Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-315, Щ-403 Тип "Щ" X серии

ПЛ Щ-315, Щ-403
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-403


ПЛ "Щ-403" (тип "Щ" Х серии).
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота".




историческая справка:


1934 год 25 декабря
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе под наименованием "Щ-315";

1935 год 31 декабря
Спущена на воду;

1936 год апрель
Предполагалась к переименованию в "Ягуар";

1936 год 1 июля
Начала официальные сдаточные испытания. Предположительно включена в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ;

1936 год 26 сентября
Вступила в строй;

1936 год 1 октября
Поднят Военно-морской флаг;

1936 год 1 ноября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Включена в состав 16-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1937 год 16 мая
Переименована в "Щ-403". По другим данным переименование произошло уже на Северном флоте - 28.06.1937;

1937 год май - июнь
28.5 начала переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот;

1937 год 19 июня
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 2-го ДнПЛ СФ (с 1939 - 2-й ДнПЛ БрПЛ СФ);

1937 год 17 декабря
Прошла докование в г.Мурманск;

1938 год 14 октября
Прошла докование в г.Мурманск;

1939 год апрель
Обеспечивала перелет Коккинаки В.К. на самолете "Москва" из Москвы через Северную Атлантику в США совместно с ПЛ "Щ-402", "Щ-404" и "Д-2";

1939 год 9 августа
Следуя из Чижёвки на Красногорский рейд, со среднего хода ДД выскочила и села на мель в районе Кошки Зеваки. Командующий СФ флагман 2-го ранга Дрозд В.П. объявил выговор командиру ПЛ. Ему были вменены в вину "исключительная личная недисциплинированность, грубое нарушение устава, всех правил и наставлений по штурманской службе";

1939 год 25 - 30 августа
Участвовала в Большом отрядном учении (БОУ) №2 на СФ. При выполнении задач боевой подготовки был смыт за борт и спасен краснофлотец Кузнецов;

1939 год 10 октября
Исключена из кампании на время ремонта;

1939 год - 1940 год
Находилась в ремонте;

1940 год 11 января
При спуске со слипа из-за заполнения ЦГБ №4 п.б. получила крен 1,5 гр.;

1940 год 19 января
Был залит трюм 3-го отсека, где только что установили электромотор компрессора;

1940 год
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1940 год 26 мая
Вступила в кампанию после ремонта;

1940 год 9 декабря
На переходе из Пуманки в Полярное в результате ошибочной прокладки курса штурманом по неверному докладу вахтенного командира на циркуляции коснулась грунта у берега в районе Корелинских о-вов. Получила повреждения нижней части корпуса и правого гребного винта;

1941 год июнь - сентябрь
К началу ВОВ заканчивала текущий ремонт в Полярном. Позже вместе с ПЛ Щ-404 передавалась в распоряжение командира Иокангской ВМБ. Перебазирована в Йоканьку. Совершила три выхода в дозор;

1941 год 27 апреля
Закончила текущий ремонт (АБ осталась старая, в эксплуатации с июля 1939 г.), начат монтаж системы БTC;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в Полярном, числилась в организационном периоде. Утром 19.6 перешла в губу Тюва;

1941 год 23 - 24 июня
Осуществила переход в Йокангу, где перешла в оперативное подчинение командира Йокангской ВМБ;

1941 год 12 - 30 июля
В 11.30 12.7 вышла в дозор в район севернее горла Белого моря (позиция №8(?). Встреч с кораблями противника не имела. В 05.35 30.7 прибыла в Йокангу. 13.7 при потоплении германскими ЭМ СКР «Пассат» погибли находившиеся на его борту члены экипажа ПЛ Щ-403 - старшина 2-й статьи А.А. Колесов и краснофлотец Н.Н. Забалуев;

1941 год 7 августа
При потоплении германской ПЛ "U-652" посыльного судна "ПС-70" погиб находившийся на его борту член экипажа ПЛ Щ-403 - гл. старшина А.Е. Ефимов;

1941 год 24 - 28 августа
В 22.40 24.8 вышла в дозор в район севернее горла Белого моря (позиция №8). Встреч с кораблями противника не имела. В 10.35 28.8 прибыла в Йокангу;

1941 год 16 - 19 сентября
В 04.45 16.9 вышла в дозор в район севернее горла Белого моря (полиция №8). Вечером 17.9 в точке 67.55 с.ш./41.55 н.д. обнаружила, но не атаковала германскую ПЛ "U 132". Через сальник шпиля в подводном положении внутрь прочного корпуса поступала вода, которая залила артиллерийский погреб. В 12.47 19.9 прибыла в Йокангу;

1941 год 29 сентября - 1 октября
Перешла в Архангельск;

1941 год 1 октября - 6 ноября
Прошла навигационный ремонт на заводе "Красная Кузница" (4-16.10 находилась в доке);

1941 год 19 - 20 ноября
Перебазирована в Полярное. 20.11 возвращена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 25 ноября - 1 декабря
Боевой поход в район Вардё (позиция №5; обеспечивающий кап.3р. И.А. Смирнов из штаба БрПЛ). В 16 ч 25.11 вышла на позицию. В 12 ч 26.11 прибыла на позицию. В нарушение указаний командир ПЛ производил поиск противника на расстоянии 10-12 миль от береговой черты. Днем 29.11 не смогла атаковать ОТР противника из-за изменения курса цели и внезапного ухудшения видимости. В 16.56 29.11 начала возвращение в базу. В течение этих суток, при 9-бальном шторме через открытые крышки ТА №1 и №6 были утеряны 2 торпеды. В 18.44 1.12 прибыла в Полярное;

1941 год 16 декабря - 1942 год 4 января
Боевой поход в район м. Нордкап (позиция №3). В 00.00 16.12 вышла на позиция. В 04.00 17.12 прибыла на позицию. В 19.19 18.12 произвела торпедную атаку КОН идущий на восток (1 ТР, 1 СКР, 2 ТЩ) севернее м. Сверхольт-клуббен (ТР ? т. атака надводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанця 6 каб. - промах). В момент поворота для атаки кормовыми ТА по мнению командира обнаружена СКР. В 19.27 с дистанции 15 каб. выпустила 2 торпеды по ТР, промах из-за стрельбы «на глаз» — атака не зафиксирована, по-видимому атакован КОН на якоре, включавший ТР «Гертруд Фрицен», «Дора Ольдендорф», норвежские ТР «Бирк» и «Стен»). Преследования не было. В 18.08 22.12 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 2 НСУ, 2 СКР, 3 СКА) восточнее о. Магерё (ТР ? т, атака надводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 3 каб., наблюдалось два взрыва - безуспешно атакован норвежский ТР «Инге», торпеды взорвались о скалы, пострадало здание и имущество германского наблюдательного поста на м. Сверхольт-клуббен). ПЛ уклонилась от кораблей противника в надводном положении. Вечером 2.1 в районе м. Сверхольт-клуббен обнаружена СКР, от которого уклонилась срочным погружением. В 20 ч начала возвращение в базу и в 23 ч 4.1 прибыла в Полярное;

1942 год 4 января - 3 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 11 - 21 февраля
Боевой поход в район м. Нордкап (позиция №3). В 22.10 11.2 вышла на позицию. В 11.55 12.2 обнаружила плавующую мину. В 03.25 14.2 прибыла на позицию. В задачу ПЛ входило высадить разведгруппу. В 19.01 14.2 к берегу были отправлены три резиновые шлюпки с 3 разведчиками и двумя краснофлотцами в качестве переправщиков. В 21.02 шлюпки были подтянуты к ПЛ за концы, но оказались пустыми и без весел. К берегу была отправлена одна из лодок с краснофлотцем, который вернувшись доложил, что не может подойти к берегу из-за большой волны. В 22.45 ПЛ отошла от берега. 15.2 и 16.2 ПЛ возвращалась во фьорд и пыталась доставить на берег продовольствие и выяснить судьбу людей, что дважды чуть было не привело к гибели краснофлотцев. Из-за сильного волнения все попытки осуществить эту операцию окончились неудачей. 17.2 ПЛ покинула фьорд. В результате высадки 1 разведчик утонул, сумевшие выбраться на берег из перевернутых шлюпок 2 разведчиков пропали без вести, а двое краснофлотцев членов экипажа Щ-403 (Климов и Широков) - попали в плен и вернулись на Родину после окончания ВОВ. В ночь на 19.2 в условиях плохой видимости и небольшого волнения ПЛ производила зарядку аккумуляторов, находясь в северной части Порсангер-фьорда. Внезапно в 00.20 в 300-400 м от ПЛ были обнаружены идущие параллельным курсом два немецких ЭМ или СКА, оказавшихся на самом деле МЗ "Бруммер" и мобилизованным тральщиком М-1503 (входивший в состав отряда СКА "Нордлихт" из-за плохой видимости не обнаружил ПЛ и в бою не участвовал). Зарядка АБ была тут же прекращена, а командир ПЛ вызван на мостик. Противоборствующие стороны заметили друг друга одновременно, после чего стоявший вахтенным офицером командир БЧ-3 лейтенант Шилинский повернул влево, в то время как оба немецких корабля устремились на таран. Командир минзага корветтен-капитан Эрих Тобиас неправильно оценил курс Щ-403 и проскочил у нее за кормой. Поднявшийся к тому моменту на мостик Коваленко продублировал команду вахтенного офицера и приказал дать залп из кормовых аппаратов, но подготовить их в 7-м отсеке не успели. Также попытавшийся таранить ПЛ тральщик чуть было не врезался в "Бруммер", но, пройдя у него за кормой, лег на параллельный с ПЛ курс и открыл огонь из 20(37?)-мм полуавтоматической пушки. Один из первых выпущенных снарядов пробил прочный корпус в III отсеке на уровне ватерлинии, остальные снаряды попали в надстройку. Гораздо больший ущерб нанесли пулеметные очереди минзага. Тяжелое ранение в ногу получил Коваленко, легкие - командир БЧ-1 Беляев и боцман Кузькин. Управление ПЛ взял на себя штурман (он слышал разговор боцмана и командира, которые говорили о своих ранениях и выходе из строя) и приказал срочно погружаться. Вероятно, Коваленко в тот момент не мог ни передвигаться, ни говорить - рубочный люк был задраен без него, причем по установленной процедуре с опросом голосом "есть ли кто в лимузине" и предупреждением "срочное погружение". Это по разному обсуждается в литературе, вплоть до обвинений в адрес боцмана и штурмана. Тем не менее, ПЛ оставалась в надводном положении еще минуту. Дело в том, что в нарушение всех инструкций кингстоны цистерн главного балласта оказались закрытыми, и, когда поступила команда их открыть, в III отсеке ее не выполнили, поскольку личный состав отсека был занят заделкой пробоины и из-за шума распоряжения не услышал. Тем временем ПЛ продолжала медленно описывать циркуляцию, представляя идеальную мишень для тарана. На этот раз свой шанс попытался использовать ТЩ М-1503, но пока он выполнял соответствующий маневр, ПЛ, наконец-то, стала погружаться. Ориентировочно около 00.24 (с момента обнаружения прошло всего около 5 минут) когда ПЛ находилась на глубине 7 м., ее потряс сильнейший удар, нанесенный в верхнюю часть ограждения рубки и тумбу перископов. Почти невероятно, но ни от удара (в момент удара крен составил 15 градусов), ни от взорвавшейся спустя несколько секунд под ПЛ глб прочный корпус не пострадал (противник сбросил три глб), только погас свет в VI отсеке и разлетелись ящики с патронами регенерации в V. В резулльтате боя ПЛ получила пробоину в прочном корпусе от попадания 20-мм снаряда между 34 и 35-м шпангоутами, одну большую пробоину в ЦГБ №2 с правого борта, а также множество пулевых и осколочных в легком корпусе, надстройке и ограждении рубки. В результате таранного улара перекошено влево ограждение рубки, сорвана тумба зенитного перископа, погнут перископ. Командование кораблем принял помощник ст. лейтенант П.В. Шипин, который увел ПЛ в глубь фьорда, а затем вывел и повел ее в базу. Связь поддерживалась через выносную антенну. В 10.50 19.2 начала возвращение В базу. В 15.20 обнаружила плавующую мину, в 09.08 21.2 — перископ, от которого уклонилась маневрированием. Вскоре была встерчена СКР "Смерч" и в 12.47 21.2 прибыла в Полярное. Командир ПЛ был исключен из списков начсостава как погибший, но раненый Коваленко С.И. ухватился за бросательный конец с тральщика М-1503 и был спасен немцами (по разным версиям его подобрали в воде или за ним прыгнул на рубку погржающейся ПЛ немецкий унтер-офицер). В плену после ампутации ноги его перевезли в Германию, где долго допрашивали и, по некоторым данным, в 1944 году расстреляли (по одной из версий это произошло во Франции);

1942 год 23 февраля - 16 мая
Прошла аварийный ремонт с заменой АБ на заводе НК РП в Мурманске. В некоторых источниках указывается на возможную установку во время ремонта ГАС "Дракон-129". Ремонт проходил в очень тяжелое время - Мурманск беспрерывно бомбили с воздуха;

1942 год 3 - 11 июня
Боевой поход в Варангер-фьорд (позиция №6; обеспечивающий командир 3-го ДнПЛ кап.2р. И.А. Колышкин). В 03.31 (02.10?) 3.6 вышла на позицю. До параллели Цып-Наволока экскортировалась 2 МО. В 07.49 обнаружила самолет Ju-88 от которого уклонилась погружением. В 15.15 прибыла на позицию. В 18.52 3.6 произвела торпедную атаку КОН идущего на запад (1 ТР, 3 ТЩ, 2 СКА) южнее м. Кибергнес (ТР 7000 т, атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 12-13 каб., через 56(70?) и 72 (88?) сек. услышано 2 взрыва - атака не зафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Петрополис» и норвежский ТР «Станья»). Контратакована кораблями противника, сбросившими в отдалении 19 глб (возможно за взрывы глб приняты взрывы снарядов, выпущенных батареями п-ва Рыбачий по германскому КОН, выходившему из залива Петсамон-вуоно). Результата атаки ПЛ не наблюдала. После всплытия в 20.00 обнаржила только 2 охотника. До 11.6 наблюдала в районе только рыболовные мотоботы. В 05.53 11.6 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 2 ТЩ) юго-западнее м. Кибергнес (ТР 8000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 8 каб., через 49 и 56 сек услышаны 2 взрыва - атака не зафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Монсун»). Преследования не было. ПЛ результаты атаки не наблюдала и сразу легла на курс отхода. В 14.30 10.6 начала возвращение В базу н В 02.55 11.6 прибыла в Полярное. Командир ПЛ доложил о двух уничтоженных ТР противника. Командование посчитало, что оба ТР, как минимум, повреждены;

1942 год 25 июня - 8 июля
Боевой поход на позицию прикрытия КОН «PQ-17» (позиция №12в). В 17.50 25.6 вышла на позицию. В 19.23 28.6 прибыла на позицию. В течение похода встреч с кораблями противника не имела. 17 раз погружалась уклоняясь от самолетов противника. 1 раз обнаружила плавующую мину. В 09.45 7.7 атакована ПЛ противника, от 3 торпед которой уклонилась — германская ПЛ «U 657» атаковала советскую ПЛ 4 торпедами в квадрате АС58. После атаки ПЛ противника всплыла и скрылась в надводном положении, но спустя 2 часа снова пришла на видимость. При попытке ПЛ Щ-403 выйти в торпедную атаку из подводного положения, ПЛ противника погрузилась и была потеряна. В этот же день с ПЛ была передана радиограмма о том, что ПЛ подвергается преследованию и нуждается в помощи. Как выяснилось по ошибке была передана заранее подготовленная телеграмма, но тем не менее для оказания помощи ПЛ были подготовлены 2 самолета. В 21.40 8.7 прибыла в Полярное;

1942 год 29 июля - 12 августа
Боевой поход в Варангер-фьорд (позиция №6). В 14.54 29.7 вышла на позицию. На переходе ПЛ чудом избежала гибели на новом противолодочном минном поле. В 04.13 30.7 прибыла на позицию. В 16.07 8.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ТЩ) идущего на запад (ТР 8000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 11.5 каб., услышан 1 взрыв — безуспешно атакован германский ТР «Торланд»). Из-за несрабатывания прибора БТС по двум ТА, ПЛ выбросило на 3 м. Контратакована СКР «V 5909», «V 5902» и «V 5904», сбросившим 10 (8 по германским данным) глб. В 08.57 11.8 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, неск. кор. ПЛО) идущего на восток (ТР 10000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 13-14 каб., через 110 сек услышано 3 взрыва — безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Сантос» и «Рауентхалер», германские корабли наблюдали прохождение 3 торпед). Результаты атаки с ПЛ не наблюдались. Контратакована БО «Uj 1101», «Uj 1104» и «Uj 1108», сбросившими в течение 3-часового преследования 118 (110 по германским данным) глб. В результате отдаленных взрывов на ПЛ вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. За время похода ПЛ 8 раз уклонялась погружением от самолетов противника и 4 раза обнаруживала плавающие мины. В 19.00 11.8 начала возвращение в базу и в 05.28 12.8 прибыла в Полярное;

1942 год 15 - 29 августа
Прошла навигационный ремонт с докованием;

1942 год 11 - 23 сентября
Боевой поход в район севернее м. Нордкин (позиция №14). В 22.19 (21.00?) 11.9 вышла на позицию для прикрытие каравана PQ-18. В 19.03 12.9 в точке 71.09 с.ш./33.38 в.д. атакована ПЛ противника, выпустившей 3 торпеды (две прошли по носу ПЛ Щ-403 в 150 и 20 м., одна по корме в 30 м.) — германская ПЛ «U 251» атаковала советскую ПЛ 2 торпедами в квадрате АС82. 13.9 прибыла на позицию. В районе позиции встреч с кораблями противника не имела. В 23.14 20.9 начала возвращение в базу и в 08.17 23.9 прибыла в Полярное;

1942 год 26 сентября - 11 октября
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 22 октября - 7 ноября
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 0 ч 22.10 вышла на позицию. В 09.40 обнаружила плавующую мину. В 11.16 22.10 прибыла па позицию. В 07.32 25.10 обнаружила плавующую мину. В 11.04 28.10 произвела торпедную атаку ОБК (3 ТЩ) в точке 70.06,8 с.ш./30.40,3 в.д. (ТЩ 700-800 т, атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 11-12 каб., через 106 сек. услышан 1 взрыв — зарубежных данных нет, по-видимому, атакована группа БО). Преследования не было. В 12.00 2.11 обнаружила шум винтов, а в 12.41 обнаружила ТЩ (реально БО). При выходе в атаку была обнаружена и контратакована БО «Uj 1102» и «Uj 1112». ПЛ уклонилась от тарана погружением. БО сбросили в 12.47 2 глб. В результате близких разрывов самопроизвольно открылись клапана вентиляции ЦГБ, было подорвано несколько кингстонов забортной арматуры, вышли из строя 10 ламп освещения. Днем 3.11 ПЛ не смогла атаковать ТЩ из-за плохой видимости, а утром 4.11 - из-за большого КУ. За время патрулирования ПЛ обнаружила 17 мотоботов и 1 СКА. В 21.10 6.11 начала возвращение в базу и в 09.00 7.11 прибыла в Полярное;

1942 год 2 - 19 декабря
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 22.18 2.12 вышла на позицию. В 08.47 3.12 прибыла на позицию. 6.12 коснулась минрепа мины заграждения «Sperre-V». В 12.51 14.12 произвела торпедную атаку КОН идущего на запад (2 ТР, 2 СКР) юго-западнее м. Скальнес (ТР 7000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 7 каб., через 52 сек. услышан взрыв, через 60 сек. взрыв большой силы, легко контузивший саму ПЛ (предположтельно это результат самопроизвольного взрыва собственной торпеды на небольшом удалении от ПЛ) — безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Дессау», «Вельхайм», «Посейдон» и норвежский ТР «Утвикен»). Контратакована СКР «V 6109», сбросившим на безопасном удалении 4 (5 по германским данным) глб. В 05.35 19.12 начала возвращение в базу и в 10.46 прибыла в Полярное. Командование БрПЛ посчитало ТР уничтоженным;

1943 год 9 января - 15 апреля
Прошла текущий ремонт, в ходе которого на ПЛ установлен СГ "Спрут";

1943 год 15 апреля
При переходе с завода в Полярное, произошел задир поршня цилиндра правого дизеля - дизель вышел из строя на двое суток;

1943 год 3 - 12 мая
Боевой поход в район Тана-фьорда (позиция №4). В 17.30 3.5 вышла на позицию. В 05.30 5.5 прибыла на позицию. 7.5 получила приказ произвести поиск экипажа самолета «Хзмпден», сбитого при атаке на КОН противника в районе позиции — поиск результатов не дал. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.00 10.5 в топливных цистернах обнаружена вода (вода попала в цистерны через негерметичные горловины). Считая, что топливо потеряно через трещины в цистерне, командир принял решение о преждевременном возвращении в базу. В 12.43 начала возвращение в базу и в 02.00 12.5 прибыла в Полярное;

1943 год 25 мая - 10 июня
Боевой поход в район Тана-фьорда (позиция №4). В 16.50 25.1 вышла на позицию. В 17.58 27.5 прибыла на позицию. В течение похода обнаружила несколько плавующих мин. Утром 7.6 не смогла атаковать одиночный ТЩ или РТ из-за большого КУ. В 04.56 9.6 начала возвращение в базу и в 13.00 10.6 прибыла в Полярное;

1943 год 12 - 23 июля
Боевой поход в район Конгс-фьорда (позиция №3). В 00.52 12.7 вышла на позицию. В 11.37 14.7 прибыла на полицию. В 22.48 не смогла атаковать ТЩ из-за большого КУ. Вечером 17.7 несмогла атаковать ОБК (2 ТЩ, 1 СКА) из-за сложного маневрирования цели. В 20.53 17.7 произвела торпедную атаку этого ОБК в районе Конгс-фьорда (2 ТЩ, атака подводная с временным интервалом, 3 торпеды (в т.ч. 2 с НВС), дистанция 12 каб., через 90 сек услышаны 2 взрыва - атаковано головное охранение германского КОН идущего на запад, включавшего ТР "Европа", "Ухленхост", "Леба", "Зеда Фрицен" и TН "Мёвенриф". Наблюдалось прохождение 3 торпед. По германским данным, обнаруживший торпеды германский самолет ПЛО сбросил 2 глб, взорвавшие 1 торпеду и заставившие остальные отклониться от курса). В результате взрывов глб лопнули 2 термометра приборов «К-5», выбило плавку подстанции III отсека. Командр ПЛ доложил о потоплении ТЩ. В 15.24 20.7 произвела торпедную атаку КОН (1 TP, 1 СКР, 1 СКА) идущего на восток (ТР 6000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 9 каб., через 120 сек. в V и VII отсеках услышано 2 взрыва - безуспешно атакован германский KOН в составе ТР "Петрополис", ТН "Адлергрунд" и "Марштайнен", наблюдалось прохождение 4 торпед, 1 торпеда взорвалась при ударе о скалы). В 15.29 зафиксирован 1 взрыв, предположительно, глб. Преследовалась 3 СКР без сброса глб. до 18.15. Командр ПЛ доложил о потоплении ТР. В 21.09 21.7 начала возвращение в базу и в 14.51 23.7 прибыла В Полярное;

1943 год 24 июля
Награждена орденом Красного Знамени;

1943 год 16 августа - 25 сентября
Прошла усиленный навигационный ремонт. К этому времени уже сильно проявился износ корпуса ПЛ. В частности, обшивка топливных цистерн внутри прочного корпуса постоянно протекала;

1943 год 2 - 1? октября
Боевой поход в район м. Сейбунес — м. Омганг (позиция №5). В 21.21 2.10 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Событие, возможно имевшее отношение к гибели ПЛ: в 07.05 13.10 входивший в состав КОН идущего на восток германский СКР «V 6102» сбросил 7 глб на ПЛ, обнаруженную в районе м. Маккаур. Информации о появлении признаков поражения ПЛ - нет. Вечером 17.10 ПЛ не ответила на приказ о возвращении в базу. 24.10 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв па мине заграждения «NW-30», подрыв на плавующей мине, атака германского СКР 13.10, а также ошибка личного состава или отказ техники. Па ПЛ погибло 45 членов экипажа (по данным Морозова М.Э. - 46);

1943 год декабрь (приблизительно)
Исключена из состава флота;

2012 год
По данным на начало года считалась пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены.




дополнительная информация:


1. Список погибших 13.07.1941.
2. Список погибших 07.08.1941.
3. Список погибших 19.02.1942.
4. Список погибших в октябре 1943 года.



командиры:


1. Ефимов И.Е. (14.06.1936-14.02.1937 ИД, 15.02.1937-20.10.1937) арестован
2. Жуков А.А. (09.09.1937-18.09.1937 ИД, 19.09.1937-24.06.1938)
3. Ельтищев Ф.М. (24.06.1938-03.01.1939 ИД, 04.01.1939-29.10.1939)
4. Коваленко С.И. (29.10.1939-14.01.1940 ИД, 15.01.1940-03.03.1942)
5. Шипин П.В. (19.02.1942-03?.1942) ВРИД
6. Шуйский К.М. (26(28?).03.1942-17.10.1943)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
4. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Воениздат, Москва, 1983г.
11. Фотография из книги Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота".
12. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016