Rambler's Top100 Щ-214 тип "Щ" X серии

Щ-214

Тип «Щ» X серии



фотография:


Щ-214



историческая справка:


1935 год 13 июля
Заложена в г.Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1937 год 23 апреля
Спущена на воду. Подчинена 15-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 16 января
В 14.00 в Севастополе из-за неправильно отданно приказания командиром ПЛ, произведен выстрел 45-мм практическим снарядом. Снаряд попал в одно из городских зданий. В результате выстрела была повреждена стена здания, жертв не было;

1939 год 4 марта
Вступила в строй. По другим данным приемный акт подписан 06.05.1939;

1939 год 10 апреля
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 15-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 33-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 18 июня
В районе Херсонесского маяка обеспечивала киносъемочные работы. При возвращении в Севастополь из-за ошибки командира ПЛ получила дифферент на нос и стала погружаться, при этом был залит мостик с находящимися на нем людьми и киноаппаратурой. Люди не пострадали;

1941 год февраль
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня
К началу войны находилась в составе 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ в Николаеве, где осуществляла текущий ремонт;

1941 год 10 июля
Перешла в Одессу;

1941 год 11 июля
Перешла в Севастополь;

1941 год 31 августа
До 31.8 на заводе №201 проходила испытания механизмов, докование и навигационный ремонт;

1941 год 12 - 30 сентября
Боевой поход. В 13.16 12.9 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 17.07 30.9 прибыла в Феодосию;

1941 год 3 - 4 октября
Перешла в Туапсе;

1941 год 30 октября - 18 ноября
Боевой поход. В 17.58 30.10 вышла в район м. Зейтин-бурну (позиция №24; обеспечивающий - командир 4-го ДиПЛ капитан 3 ранга Б.А. Успенский). Утром 2.11 прибыла на позицию. В ночь на 3.11 досмотрела турецкую ПМШ. В 01.05-01.10 3.11 в точке 41°45,0' с.ш./28°16,0' в.д. с д=1 каб. потопила (израсходовано 8 45-мм снарядов) турецкую ШХ "Кайнакдере", 85 брт с грузом хлопка. В 10.15 4.11 произвела торпедную атаку ОТР в 3-4 милях севернее м. Куру-бурну (ТР 4000 т, атака=подв/пр/1, д=15 каб., промах из-за опоздания с выстрелом на 42 сек - зарубежных данных нет). В 21.38 5.11 произвела торпедную атаку ОТР в точке 41°52,5' с.ш./28°22,2' в.д. (ТН 9000 т, атака=надв/пр/1, д=4 каб., через 45 сек наблюдался взрыв торпеды, через 40 мин гибель судна - потоплен итальянскй ТН "Торчелло", 3336 брт, следовавший в балласте в Констанцу, 3 моряка погибли). В 20.36 15.11 начала возвращение в базу и в 09.45 18.11 прибыла в Туапсе;

1941 год 18 декабря - 1942 год 6 января
Боевой поход. В 20.00 18.12 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №29). В 02.47 утра 21.12 прибыла на позицию. 29.12 накрыта штормовой волной - около 2 т воды попало в ЦП. В 00.07-01.14 1.1.1943 в точке 41°43.2' с.ш./28°15,2' в.д. с д=4 каб. потопила артиллерийским огнем (израсходовано 106 45-мм снарядов) ПМШ около 100 брт, перевозившую груз продовольствия и табака - потоплена турецкая ШХ, называвшаяся, по различным данным, "Картальтепе" или "Худавендигар". Утром 3.1 во время шторма вышел из строя вертикальный руль. В 18.00 начала возвращение в базу и в 09.20 6.1 прибыла в Туапсе;

1942 год январь - апрель
Прошла навигационный ремонт (по другим данным аварийный ремонт, причины которого неизвестны);

1942 год 3 - 4 май
Перешла в Поти;

1942 год 19 мая
Перешла в Батуми;

1942 год 23 мая - 12 июня
Боевой поход. В 04.16 23.5 вышла в район Босфора (позиция №38). Утром 26.5 прибыла на позицию. Днем временно выходили из строя кормовые горизонтальные рули. Вечером не смогла атаковать из-за большой дистанции румынские ЭМ "Р. Мария" и "Марасешти", прибывшие к Босфору для встречи итальянских ТН "Альбаро" и "Селено". Спустя несколько часов при попытке атаковать указанный КОН обнаружена румынским ЭМ - командир от атаки отказался. Приказом командования в ночь на 29.5 перешла в район м. Куру-бурну (позиция №37). В 05.18-05.30 в точке 41°50,5' с.ш./28°14,1' в.д. досмотрела и потопила (двумя 7-фнт подрывными патронами, после взрыва которых ПЛ нанесла по ШХ 3 таранных удара) болгарскую ШХ, около 100 брт, находившуюся в германском фрахте и перевозившую груз табака. Капитан ШХ пленен, экипаж отпущен на шлюпке. В 10.53-12.08 31.5 в точке 41°55.4' с.ш./28°15,5' в.д. досмотрела и потопила (израсходовано 2 7-фнт подрывных патрона и 10 45-мм снарядов) болгарскую ШХ, около 100 брт, перевозила сельскохозяйственные грузы, находилась в германском фрахте. Капитан ШХ пленен, экипаж отпущен на шлюпке. В 05.07-05.59 2.6 в точке 41°59,8' с.ш./28°16,2' в.д. досмотрела и потопила (израсходовано 4 7-фнт подрывных патрона) болгарскую ШХ, около 100 брт, находилась в германском фрахте, перевозила груз табака и орехов. После допроса капитан и экипаж отпущены на шлюпке. Вечером 9.6 начала возвращение в базу и в 11.35 12.6 прибыла в Батуми;

1942 год 14 июня
Перешла в Поти;

1942 год 15 - 16 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 17 - 19 июня
Транспортный поход. С 14.43 17.6 до 01.45 19.6 осуществила переход в Севастополь с грузом 26 т боеприпасов и 4 т продовольствия. В 04.20 19.6 начала переход в Новороссийск. Вскоре после всплытия в районе м. Ай-Тодор ПЛ обнаружил вражеский береговой наблюдательный пост, после чего из Ялты на ее перехват вышли два итальянских торпедных катера. Они быстро обнаружили ПЛ и, оставаясь незамеченными, произвели торпедные атаки. В 21.23 19.6 потоплена итальянским ТКА "МАS 571" в 20 милях юго-восточнее м. Айтодор. Торпеда поразила ПЛ в носовую часть. На ПЛ погибло 39 членов экипажа. По некоторым данным еще на борту могло находиться от 30 до 60 эвакуируемых из Севастополя (точное число не установлено). Итальянцам удалось подобрать из воды двух краснофлотцев: моториста Н.В. Полтавцева (умер в плену) и электрика Д.Ф. Плешакова;

2012 год
На начало года достоверных данных об обнаружении остова ПЛ не найдено.



дополнительная информация:


1. Список членов экипажа, погибших 19.06.1942 года.



командиры:


1. Бютнер Г.Н. (08.02.1937-02.11.1937)
2. Иванов И.Г. (02.11.1937-31.01.1939), 24.01.1939 - отстранен
3. Горбатовский С.П. (19.03.1939-26.12.1939)
4. Власов В.Я. (26.12.1939-04.06.1940 ИД, 05.06.1940-24.03.1941)
5. Апостолов Г.П. (03.1941-06.1941 ВРИД?, 05.07.1941-13.07.1941)
6. Власов В.Я. (13.07.1941-19.06.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2015