Rambler's Top100 Щ-313, Щ-401 Тип "Щ" X серии

Щ-313, Щ-401

Тип «Щ» Х серии



фотография:


Щ-401


ПЛ "Щ-401" типа "Щ" X серии в Полярном.



историческая справка:


1934 год 4 декабря
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе под наименованием "Щ-313";

1935 год 28 июня
Спущена на воду;

1936 год апрель
Предполагалась к переименованию в "Барс";

1936 год 17 июля
Вступила в строй. Предположительно включена в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ;

1936 год 23 июля
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Включена в состав 16-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 18 августа
Перечислена в состав 18-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1937 год 16 мая
Переименована в "Щ-401". По другим данным переименование произошло уже на Северном флоте - 28.06.1937;

1937 год май - июнь
28.5 начала переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот;

1937 год 27 июня
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 2-го ДнПЛ СФ (с 1939 - 2-го ДнПЛ БрПЛ СФ) с базированием на Полярное;

1939 год 25 - 30 августа
Участвовала в Большом отрядном учении (БОУ) №2 на СФ. При выполнении задач боевой подготовки вышел из строя ДД;

1939 год 1 сентября
Исключена из кампании на время ремонта;

1939 год - 1940 год
Находилась в ремонте;

1940 год
В начале года перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1940 год 27 февраля
В базе во время испытаний ДД после среднего ремонта на трубопроводе от помпы к ДД обнаружен свищ (не обнаружен при ремонте). Турбопровод отремонтирован;

1940 год 25 апреля
Вступила в кампанию после ремонта;

1941 год 19 мая - 1 июня
Несла дозор перад устьем Кольского залива;

1941 год 20 - 22 июня
20.6 перешла из Полярного на стоянку в губу Тюва. 21.6 выполнила стрельбы по щиту в Кольском заливе и вернулась для стоянки в губу Тюва. Начало ВОВ встретила в районе рассредоточения в губе Тюва. 22.6 перешла в Полярное для пополнения запасов;

1941 год 22 июня - 2 июля
Боевой поход в район Вардё (позиция №5; обеспечивающий - командир 3-го ДнПЛ кап.3р. И.А. Колышкин). В 21.11 (21.17?) 22.6 вышла на позицию. В 17.00 23.6 прибыла на позицию. В 21.15 (18.06?) 27.6 произвела торпедную атаку ОТР на якоре на рейде Вардё (ТР 600-800 т, атака подводная, 1 торпедой, дистанция 16-18 каб., взрыва не было - зарубежных данных нет). Отсутствие взрыва можно объяснить тем, что торпеда (кстати, это была первая торпеда, выпущенная советской подводной лодкой в ВОВ) была выпущена с дистанции, превышающей дальность ее хода. Хотя в своем донесении И.А. Колышкин утверждал, будто ПЛ стреляла с 16-18 кбт, есть основания полагать, что в действительности эта величина превышала 4000 м (21,6 кбт). Утром 29.6 расстреляла плавующую мину. В 03.24 1.7 начала возвращение в базу и в 08.23 2.7 прибыла в Полярное;

1941 год 7 - 24 июля
Боевой поход в район Вардё (позиция №5). В 04.30 7.7 вышла на позицию. В 17.57 прибыла на позицию. Вечером не смогла атаковать траулер из-за плохой видимости, затем, при попытке выйти в атаку на 2 ВСКР противника (реально БО «Uj 177») была обнаружена и обстреляна артиллерией. Затем на ПЛ было сброшено 3 (8 по германским данным) глб. В результате близких разрывов вышло из строя дистанционное управление кормовыми горизонтальными рулями, произошло 2 коротких замыкания, вышла из строя часть освещения и электроизмерительных приборов. В 11.52 14.7 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ВСКР) в районе Вардё (ТР ? т., атака подводная, 1 торпеда, дистанция 10 каб., промах из-за ошибки в определении скорости и курса цели — зарубежных данных нет). В 05.10 15.7 произвела торпедную атаку ОБК (2 ТЩ) восточнее м. Кибергнес (ТЩ, атака подводная, 2 торпеды, дистанция 8 каб., через 1 мин услышан глухой взрыв - безуспешно атакованы германские БО "Uj 177" и "Uj 178"). Контратакована кораблями противника, сбросившими 36 глб. В результате бомбардировки вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. В оставшиеся дни несколько раз обнаруживала корабли ПЛО. 21.7 обнаружила 1 ММ, шедший полным ходом, от которого уклонилась погружением. Днем обнаружила перископ ПЛ, от которой уклонилась маневрированием — ложный контакт. 22.7 обнаружила 1 ММ и 1 судно типа «Персей», якобы, производивших поиск ПЛ. В 01.31 24.7 начала возвращение в базу и в 08.10 прибыла в Полярное. По итогам последней атаки командир ПЛ заявил о потоплении ТЩ;

1941 год 28 июля
Начала навигационный ремонт в Мурманске на заводе НК РП;

1941 год 4 августа
Закончила ремонт;

1941 год 13 августа
В 16 часов при налете авиации на п. Роста на пирсе на расстоянии 10-12 м. от ПЛ взорвалась крупнокалиберная бомба. В результате взрыва разбит прицел носового орудия, заклинены его поворотный и подъемный механизмы, образовалась вмятина в тумбе зенитного перископа, сломан 1 лист надстройки, пропал без вести краснофлотец Д.С. Любецкий, получили тяжелые ранения военком политрук А.Е. Табенкин и командир БЧ-2-3 лейтенант Малютин, легкие ранения - 3 человека;

1941 год 23 августа
Вступила в строй;

1941 год 10 сентября - 6 октября
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (район №3). В 20.00 10.9 вышла на позцю. В 12.30 13.9 прибыла на позицию. В 12.16 17.9 атакована самолетом противника, сбросившим на безопасном удалении 1 бомбу. 17-18.9 штормовала в районе зарядки, пролит электролит. Днем 24.9 не смогла атаковать 1 ММ из-за плохой видимости. Утром 30.9 не смогла атаковать 1 ММ противника из-за тумана. Во время штормовой погоды неоднократно выливался электролит, кроме того, был подплавлен подшипник одного из главных электромоторов. В 11.00 3.10 начала возвращение в базу и в 2.00 6.10 прибыла и Полярное;

1941 год 7 - 18 октября
Осуществила навигационный ремонт с заменой АБ;

1941 год 25 октября - 12 ноября
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 03.25 25.10 вышла на позицию. 26.10 после срочного погружения из-за неправильных действий личного состава подплавлен подшипник правого гребного электродвигателя — носовая часть вала просела на 1,5-2 мм (устранено за 20 ч). В 4 ч 28.10 прибыла на позицию. Днем 1.11 обнаружила, но не смогла атаковать КОН из-за резкого поворота СКА на ПЛ. Во время шторма неоднократно выливался электролит, лопнул цилиндр низкого давления компрессора ВВД. 9.11 из-за невнимательного ухода за механизмами (надежность крепления данного узла ни кем за время похода не проверялась) произошел обрыв всех болтов, крепящих фланец гидромуфты к коленчатому валу левого дизеля. В 2 ч 11.11 начала возвращение в базу на одном дизеле и в 20 ч 12.11 прибыла в Полярное;

1941 год 17 ноября - 18 декабря
Прошла аварийный ремонт у ПЛM «Красный Горн»;

1941 год 23 декабря - 1942 год 14 января
Боевой поход в район Конгс-фьорд - м. Маккаур (позиция №4a). В 12 ч 23.12 вышла на позицию. В 16 ч 25.12 прибыла на позицию. В тот же день во время шторма накрыта волной, в результате чего залиты шахты перископов, артиллерийский погреб и, частично, радиорубка, вылилась часть электролита. Днем 29.12 при попытке всплыть для атаки КОН из надводного положения, из-за ошибки личного состава оказались открытыми клапана вентиляции средней группы ЦГБ, в результате чего после продувания средней группы ВВД ПЛ сразу же погрузилась (вышедшие на мостик командир ПЛ и сигнальщик едва успели спуститься в люк). В 20.03 произвела торпедную атаку трех кораблей (2 ТР, СКР) севернее м. Кьельнес (НСУ - ТР 3000 т, атака надводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 11-12 каб., через 94 и 105 сек. услышано 2 сильных взрыва - безуспешно атакован ОБК, включавший ТЩ "М 1503", "М 1506" и "М 1507", которые сбросили после атаки на безопасном удалении 8 глб). Командир ПЛ доложил о потоплении ТР. В 00.38 7.1 произвела торпедную атаку KOН (2 ТР, 1 СКР, 2 СКА) в точке 70.56,2 с.ш./29.09,0 в.д. севернее м. Кьельнес (ТР 8000 т, атака надводная, 3 торпеды (4-я торпеда не вышла), дистанция 10 каб., через 1 мин услышан взрыв — атака не зафиксирована, по-видимому атакован германский КОН идущий на запад, включавший ТР «Август Больтен», «Хаукефьель» и «Стен»). Преследования не было. В 23 ч 12.1 начала возвращение в базу и в 11.11 14.1 прибыла в Полярное. Результатом последней атаки в этом походе во многх источниках ошибочно указывается СКА "V-5103", который на самом деле погиб 09.08.1942 в результате столкновения в районе Флорё;

1942 год 14 - 28 января
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 5 - 26 февраля
Боевой поход в район Вардё (позиция №5). В 17 ч 5.2 вышла на позицию. В 14 ч 6.2 прибыла на позицию. 7-8.2 не смогла высадить РГ из-за большого волнения. Вечером 8.2 во время шторма накрыта волной, в результате чего оказался затоплен артиллерийский погреб, вышел из строя гирокомпас (отремонтирован к утру 9.2). Днем 9.2 не смогла атаковать СКР из-за большого КУ. В 20.05-20.40 произвела высадку РГ (2 человека) в Перс-фьорде в точке 70.27,8 с.ш./30.46,2 в.д. Днем 12.2 не смогла атаковать 3 СКР из-за внезапного изменения курса целей. Днем 13.2 не атаковала одиночный СКР, т.к. тот угрожал ПЛ тараном. 15-16.2 производила ремонт кормовых горизонтальных рулей. Утром 19.2 обнаружена н атакована германским БО «Uj 1214», сбросившим после погружения ПЛ 4 (10 по германским данным) глб. В результате близких разрывов на лодке вышла из строя часть освещения, были выбиты предохранители на станциях гребных электродвигателей. В 09.43 при уклонении коснулась грунта в районе м. Харбакен. 20.2 заклинен вертикальный руль (устранено). 24.2 окончательно заклинены кормовые горизонтальные рули. В 22.39 24.2 — 00.15 25.2 сняла РГ (2 человека) в Перс-фьорде. В 04.30 26.2 досрочно начала возвращение в базу и в 22.30 26.2 прибыла в Полярное;

1942 год 6 марта - 7 апреля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год апрель
Боевой поход в район в 85 милях севернее о. Фуглё (позиция № 10б). В 00.21 11.4 вышла на позицию для прикрытия союзного КОН «QP-10». 12.4 прибыла на позицию. 18.4 по приказу командования перешла в район Тана-фьорда (позиция №4). По зарубежным данным в 14.15 19.4 и районе м. Омганг (квадрат АС7392) неизвестной ПЛ безуспешно атакован германский КОН, включавший ТН «Форбах». ТЩ «М 251» наблюдал следы 3 торпед. ПЛ контратакована ТЩ «М 154» и «М 251», сбросившими 13 глб. По зарубежным данным в 05.56 23 4 в районе м. Слетнес в точке 71.04 с.ш./28.20 в.д. в результате попадания торпеды потоплен шедший в составе германского КОН норвежский ТР «Штенсаас», 1359 брт, перевозил в Киркенес военное имущество. Контратакована БО «Uj 1101» и «Uj 1110», сбросившими 49 глб. В 10.14 23.4 был атакован корабль ПЛО "Uj-1110", но торпеды прошли мимо. Вечером 23.4 ПЛ донесла об израсходывании всех торпед в носовых ТА в результате двух результативных атак. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (ожидаемый срок прибытия 25-26.4). 29.4 не ответила на приказ о возвращении в базу. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения «Карин» (штаб флота на тот момент еще не знал о постановке мин в этом районе и, следовательно, не предупредил командира ПЛ о соблюдении каких-либо мер предосторожности), подрыв на плавующей мине, а также ошибка личною состава или отказ техники. В некоторых источниках, скорее всего ошибочно, выдвигается версия о гибели ПЛ в результате ошибочной атаки советских торпедных катеров "ТКА-13" и "ТКА-14" в районе острова Вардё. На ПЛ погибло 43 члена экипажа;

1944 год октябрь (приблизительно)
Исключена из состава ВМФ;

2012 год
По данным на начало года считалась пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены.



дополнительная информация:


Список погибших в апреле 1942 года.



командиры:


1. Немченко И.А. (11.04.1936-28.07.1936 ИД, 29.07.1936-20.10.1937)
2. Августнович М.П. (28.09.1937-24.06.1938)
3. Шуйский К.М. (24.06.1938-03.01.1939 ИД, 04.01.1939-23.11.1939)
4. Никифоров М.И. (04.01.1940-16.02.1940 ИД, 17.02.1940-20.11.1940)
5. Моисеев А.Е. (20.11.1940-04.1942)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
4. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
13. Графовский Н. "Подводная одиссея мичмана Графовского", Альманах, №2, 2003г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2013