Щ-322
Тип «Щ» X серии
фотография:
ПЛ "Щ-322" типа "Щ" Х серии на рейде Таллина. 1940 год.
историческая справка:
1934 год 31 декабря дополнительная информация:
1. Список погибших в октябре 1941 года. командиры:
1. Ефимов Н.Е. (12.1935-26.03.1936) возможно, требует уточнения список источников:
1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький;
1935 год 10 апреля
Спущена на воду;
1935 год (?)
Переведена по внутренним водным системам в г.Ленинград для достройки и прохождения сдаточных испытаний;
1936 год 3 ноября
Вступила в строй;
1936 год 4 ноября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1939 год октябрь
Входила в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финляндской войне в составе дивизиона перебазировалась в Таллин;
1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финляндской войне. Совершила 4 боевых похода;
1939 год 29 ноября - 2 декабря
Боевой поход. Вечером 29.11 вышла в Финский залив на позицию южнее Хельсинки. Патрулирование осуществлялось только в дневное время,
поскольку ночью, опасаясь встречи в момент зарядки с дозорными кораблями, ПЛ отходила к эстонскому побережью. Утром 2.12 приказом
командующего КБФ ПЛ отозвали в базу. Причиной отдачи данного указания стал рейс германского парохода "Донау", перевозившего из
Хельсинки в Таллин персонал советского посольства. Как показали дальнейшие события, подобные предосторожности оказались далеко не лишними;
1939 год 8 - 15 декабря
Боевой поход. В 05.08 8.12 вышла на позицию к Хельсинки (позиция № 2). Как выяснилось впоследствии, сообщенные командиру ПЛ границы блокадной зоны из-за
ошибки овязистов не соответствовали действительности и включали район его позиции, чего на самом деле не было. На практике это
означало, что в районе крейсерства продолжалось плавание нейтральных судов, в то время как командир ПЛ руководствовался правилами
"неограниченной подводной войны". В первую же ночь командир ПЛ попытался атаковать шедший в западном направлении транспорт, но
из-за невыгодного курсового угла и обмерзания орудий потерпел неудачу. Вечером 10.12 ситуация повторилась, но здесь командир ПЛ
проявил настойчивость. Не добившись от судна (как выяснилось впоследствии - германского парохода "Рейнбек", 2804 брт, а в ходе
советско-финляндской войны Германия сохраняла нейтралитет и по сути являлась скорее союзником СССР, чем его противником) ответа,
ПЛ начала преследование, продолжавшееся более часа. Подозрение, что обнаруженный пароход принадлежит противнику, усилилось, когда
на глазах у подводников преследуемый не ответил на запрос, сделанный с шедшего встречным курсом другого германского транспорта.
Видимо, верхняя вахта "Рейнбека" плохо несла службу. С большим трудом ПЛ удалось обогнать шедшее 11-узловым ходом судно и занять
позицию для залпа. Торпеда, выпущенная с дистанции 6-7 кбт, разворотила правый борт парохода, после чего он менее чем через 2
минуты скрылся под водой. Спасшихся не было. Кто стал жертвой Щ-322, выяснилось только спустя неделю, когда
эстонские рыбаки обнаружили спасательные шлюпки и тела немецких моряков. 11.12 волной сорвало гриб вентиляции АБ, при этом вышел из гнезда шток. В результате ПЛ утратила возможность
погружаться. Командир принял решение возвращаться, но трюмные смогли поставить шток на место и ПЛ осталась на позиции. Через полтора дня боевой счет ПЛ едва не пополнился
похожей "победой". Не добившись от германского транспорта "Хельга Бёге" (2181 брт) ответа, командир ПЛ выпустил торпеду, прошедшую
мимо цели. Посчитав, что одной торпеды для парохода более чем достаточно, командир решил расстрелять ТР артиллерией, но осуществить
это оказалось весьма сложно. Замки орудий замерзли и отпаривать их пришлось принесенным с камбуза кипятком. В итоге ПЛ открыла
огонь и успела добиться четырех попаданий, прежде чем "немец" застопорил ход. Инцидент был исчерпан, но 15.12 командование КБФ
предпочло отозвать ПЛ в базу. В 07.40 15.12 возвратилась в Таллин;
1939 год 19 - 22 декабря
Боевой поход. В 23.58 19.12 вышла на позицию №8 севернее Богшера. Из-за аварии левого ДД в 16.25 22.12 вернулась с позиции в Таллин;
1939 год 23 - 26 декабря
Ремонт ДД левого борта;
1939 год 26 декабря - 1940 год 14 января
Боевой поход. В 19.20 26.12 вышла на позицию № 8 севернее Богшера. Поход оказался безрезультатным. 31.12 во время шторма на ПЛ поломало носовую и кормовую надстройки, расшатало приводы
горизонтальных и вертикальных рулей и вышел из строя командирский перископ (попадание воды в оптическую часть). 01.1 лопнула труба масляного турбопроводв ДД л.б. (поломка устранена на позиции).
В 17.30 10.1 перед всплытием ПЛ ударилась форштевнем о скалу на глубине 20 м. При всплытии под перископ также задела грунт. 12.1 была отозвана с позиции. В 08.00 14.1 прибыла в Таллин.
Остаток войны ПЛ провела в Таллине;
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;
1941 год июнь
В середине июня закончила средний ремонт на Кронштадском морском заводе. К началу ВОВ находиласъ в бух. Локса в организационном периоде. 30.6 перешла в Таллин;
1941 год июль
1.7 перешла в Лужскую губу. 10-11.7 перешла в Таллин;
1941 год 13 июля - 3 августа
Боевой поход. В 15.00 13.7 вышла в район о. Готска-Санден - о. Форэ (позиция №6) в обеспечении БТЩ-209, -213 и 2 СКА, которые
сопровождали ПЛ до района м. Ристна. Патрулировала на позиции с 10.7 по 31.7, встреч с кораблями противника не имела. 1.8 по
приказанию командования перешла в район Либавы. В 14 ч 1.8 командир обнаружил 2 ТР без охранения, но пропустил момент залпа из-за
неправильного маневрирования. 2.8 отозвана в базу. Днем 3.8 встречена эскортом (БТЩ-212 и 2 СКА) и приведена в Триги. В 13.44 в
устье Соэлавяйна БТЩ-212 подорвался на донной магнитной мине и затонул;
1941 год 3 - 12 августа
Находилась в бухте Триги (маневренная база подводных сил КБФ). Ежедневно по несколъку раз в день подвергаласъ атакам самолетов
противника, от которых уклонялась маневрированием или погружением;
1941 год 13 августа
Перешла в Таллин;
1941 год 28 - 30 августа
Перешла из Таллина в Кронштадт в составе отряда прикрытия;
1941 год 31 августа
Перешла в Ленинград;
1941 год 6 сентября
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1941 год сентябрь
16.9 перешла в Кронштадт. 22.9 во время ремонта в доке Митрофанова, в резулътате разрыва авиабомбы у левого борта, получила 20
осколочных пробоин в легком корпусе и ограждении рубки, а также вмятину в прочном корпусе. 26.9 осколками снаряда, взорвавшегося
у борта пробит прочный корпус в районе VI отсека. Отремонтирована на Морском заводе;
1941 год 10 - 12 октября
Боевой поход. В 21.15 10.10 вышла в район устье Финского залива - м. Овизи (позиция №6). Эскорт до меридиана о. Кэри составляли
БТЩ-206, -207, -209, -215, -217 и 6 СКА. 11.10 ПЛ перешла к о. Гогланд. Вечером при построении в походный ордер столкнулась с СКА
"МО-310" (затонул от поступления воды 19.10 в бух. Суркюлля) и получила незначительные повреждения. В 02.30 12.10 отпущена эскортом
в заданной точке. Утром 13.10 на ПЛ отдан приказ атаковать корабли противника у побережья о. Хиума. В течение похода на связь не
выходила (должна была донести о прохождении меридиана 21°) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 12.10 подрыв на мине
заграждения "Юминда" в районе о. Кэри (после поворота на восток с БТЩ слышали сильный взрыв в направлении ПЛ), "Апольда" или минных
постановок в районе м. Ристна, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 37 членов экипажа;
2010 год 16 мая
По данным начальника отдела гидрографических наблюдений морской администрации Эстонии (Head of Hydrographic Survey Department Estonian Maritime Administration) доктора Йана Лутта (Dr. Jaan Lutt)
была обнаружена в ходе работ проводимых поисковой группой Морского музея Эстонии на глубине 96 м в районе северо-западнее Палдиски и идентифицирована Велло Массом (Vello Mass) из Морского музея
Эстонии как ПЛ Щ-322 типа "Щ" Х серии. Обследование ПЛ планировалось в 2013 году или позднее.
2. Чистозвонов В.В. (26.03.1936-15.04.1938)
3. Полещук В.А. (15.04.1938-10.09.1938 ИД, 11.09.1938-03.10.1940)
4. Ермилов В.А. (03.10.1940-10.1941)
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", издательство «Военное издательство», Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.