


тип Щ X-бис серия


Подробная схема. Укрупненный вид (410,0 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Щ X-бис серии: *
1 - форштевень; 2 - гюйсшток; 3 - буксирный гак; 4 - волнорезные щиты; 5 - якорь "Холла"; 6 - торпедные аппараты; 7 - носовая цистерна главного балласта; 8 - кингстон носовой цистерны главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - носовые горизонтальные рули; 11 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 12 - баллер носовых горизонтальных рулей; 13 - привод носовых горизонтальных рулей; 14 - торпедозаместительная цистерна; 15 - провизионная цистерна; 16 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 17 - стрельбовые баллоны; 18 - аварийный телефонный буй; 19 - входной люк; 20 - гальюнная выгородка; 21 - трюмный поршневой насос ТП-18; 22 - цепной ящик; 23 - брашпиль с электроприводом; 24 - запасные торпеды; 25 - койки; 26 - компрессор воздуха высокого давления; 27 - аккумуляторная яма; 28 - аккумуляторная батарея; 29 - топливные цистерны; 30 - торпедопогрузочный люк; 31 - клапан вентиляции цистерны гпавного балласта; 32 - 45-мм орудие; 33 - привод открывания кингстонов; 34 - каюта офицеров; 35 - диваны; 36 - кают-компания; 37 - обеденные столы; 38 - радиопеленгатор; 39 - зенитный перископ; 40 - стойка леерной антенны; 41 - командирский перископ; 42 - магнитный компас; 43 - тумба вертикального руля; 44 - шахта вдувной вентиляции; 45 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 46 - осушителыный центробежный насос Р-150; 47 - цистерна лага; 48 - входной люк с тубусом; 49 - боевая рубка; 50 - трап; 51 - штурвалы ручного управления горизонтальными рулями; 52 - лебедка перископа; 53 - гирокомпас; 54 - шахта зенитного перископа; 55 - уравнительная цистерна; 56 - шахта командирского перископа; 57 - цистерна быстрого погружения; 58 - шахта вытяжной вентиляции; 59 - радиорубка; 60 - распределительный щит сети освещения; 61 - штурманский стол; 62 - кингстон цистерны быстрого погружения; 63 - масляный насос; 64 - холодильник масла; 65 - топливный расходный бак; 66 - кингстон цистерны быстрого погружения; 67 - топливные фильтры; 68 - дизель 58К8; 69 - газоотвод дизеля; 70 - глушитель газоотвода дизеля; 71 - муфта "Бамаг"; 72 - главный гребной электродвигатель; 73 - электродвигатель экономического хода; 74 - упорный подшипник "Митчеля"; 75 - валопровод; 76 - мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 77 - щит управления главными гребными электродвигателями; 78 - шлюпка; 79 - электровентилятор охлаждения главных гребных электродвигателей; 80 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 81 - баллоны воздуха высокого давления; 82 - преобразователь постоянно-переменного тока; 83 - кормовая дифферентная цистерна; 84 - кормовая цистерна главного балласта; 85 - кингстон кормовой цистерны балласта; 86 - привод вертикального руля; 87 - баллер вертикального руля; 88 - вертикальный руль; 89 - ограждение вертикального руля; 90 - кормовые горизонтальные рули; 91 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 92 - баллер и привод кормовых горизонтальных рулей; 93 - гребные винты. * На основе подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин".


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение, тонн  
  надводное: 589 - 590
  подводное: 705
  скорость хода, узлов  
  наибольшая надводная: 13,2 - 13,6
  наибольшая подводная: 7,7 - 7,9
  экономическая надводная: 8,0
  экономическая подводная: 2,5
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении (нормальный запас топлива):

2300/13,2; 5100/8,0
  в подводном положении:

8,8/7,7; 100/2,5
  глубина погружения  
  рабочая: 75 метров
  предельная: 90 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 58,8 метров
  ширина: 6,2 (6,4?) метра
  осадка: 4,0 метра
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 10
  число х калибр артустановок, мм: 2 х 45
  число х калибр пулеметов, мм: 2 х 7,62
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 800 л.с. (38К8)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 400 л.с. (ПГ5)
  обитаемость  
  автономность 20 суток
  экипаж 37-38 человек

7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская Коллекция №4, 2000г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
- Рисунки из книги Кулагина К.Л. и Морозова М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017