Rambler's Top100 Щ-211 тип "Щ" X серии

Щ-211

Тип «Щ» X серии



фотография:


Щ-211

Ограждение рубки ПЛ Щ-211 типа «Щ» X серии.
Фотография с сайта www.wreck.ru.



историческая справка:


1934 год 3 сентября
Заложена в г.Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1934 год 15 сентября
Получила обозначение Щ-211;

1936 год 3 сентября
Спущена на воду. Подчинена 7-му ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год ноябрь
Подчинена 14-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1938 год 5 мая
Вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 14-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 32-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 3 мая
Произошла авария ДД л.б.;

1941 год февраль
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в г.Севастополь, где заканчивала гарантийный ремонт. Числилась во второй линии в составе 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ. Экипаж А.Д. Девятко считался одним из лучших в дивизии;

1941 год 6 - 25 июля
Первый боевой поход. В 19.35 6.7 вышла в район м. Эмине (позиция №5). 8.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 23.7 начала возвращение в базу и в 10.05 25.7 прибыла в Севастополь;

1941 год 5 - 24 августа
Второй боевой поход. В 18.13 5.8 вышла в район м. Эмине (позиция №13; обеспечивающий — командир 4-го ДнПЛ капитан 3 ранга Б.А. Успенский). В 02.00 7.8 прибыла на позицию. 10.8 и 11.8 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодных КУ. В ночь на 12.8 произвела высадку РГ (14 или 16 болгарских коммунистов во главе с Цвятко Радойновым) в районе устья р. Камчия. В 10.54 15.8 произвела торпедную атаку 2 ТР в точке 42°45,6' с.ш./27°59,3' в.д. (ТР 6000 т, атака=подв/пр/2, д=3 каб., через 30 сек услышан взрыв, через 30 мин в перископ обнаружен выбросившийся на мель ТР — в точке 42°45,06' с.ш./27°55,38' в.д. потоплен румынский ТР «Пелеш (Пелес?)», 5708 брт, следовал в балласте, +5) - первая победа подводников в ВОВ на Черном море. В 14.25 16.8 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ММ) в районе м. Кацан (ТР 1 т, атака=подв/пр/1, д=6-7 каб., промах — атаке подверглись румынский ТР «Каварна» и болгарский «Царь Фердинанд», в некоторых источниках - ТН "Суперга"), После атаки подверглась преследованию ММ и болгарского самолета В 21.00 19.8 начала возвращение в базу и в 21.45 24.8 прибыла в Севастополь;

1941 год 25 августа - 19 сентября
Прошла навигационный ремонт и докование;

1941 год 21 сентября - 9 октября
Третий боевой поход. В 10.00 21.9 вышла в район м. Эмине (позиция №13). В 06.00 23.9 прибыла на позицию. В 10.16 29.9 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 2 ММ, 6 СКА) в районе устья р. Камчия (ТН 10000 т, атака=подв/пр/1, д=1,5-2 каб., через 20 сек услышан сильный взрыв, через 30 мин сфотографирован полузатонувший ТН — в точке 43°01,5' с.ш./ 27°53' в.д. поврежден итальянский ТН «Суперга», 6154 брт, груз — 1800 т бензина, 2350 т нефти, +2). Преследования не было. Днем 30.9 предприняла попытку разрушить торпедами корпус ТН, но была обнаружена болгарскими СКА, сбросившим на лодку 5 глб. В 19.35 командир ПЛ с д=6 каб. выпустил по корпусу ТН 2 торпеды, окончательно разрушивших судно. В 20.00 6.10 начала возвращение в базу ив 11.30 9.10 прибыла в Туапсе;

1941 год 27 - 28 октября
Перешла в Новороссийск. За уничтожение двух крупных транспортов противника капитан-лейтенант А.Д. Девятко представлен к награждению Орденом Красного Знамени;

1941 год 29 октября
Перешла в Туапсе;

1941 год 14 - 22 (?) ноября
Четвертый боевой поход. В 14.20 14.11 вышла на позицию в районе Варны (позиция №21). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была оставить позицию вечером 30.11 и прибыть в Туапсе 3.12. Погибла в 6-7 милях восточнее м. Ак-бурну (ныне м. Св. Атанас) в результате сильного взрыва (возможно его причиной стала мина UМА румынского заграждения S-18, выставленного румынским МЗ «Дакия», однако весьма сомнительно, чтобы миной с весом ВВ в 30 кг могли быть полностью разрушены I и частично II отсеки ПЛ), по некоторым данным 22.11.1941 румынские корабли результативно атаковали неизвестную ПЛ у болгарского побережья. На ПЛ погибло 44 члена экипажа;

2000 год 11 сентября
Обнаружена (предположительно, что эта ПЛ именно Щ-211) на глубине 22-24 м в 6 милях восточнее мыса Св.Атанас и обследована на дне болгарскими дайверами Динко Матеевым и Владимиром Стефановым во время ловли рапанов. Координаты места гибели 43°08'N 28°04'E, возвышение над грунтом 6,1 метра;

2003 год июль
Экспедиция (в составе спасательного судна "Эпрон" и киллекторного судна "КИЛ-158") в рамках визита кораблей ЧФ в Болгарию произвела осмотр затонувшей ПЛ. При обследовании установлено, что оторванный первый отсек лежит в 150 метрах от остального корпуса, легкий корпус ходовой рубки полностью уничтожен, в отсеках 4 и 7 открыты люки, верхняя крышка рубочного люка отсутствует, кормовое орудие вместе с площадкой отсутствует, у ПЛ разрушен первый отсек и, частично, второй, все остальные отсеки также имеют повреждения. На поверхность были подняты 28 предметов , включая 45 мм артустановку 21К , винт, советскую каску и т.п. Была попытка проникновения в корпус, но неудачно. Ни каких однозначных документов, позволяющих идентифицировать лодку не нашли. Так как других лодок в этом районе не исчезало, то было решено, что это "Щ-211". После погружения входные люки заварили. В Варне были возложены цветы к могиле помошника командира старшего лейтенанта Борисенко, тело которого было найдено на берегу возле Варны после гибели лодки;

2012 год
По состоянию на начало года подъем остова ПЛ не планировался.



дополнительная информация:


1. Список погибших в ноябре 1941 года.
2. Презентация Владимира Чернева (Болгария) "Подводная лодка Щ-211".
3. Фотография остова ПЛ на дне. 2003 год.
4. Фотография поднятых с ПЛ предметов. 2003 год.
5. Фотография носового орудия ПЛ в музее. Севастополь.
6. Фотография памятника экипажу ПЛ Щ-211. Камчия (Болгария)



командиры:


1. Кашеваров Е.Т. (08.02.1937-02.11.1937)
2. Богуш В.Н. (02.11.1937-25.03.1938 ИД, 26.03.1938-26.07.1938) арестован
3. Карбовский Г.Е. (26.07.1938-02.08.1938 ВРИД, 03.08.1938-18.03.1939 ИД, 19.03.1939-01.02.1941)
4. Девятко А.Д. (01.02.1941-11.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
8. Информация с сайта «NEWS ru».
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2015