Rambler's Top100 Проекты подводных аппаратов. Аппараты "Тетис" и "Тетис-Н"

Подводные аппараты проектов 1605 ("Тетис") и 16051 ("Тетис-Н").



1. Количество аппаратов проекта: 6 + 4


2. Изображение проекта:


Подводный аппарат Тетис

БК-72-01 (типа «Тетис»)


Подводный аппарат Тетис-Н


ПА типа «Тетис-Н»


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Завод. номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: ЛАО (6)

1

 БК-72-01

01660

1972(?)

1972

01.09.1972

 в музее в г. Калининград

2

 БК-72-02

01806

1973(?)

1973

20.09.1973

 в музее в г. Калининград

3

 БК-72-03

01807

1973

1973

28.12.1973

 на постаменте в г.Черноморск
 (Украина)

4

 БК-72-04

01808

1974(?)

1974

22.08.1974

 на постаменте в г.Мурманск

5

 БК-72-05

01809

1974

1974

16.12.1974

 на постаменте в г.Севастополь

6

 БК-72-06

01836

1974

1974

16.12.1974

 судьба неизвестна

 ЛЕНИНГРАД: ЛАО (4)

7

 БК-89-01(?)

01851

01.1989

26.09.1990

06.10.1990

 возможно в строю

8

 БК-89-02(?)

01852

11.1989

26.09.1990

27.09.1990

 на постаменте в г.Севастополь

9

 БК-89-03(?)

01853

12.1989

1990

31.10.1990

 на постаменте в г.Санкт-Петербург

10

 БК-89-04(?)

01854

05.1990

1990

30.11.1990

 возможно в строю


Идентификация фотографий аппаратов по отношению к номерам является условной и требует уточнения.
Буду благодарен за любую информацию.



4. История проекта:


На основе идей, заложенных в конструкцию буксируемого ПА “Атлант” был создан более совершенный аппарат типа “Тетис”. Проект под наименованием "Атлант-2" был разработан в 1970 году в СКБ "Судопроект" при участии института Гипрорыбфлота под руководством главного конструктора Крылова Е.В., по заказу Министерства рыбного хозяйства. В 1971 году все работы по проекту «Атлант-2» были переданы в ЦПБ «Волна» и главным конструктором проекта был назначен Михайлов И.Б. Технический проект был выполнен СКБ "Судопроект" (г. Горький), рабочий - ЦПБ "Волна". Создание ПА происходило на ЛАО (г. Ленинград). В процессе подготовки к производству проект получил наименование "Тетис", хотя первые две камеры во многих источниках иногда относят к проекту "Атлант-2" (из-за этого и возникла определенная путанница с этим проектом, как отдельной разработкой).

На аппарате «Атлант-1» управление в сложных условиях, например вблизи движущегося трала, и фотографирование, и киносъемка были сосредоточены в руках у единственного члена экипажа, что, конечно, очень осложняло его работу, делало ее чрезвычайно напряженной. Поэтому экипаж подводного аппарата «Атлант-2» состоял из двух человек. Была увеличена глубина погружения: в гидростатическом режиме аппарат мог погружаться на 300 м, в режиме буксировки - на 200 м. Аппарат имел постоянную положительную плавучесть около 60 кг. Погружение происходило за счет гидродинамической силы, возникающей при буксировке аппарата на его крыльях, установленных под небольшим отрицательным углом атаки к набегающему потоку. При уменьшении скорости буксировки аппарат поднимался к поверхности, а при остановке буксирующего судна - всплывал на поверхность. Максимальная скорость буксировки составляла 6 уз. Электроэнергия передавалась на аппарат по кабель-тросу и по нему же осуществлялась телефонная связь.

Для придания кабель-тросу нулевой плавучести к, нему через определенные интервалы были присоединены плавучие гидродинамические буйки. В аварийной ситуации командир аппарата мог обрезать трос с помощью специального пневматического резака. Всплыть аппарат мог в любой момент - для этого было необходимо сбросить твердый балласт. Для работы в гидростатическом режиме под корпусом аппарата подвешивался балласт, который придавал ему необходимую отрицательную плавучесть. Опускался аппарат на кабель-тросе, но уже без буйков.

Опытная подводная буксируемая наблюдательная камера БК-72-01 проекта 1605 (отличалась от серийных тем что имела не 4, а 3 фронтальных иллюминатора) предназначалась для режимов подводной буксировки и гидростата с помощью судна-носителя. Кроме наблюдений и изучения поведения рыб в зоне работы орудий лова она могла производить кинофотосъемки морского дна и освещенности различных объектов в толще воды. Заводские ходовые и государственные испытания проводились на Черном море совместно с научно-исследовательским судном "Зунд". В период 1973-1974 годов было построено еще пять буксируемых камер. В 1979 г. в рейсе НИС "Артемида" проводились испытания ПА "Тетис" в промысловом районе Северной Атлантики.

Поскольку глубоководная техника была для рыбного хозяйства новой, с целью улучшения её эксплуатации была создана специальная организация СЭКБП (позднее База “Гидронавт”, ныне “Мариэкопром”) в Севастополе. Туда были переданы все ПА типа "Тетис", кроме двух на Западном бассейне и одного - на Северном.

Большое значение для рыбного хозяйства имели работы по изучению конструкций тралов и их взаимодействия с рыбой. Они проводились с помощью буксируемых ПА “Тетис” на всех бассейнах, но ведущую роль сыграли исследования калининградского НПО промрыболовства (МариНПО), где была создана специальная служба испытаний тралов путем подводных наблюдений. Результатом явилось создание принципиально новых конструкций орудий лова и ускорение ввода их в эксплуатацию.

Аппарат Тетис (возможнопод наименованием "Атлант-2") экспонировался на международной выставке "Инрыбпром-75" в Ленинграде и вызвал большой интерес специалистов. Буксируемые ПА “Тетис” использовались на Северном (1 аппарат), Западном (2 аппарата) и Южном бассейнах (3 аппарата) для контрольных осмотров тралов промысловых судов с целью устранения дефектов настройки, снижающих уловистость. В результате у судов Северного бассейна, прошедших осмотр, вылов на сутки лова повысился в среднем на 34 %, а на час траления – на 40 %. По расчетам Базы “Гидронавт” вылов в целом по флоту за счет осмотров орудий лова отстающих судов повысился на 5,3 %.

Эксплуатация буксируемых камер "Тетис" показала хорошие результаты, и по заявке Минрыбхоза СССР в 1989-1990 годах завод построил еще четыре модернизированные камеры "Тетис-Н" по проекту 16051. Новые камеры получили усовершенствованное оборудование и более совершенную систему обзора с иллюминаторами большого диаметра. 2 камеры планировалось передать на Базу "Гидронавт", 1 - в ПИНРО (Мурманск) и 1 - на Дальний Восток (г.Владивосток). Но в последующем на территории Украины оказалось 3 таких камеры и 1 осталась в Санкт-Петербурге.

По состоянию на 2013 год два аппарата типа "Тетис" (БК-72-01 и еще один) находились в музее Мирового Океана (Калининград), два типа "Тетис" - на постаментах в Украине на въезде в г.Ильичевск (с 2017 - г.Черноморск) и на территории Государственного океанариума Украины (до 21.03.2014) в г.Севастополь. Судьба еще одного аппарата, который остался на Украине, автору сайта не известна, буду благодарен за любую уточняющую информацию. Аппарат типа "Тетис", который остался в г.Мурманск, установлен на постамент около гостиницы "69 параллель". Один аппарат типа "Тетис-Н" находился в работоспособном состоянии в Государственном океанариуме Украины (до 21.03.2014) в г.Севастополь, один - в работоспособном состоянии предлагалсся к продаже украинской водолазной компанией "Крым-Марина-Сервис" (в 2017 данных о продаже или о покупке не удалось обнаружить), один - находится на постаменте в дайв-клубе "Sea-Lion" в г.Севастополь и еще один - находится на постаменте в г.Санкт-Петербург. Буду благодарен посетителям сайта за любую информацию по идентификации фотографий аппаратов этих проектов к из заводским номерам.


5. Схема проекта:


Подводный аппарат Тетис


Схема ПА типа «Тетис»


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: "Тетис" - 2,95 тонны, "Тетис-Н" - 2,96 тонны
  скорость хода  
  подводная (при буксировке): до 6,0 узлов
  глубина погружения  
  рабочая при буксировке: до 200 метров
  рабочая в режиме гидростата: до 300 метров
  предельная: 333 метра
  кораблестроительные элементы  
  длина: "Тетис" - 4,30 м, "Тетис-Н" - 4,33 м
  ширина: "Тетис" - 3,21 м, "Тетис-Н" - 3,30 м
  высота: "Тетис" - 1,80 м, "Тетис-Н" - 2,04 м
  энергоустановка  
  автономной нет, по кабелю
  обитаемость  
  экипаж:

2 человека

7. Источники:


- Заферман М.Л. "Развитие отечественных рыбохозяйственных подводных исследований" (http://www.vitiaz.ru).
- Информация с сайта (http://shipbuilding.ru).
- Информация с сайта Музея Мирового Океана (http://www.vitiaz.ru).
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Фото из книги Малова В. «Подводные исследования», Москва, СЛОВО/SLOVO, 2001г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020