Тип «Щука» (Тип «Щ») Х-бис cерии.
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
1. Количество подводных лодок проекта: 11+2
2. Изображение проекта:
ПЛ типа "Щ" X-бис серии. Рисунок Шалаева В.В.
ПЛ "Щ-216", 1942 год. Рисунок Балакина С.
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЛАДИВОСТОК: Завод №202 (4) |
||||||
1 |
477 |
26.08.1938 |
21.04.1940 |
01.09.1941 |
Заложена на Заводе № 194 |
|
2 |
478 |
26.08.1938 |
27.04.1940 |
05.09.1941 |
Заложена на Заводе № 194 |
|
3 |
479 |
31.08.1938 |
01.07.1940 |
18.11.1941 |
Заложена на Заводе № 194 |
|
4 |
480 |
28.10.1938 |
22.07.1940 |
30.12.1941 |
Заложена на Заводе № 194 |
|
ЛЕНИНГРАД: Завод №194 (8) |
||||||
5 |
510 |
31.12.1938 |
16.12.1939 |
07.06.1941 |
13.06.1942 - погибла, обнаружена |
|
6 |
511 |
31.12.1938 |
17.12.1939 |
07.06.1941 |
05-06.1943 - погибла, обнаружена |
|
7 |
512 |
23.04.1939 |
04.06.1940 |
10.09.1941 |
09.06.1949 - пер. в С-407 |
|
8 |
513 |
23.04.1939 |
04.06.1940 |
10.09.1941 |
2?.05.1943 - погибла, обнаружена |
|
9 |
546 |
29.06.1939 |
31.05.1941 |
21.07.1945 |
Заложена на Заводе № 112 |
|
10 |
547 |
29.06.1939 |
31.05.1941 |
15.08.1946 |
Заложена на Заводе № 112 |
|
11 |
552 |
29.06.1939 |
28.06.1941 |
недостр. |
Заложена на Заводе № 112(?) |
|
12 |
553 |
29.06.1939 |
28.06.1941 |
недостр. |
Заложена на Заводе № 112(?) |
|
НИКОЛАЕВ: Завод №200 (1) |
||||||
13 |
1085 |
23.07.1939 |
30.05.1940 |
17.08.1941 |
16.02.1944 - погибла, обнаружена |
4. История проекта:
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).
«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт (были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг»); ограждение рубки сделали обычного типа, но более высокое (которое уменьшало заливание мостика при плавании в позиционном положении), первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха высокого давления и водяная;были улучшены средства связи и наблюдения, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.
Девять «Щук» завершающей серии Х-бис достроили в годы войны: на Балтике - четыре, на Черном море - одну, на Тихом океане – четыре. Две лодки были достроены после войны.
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (233 Кб)
1 - цистерна главного балласта; 2 - дифферентная цистерна; 3 - уравнительная цестерна; 4 - цистерна быстрого погружения;
5 - прочная рубка; 6 - торпедный аппарат; 7 - запасная торпеда; 8 - перископ; 9 - дизель; 10 - главный гребной электродвигатель;
11 - гребной электродвигатель экономического хода; 12 - аккумуляторная батарея.
Подробная схема. Укрупненный вид (410,0 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа Щ X-бис серии: *
1 - форштевень; 2 - гюйсшток; 3 - буксирный гак; 4 - волнорезные щиты; 5 - якорь "Холла"; 6 - торпедные аппараты; 7 - носовая цистерна
главного балласта; 8 - кингстон носовой цистерны главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - носовые горизонтальные рули;
11 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 12 - баллер носовых горизонтальных рулей; 13 - привод носовых горизонтальных рулей;
14 - торпедозаместительная цистерна; 15 - провизионная цистерна; 16 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 17 - стрельбовые баллоны;
18 - аварийный телефонный буй; 19 - входной люк; 20 - гальюнная выгородка; 21 - трюмный поршневой насос ТП-18; 22 - цепной ящик;
23 - брашпиль с электроприводом; 24 - запасные торпеды; 25 - койки; 26 - компрессор воздуха высокого давления; 27 - аккумуляторная яма;
28 - аккумуляторная батарея; 29 - топливные цистерны; 30 - торпедопогрузочный люк; 31 - клапан вентиляции цистерны гпавного балласта;
32 - 45-мм орудие; 33 - привод открывания кингстонов; 34 - каюта офицеров; 35 - диваны; 36 - кают-компания; 37 - обеденные столы;
38 - радиопеленгатор; 39 - зенитный перископ; 40 - стойка леерной антенны; 41 - командирский перископ; 42 - магнитный компас;
43 - тумба вертикального руля; 44 - шахта вдувной вентиляции; 45 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции;
46 - осушителыный центробежный насос Р-150; 47 - цистерна лага; 48 - входной люк с тубусом; 49 - боевая рубка; 50 - трап;
51 - штурвалы ручного управления горизонтальными рулями; 52 - лебедка перископа; 53 - гирокомпас; 54 - шахта зенитного перископа;
55 - уравнительная цистерна; 56 - шахта командирского перископа; 57 - цистерна быстрого погружения; 58 - шахта вытяжной вентиляции;
59 - радиорубка; 60 - распределительный щит сети освещения; 61 - штурманский стол; 62 - кингстон цистерны быстрого погружения;
63 - масляный насос; 64 - холодильник масла; 65 - топливный расходный бак; 66 - кингстон цистерны быстрого погружения;
67 - топливные фильтры; 68 - дизель 58К8; 69 - газоотвод дизеля; 70 - глушитель газоотвода дизеля; 71 - муфта "Бамаг";
72 - главный гребной электродвигатель; 73 - электродвигатель экономического хода; 74 - упорный подшипник "Митчеля"; 75 - валопровод;
76 - мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 77 - щит управления главными гребными электродвигателями; 78 - шлюпка;
79 - электровентилятор охлаждения главных гребных электродвигателей; 80 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной
батареи; 81 - баллоны воздуха высокого давления; 82 - преобразователь постоянно-переменного тока; 83 - кормовая дифферентная цистерна;
84 - кормовая цистерна главного балласта; 85 - кингстон кормовой цистерны балласта; 86 - привод вертикального руля;
87 - баллер вертикального руля; 88 - вертикальный руль; 89 - ограждение вертикального руля; 90 - кормовые горизонтальные рули;
91 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 92 - баллер и привод кормовых горизонтальных рулей; 93 - гребные винты.
* На основе подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин".
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение, тонн | ||
надводное: | 589 - 590 | |
подводное: | 705 | |
скорость хода, узлов | ||
наибольшая надводная: | 13,2 - 13,6 | |
наибольшая подводная: | 7,7 - 7,9 | |
экономическая надводная: | 8,0 | |
экономическая подводная: | 2,5 | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении (нормальный запас топлива): | 2300/13,2; 5100/8,0 | |
в подводном положении: | 8,8/7,7; 100/2,5 | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 75 метров | |
предельная: | 90 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 58,8 метров | |
ширина: | 6,2 (6,4?) метра | |
осадка: | 4,0 метра | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 10 | |
число х калибр артустановок, мм: | 2 х 45 | |
число х калибр пулеметов, мм: | 2 х 7,62 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 800 л.с. (38К8) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 400 л.с. (ПГ5) | |
обитаемость | ||
автономность | 20 суток | |
экипаж | 37-38 человек |
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская Коллекция №4, 2000г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
- Рисунки из книги Кулагина К.Л. и Морозова М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018