Rambler's Top100 Проекты подводных аппаратов. Аппарат "Атлант-1"

Проект подводного буксируемого аппарата «Атлант-1».



1. Количество аппаратов проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводный аппарат Атлант-1


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КЛАЙПЕДА: Отделение института Гипрорыбфлота (1)

 "Атлант-1"

-

1963?

1963

1963



4. История проекта:


Все гидростаты и батисферы - аппараты несамоходные, тем не менее, буксируя их с некоторой (обычно очень малой) скоростью, можно частично устранить этот недостаток и вести исследования из движущейся камеры и на больших площадях. Инженеры Клайпедского отделения Гипрорыбфлота развили этот принцип и спроектировали по заказу СЭКБ оригинальный одноместный аппарат «Атлант-1», специально рассчитанный на буксировку с повышенной скоростью. Испытания этого аппарата, проводившиеся в Рижском заливе, были успешно закончены поздней осенью 1963 года. Затем «Атлант-1» принимал участие в рейсах судна "Муксун" в Атлантическом океане.

Аппарат "Атлант-1" по внешнему виду напоминал маленький самолет, а по существу представлял подводный планер. Он имел крылья, повышающие устойчивость движений на глубине; хорошо обтекаемый легкий корпус - «фюзеляж» заканчивался вертикальным стабилизатором (с рулем поворота) и горизонтальными рулями, с помощью которых пилот-наблюдатель регулировал глубину погружения. Рабочая глубина погружения аппарата — 100 м, скорость буксировки — 5 узлов. Для погружения и всплытия аппарата служили балластные цистерны, этим он отличался от гидростатов. Вес аппарата — 1840 кг, его длина — 4,5 м. В небольшом цилиндрическом корпусе диаметром 1 м мог поместиться только один человек, совмещая функции наблюдателя и пилота.

В носовой части сферической переборки прочного корпуса (объем его 1,85 куб. м), в котором находился наблюдатель, были прорезаны четыре иллюминатора. Имелось пять прожекторов и лампа-вспышка. Рабочая глубина погружения – 100 м, но прочный корпус был рассчитан на давление, соответствующее втрое большей глубине погружения. Буксировка подводного планера велась с помощью кабельного троса километровой длины. По этому же тросу подавалась электроэнергия и осуществлялась телефонная связь.

ПА базировался на бортовых траулерах типа “Пионер” водоизмещением всего 1100 т. В течение 60-х и начала 70-х годов он являлся основными техническим средством подводных исследований в рыбном хозяйстве. Использовать "Атлант-1" можно было при самых различных подводных исследованиях, но предназначен он был, в первую очередь, для наблюдения за работой трала при его движениях в глубинах моря. Находясь рядом с движущимся тралом, можно было заснять на кинопленку и исследовать весь процесс работы трала и поведение рыбы. С его помощью были разработаны основные методы рыбохозяйственных подводных исследований и получен ряд важных результатов в изучении поведения рыб в естественной среде и при лове. Наблюдения с аппарата дали возможность решить многие проблемы, связанные с дальнейшим развитием орудий и методов лова. Так аппарат принимал участие во многих рейсах в Атлантическом океане на борту научно-исследовательского судна "Муксун". Наблюдения, фотографии и кинокадры, полученные гидронавтами В.Коротковым и В.Мартышевским во время погружений этого аппарата, помогли конструкторам делать тралы лучше, уловистее. В 1967 году модель аппарата "Атлант-1" экспонировалась на всемирной выставке «ЭКСПО-67» в Канаде, в 1968 году – на выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде.

За время эксплуатации (до 1980 г.) "Атлант-1" совершил около 1000 погружений. На смену ему пришли аппараты типа "Атлант-2", которые в процессе строительства поличили новое наименование - «Тетис». Опыт эксплуатации привязных и буксируемых подводных аппаратов, расширение задач рыбохозяйственных исследований с применением подводных технических средств предопределили появление автономных подводных аппаратов с увеличенными глубиной погружения и вместимостью.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 1,84 тонны
  скорость хода  
  подводная: 3,0 узла
  глубина погружения  
  рабочая: до 100 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 4,5 метра
  ширина: 4,3 метра
  высота: 1,5 метра
  энергоустановка  
  автономной нет, по кабелю
  обитаемость  
  экипаж:

1 человек

7. Источники:


- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва 2002г.
- Диомидов М.Н., Дмитриев А.Н. "Покорение глубин".
- Тирс М.И. "Тинро-2 в океане", Судостроение, Ленинград, 1977г.
- Жбанов А.В., Помозов А.А, Жбанова Д.А. "Севастопольские гидронавты", Севастополь, 2014г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021