Проект подводного буксируемого аппарата «Атлант-1».
1. Количество аппаратов проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
|||
КЛАЙПЕДА: Отделение института Гипрорыбфлота (1) |
|||||
- |
1963? |
1963 |
1963 |
4. История проекта:
Все гидростаты и батисферы - аппараты несамоходные, тем не менее, буксируя их с некоторой (обычно очень малой) скоростью, можно частично устранить этот недостаток и вести исследования из движущейся камеры и на больших площадях. Инженеры Клайпедского отделения Гипрорыбфлота развили этот принцип и спроектировали по заказу СЭКБ оригинальный одноместный аппарат «Атлант-1», специально рассчитанный на буксировку с повышенной скоростью. Испытания этого аппарата, проводившиеся в Рижском заливе, были успешно закончены поздней осенью 1963 года. Затем «Атлант-1» принимал участие в рейсах судна "Муксун" в Атлантическом океане.
Аппарат "Атлант-1" по внешнему виду напоминал маленький самолет, а по существу представлял подводный планер. Он имел крылья, повышающие устойчивость движений на глубине; хорошо обтекаемый легкий корпус - «фюзеляж» заканчивался вертикальным стабилизатором (с рулем поворота) и горизонтальными рулями, с помощью которых пилот-наблюдатель регулировал глубину погружения. Рабочая глубина погружения аппарата — 100 м, скорость буксировки — 5 узлов. Для погружения и всплытия аппарата служили балластные цистерны, этим он отличался от гидростатов. Вес аппарата — 1840 кг, его длина — 4,5 м. В небольшом цилиндрическом корпусе диаметром 1 м мог поместиться только один человек, совмещая функции наблюдателя и пилота.
В носовой части сферической переборки прочного корпуса (объем его 1,85 куб. м), в котором находился наблюдатель, были прорезаны четыре иллюминатора. Имелось пять прожекторов и лампа-вспышка. Рабочая глубина погружения – 100 м, но прочный корпус был рассчитан на давление, соответствующее втрое большей глубине погружения. Буксировка подводного планера велась с помощью кабельного троса километровой длины. По этому же тросу подавалась электроэнергия и осуществлялась телефонная связь.
ПА базировался на бортовых траулерах типа “Пионер” водоизмещением всего 1100 т. В течение 60-х и начала 70-х годов он являлся основными техническим средством подводных исследований в рыбном хозяйстве. Использовать "Атлант-1" можно было при самых различных подводных исследованиях, но предназначен он был, в первую очередь, для наблюдения за работой трала при его движениях в глубинах моря. Находясь рядом с движущимся тралом, можно было заснять на кинопленку и исследовать весь процесс работы трала и поведение рыбы. С его помощью были разработаны основные методы рыбохозяйственных подводных исследований и получен ряд важных результатов в изучении поведения рыб в естественной среде и при лове. Наблюдения с аппарата дали возможность решить многие проблемы, связанные с дальнейшим развитием орудий и методов лова. Так аппарат принимал участие во многих рейсах в Атлантическом океане на борту научно-исследовательского судна "Муксун". Наблюдения, фотографии и кинокадры, полученные гидронавтами В.Коротковым и В.Мартышевским во время погружений этого аппарата, помогли конструкторам делать тралы лучше, уловистее. В 1967 году модель аппарата "Атлант-1" экспонировалась на всемирной выставке «ЭКСПО-67» в Канаде, в 1968 году – на выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде.
За время эксплуатации (до 1980 г.) "Атлант-1" совершил около 1000 погружений. На смену ему пришли аппараты типа "Атлант-2", которые в процессе строительства поличили новое наименование - «Тетис». Опыт эксплуатации привязных и буксируемых подводных аппаратов, расширение задач рыбохозяйственных исследований с применением подводных технических средств предопределили появление автономных подводных аппаратов с увеличенными глубиной погружения и вместимостью.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | 1,84 тонны | |
скорость хода | ||
подводная: | 3,0 узла | |
глубина погружения | ||
рабочая: | до 100 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 4,5 метра | |
ширина: | 4,3 метра | |
высота: | 1,5 метра | |
энергоустановка | ||
автономной нет, по кабелю | ||
обитаемость | ||
экипаж: | 1 человек |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021