Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-324. Тип "Щ" X серии

Щ-324
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-324

ПЛ Щ-324 типа «Щ» X серии на параде на Неве. Июль, 1939 год.




историческая справка:


1934 год 31 декабря
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький;

1935 год 10 апреля
Спущена на воду;

1935 год (предположительно)
Переведена по внутренним водным системам в г.Ленинград для достройки и прохождения сдаточных испытаний;

1936 год 31 октября
Вступила в строй;

1936 год 4 ноября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год июль
Участвовала в параде на Неве;

1939 год октябрь
Входила в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финской войне в составе дивизиона перебазировалась в Таллин;

1939 год 27 - 28 октября
Во время возвращения из учебного похода в Таллин из-за ошибки в счислении в 19.21 27.10 села на мель. Попытка самостоятельно сняться с мели не удалась. 28.10 была снята с мели эстонским буксиром;

1939 год ноябрь
Прошла навигационный ремонт;

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финской войне. Совершила 3 боевых похода;

1939 год 28 - 29(30?) ноября
Высылалась в дозор к маяку Дигшер (Финский залив), но 29.11 была отозвана в Таллин. По другим данным вернулась из дозора у маяка Дигшер - 3.12. Возможно выходила в дозор дважды;

1939 год 4 - 18 декабря
Боевой поход. В 05.20 4.12 вышла в район севернее маяка Богшер (позиция № 8). Уже в первую ночь патрулирования командиру ПЛ представился редкостный шанс атаковать ПЛ противника. Ею оказалась финская ПЛ "Ветехинен", вышедшая с якорной стоянки Хусё в район Либавы для охоты на ледокол "Ермак" (4.12 прошел в Либаву через балтийские проливы, о чем финны получили информацию от шведов). Зная о том, что в районе позиции может оказаться посланная в Ботнический залив ПЛ С-1, командир ПЛ воздержался от атаки. Это решение оказалось вполне оправданным - спустя сутки через позицию прошла ПЛ Щ-318, которая, прояви командир ПЛ меньше осмотрительности, легко могла бы погибнуть от атаки своей ПЛ. До полудня 9.12 командиру ПЛ представился еще один шанс добиться успеха. На этот раз возвращавшаяся в базу ПЛ "Ветехинен" (ПЛ обнаружила "Ермак", но не смогла выйти в атаку, потеряв цель в тумане) была надежно опознана, но атака не состоялась, т.к. торпедисты Щ-324, привыкшие стрелять на учениях воздухом, в боевой обстановке растерялись и заполнили торпедный аппарат водой не из дифферентовочной цистерны, а из-за борта. ПЛ ушла на глубину, а когда вынырнула, цель уже прошла угол упреждения. Щ-324 проследила ничего не подозревавшую финскую ПЛ до входа в шхерный фарватер, у которого безуспешно продежурила четверо последующих суток. Несколько новых возможностей открыть боевой счет оказалось упущено 17.12, в день, когда район Аландских островов был включен советским правительством в зону блокады. Сначала ПЛ обнаружила один из ледоколов финской ледокольной флотилии (типа "Сампо"), но при попытке сблизиться с ним была замечена, и корабль успел уклониться в шхеры. Спустя несколько часов показались два транспорта, двигавшиеся в восточном направлении. На этот раз подготовка к выстрелу прошла без нарушений, но первая же выпущенная торпеда начала описывать циркуляцию. ПЛ погрузилась на 15 м. Всплыв через 14 минут, командир ПЛ попытался атаковать второй транспорт, но торпеда прошла за его кормой. В 10.30 18.12 вернулась в Таллин;

1939 год декабрь
Прошла навигационный ремонт;

1939 год 30 декабря - 1940 год 21 января
Боевой поход. В 23.18 30.12 вышла в Аландское море на смену покинувшей район из-за поломки электромотора ПЛ Щ-318, но уже в пути ПЛ перенаправили на новую позицию № 10 у северного побережья острова Оланд - как раз там проходила основная водная магистраль между Финляндией и Швецией. Днем 2.1 ПЛ в подводном положении форсировала пролив Южный Кваркен. 10.1 вышел из строя зенитный перископ. В ходе патрулирования командир ПЛ неоднократно обнаруживал вражеские корабли и суда, но, считая их мелкосидящими, каждый раз отказывался от атаки. Удобный случай подвернулся только пополудни 13.1. В этот день командир ПЛ обнаружил конвой, состоявший из судов "Аннеберг", "Хебе", "Боре I", вспомогательных сторожевых кораблей "Аура II" и "Турсас". Несмотря на то, что дистанция до цели составляла всего 4 кбт, командир ПЛ опоздал с выстрелом, и торпеда прошла между судами. ПЛ выбросило на поверхность и она подверглась безуспешной контратаке сил охранения конвоя. ПЛ всплыла и стала отвечать огнем из своих 45-мм орудий. В перестрелке один из снарядов с ПЛ попал в глубинную бомбу сторожевика "Аура II" (563 (550?) тонн). От взрыва 135 кг тротила у корабля разворотило корму и он стремительно затонул вместе с командиром лейтенантом Терё и еще 25 моряками, а ПЛ отделалась несколькими перегоревшими лампочками. В последующие дни основными врагами ПЛ стали разбушевавшееся море и сильный мороз. Так, 15.1 волнение достигло 11 баллов при температуре минус 18°. Утром 17.1 ПЛ получила приказ на возвращение, отданный командованием с очевидным опозданием и поставивший подводников в исключительно трудные условия. С рассветом 19.1 впереди по курсу наблюдался сплошной лед с небольшими разводьями. Около 9 часов утра ПЛ погрузилась и начала движение подо льдом. Командир ПЛ не знал ледовой обстановки, не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, позволявшего уточнить счисление по характерным глубинам. Только поразителыным везением можно объяснить то, что ПЛ не выскочила на мель и не встретилась с финскими минами, стоявшими восточнее маяка Меркет. Следуя на глубинах от 16 до 24 метров ПЛ трижды коснулась грунта. Установив по счислению, что пролив остался позади, командир ПЛ придал лодке небольшую положителыную плавучесть и, сломав 10-12-сантиметровый лед, в 18.19 19.1 всплыл юго-западнее маяка Гислан. Попытку продолжить движение в надводном положении пришлось оставить через час, после обнаружения впереди по курсу неизвестного корабля. ПЛ прошла подо льдом еще 10 миль (а в общей сложности - 31,3 мили) и в районе маяка Свенска-Бирн вышла на чистую воду. Путь в Таллин был перекрыт толстым льдом, и в 22.50 21.1 ПЛ ошвартовалась в Либаве. Ее булевые цистерны, надстройка и барбеты орудий оказались деформированы, антенные стойки - сломанными;

1940 год 21 апреля
Награждена орденом "Красного Знамени", весь экипаж награжден орденами и медалями, а командир ПЛ Коняев А.М. был удостоен звания Героя Советского Союза;

1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;

1941 год июнь
В середине июня закончила средний ремонт на Кронштадском морском заводе. К началу ВОВ находиласъ в бух. Локса в организационном периоде. 30.6 перешла в Таллин;

1941 год июль
1.7 перешла в Лужскую губу. 6.7 перешла в Ленинград, 21.7 перешла в бух. Кунда, 22.7 перешла в Таллин;

1941 год 24 июля - 12 августа
Боевой поход. В 06.00 24.7 вышла в Померанскую бух. (позиция №1). До м. Тахкуна ПЛ сопровождали ТЩ "Ударник", "Змей", "Буек" и 2 СКА. Днем безуспешно атакована самолетом противника в районе Палдиски - 3 бомбы упали в 15-20 м от форштевня лодки, от чего ПЛ получила незначительные повреждения. Патрулировала на позиции с 27.7 по 7.8. За время похода имела 3 встречи с ОТР противника, атаки на которые срывались из-за неправильного маневрирования. В 16.30 11.8 встречена БТЩ-203, -207, -209, -210, -218, 4 СКА и утром 12.8 прибыла в Палдиски;

1941 год август
12.8 перешла в Таллин, 15.8 перешла в Кронштадт, затем в Ленинград;

1941 год 6 сентября
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год сентябрь
16.9 перешла в Кронштадт, 28.9 перешла в Ленинград для устранения технических неполадок;

1941 год 1 ноября
Перешла в Кронштадт;

1941 год ноябрь
Боевой поход. В 18.20 2.11 вышла из Кронштадта в район о. Утё для прикрытия эвакуации ВМБ Ханко (позиция "А"). С 10.11 должна была действовать в районе Мемель-Виндава (позиция №3). До утра 4.11 шла совместно с КОН на Ханко. В ночь на 5.11 командир ПЛ доложил о проходе меридиана 22°, т.е. о прибытии на позицию. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения "Апольда" или плавающей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 39 членов экипажа;

1941 год декабрь (приблизительно)
Исключена из состава ВМФ;

2015 год август
Обнаружена на дне финскими рыбаками, в месте где они регулярно теряли свои сети. В дальнейшем обследована дайверами. Находится в 20 милях от Ханко на глубине 58 метров. Нос ПЛ разорван в клочья - очевидно при нахождении в подводном положении, лодка столкнулась с миной, от взрыва которой возможно сдетонировал торпедный боезапас;

2015 год 19 октября
В Ханко (Финляндия) российские и финские дайверы увековечили память экипажей советских подводных лодок Щ-324 и Щ-306. В церемонии приняли участие российские поисковики проекта «Поклон кораблям Великой Победы» и финские дайверы проекта SubZone под руководством Имми Валлин и Divers of the Dark, которую представил Янне Сухонен. В ходе погружения международной командой к корпусу ПЛ Щ-324 проведена съемка корпуса и установлена мемориальная табличка со списком экипажа на русском и английском языках. Священники Московской духовной академии по традиции отслужили панихиду на точке гибели подводной лодки.




дополнительная информация:


1. Список погибших в ноябре 1941 года



командиры:


1. Арефьев И.П. (05.1936-07.09.1936 ВРИД)
2. Баранок Т.К. (07.09.1936-27.10.1936 ВРИД, 27.10.1936-04.05.1937 ИД, 05.05.1937-17.10.1937) арестован
3. Коняев А.М. (25.12.1937–08.02.1938 ИД, 09.02.1938-04.07.1940)
4. Тархнишвили Г.И. (04.07.1940–11.1941)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота: прославленные в боях", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
13. Информация с сайтов новостных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017