Rambler's Top100 Аппарат "ОСА-3"

Проект подводного обитаемого аппарата «ОСА-3-600».


1. Количество аппаратов проекта: 1(2?)


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 МОСКВА: ОКБ СТС (1)

 "ОСА-3-600"

-

1975

1975?

1976


4. История проекта:


Первый обитаемый подводный аппарат ОКБ СТС "ОСА-3-600" с экипажем три человека и с глубиной погружения 600 метров был разработан, построен и испытан в 1976 году по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Аппарат был оснащен четырьмя крыльчатыми движителями, которые позволяли осуществлять перемещение в водной среде во всех плоскостях, а так же зависать над точкой. Он был предназначен для биологических, ихтиологических, гидрологических, гидрофизических и прочих исследований в рыбной и других отраслях народного хозяйства.

Аппарат многоцелевой и являлся принципиально новым универсальным устройством для проведения подводных исследований и работ на шельфе и в открытых районах океана.

Научно-исследовательские приборы и оборудование, установленные на аппарате, позволяли решать разнообразные задачи: проводить промысловую и геологическую разведку, детальные исследования рыбопромысловых объектов, изучение бентоса, донных животных, рыб, их концентрации, миграции, состояние нерестилищ, контроль показаний приборов, исследование рельефа дна, геологических отложений и т.п.

"ОСА-3-600" был первым динамически стабилизированным подводным аппаратом. Это свойство позволяло ему сохранять заданное положение в пространстве независимо от воздействия внешних возмущающих сил и моментов. Его управляемость обеспечивалась совокупными действиями автоматической системы управления и движительно-рулевого комплекса. Аппарат имел 6 степеней свободы. В межбортном пространстве на фланцах прочного корпуса, на взаимоперпендикулярных осях размещались 4 герметичных цилиндрических отсека с крыльчатыми движителями диаметром 500 мм и лопастями длиной 350 мм с 20-сильными гидравлическими приводами. Отсеки для охлаждения приводов были заполнены авиационным керосином.

Аппарат был оснащен комплексной навигационной системой с вычислительным устройством, гидроакустической коррекцией глубины, комплексной системой наблюдения и связи с гидролокатором кругового обзора, телевизионной системой, эхолотом, самописцами; автоматической системой безопасности, манипуляторным устройством и рядом других сложных электронных систем.

Аппарат управлялся в горизонтальной и вертикальной плоскостях во всем диапазоне скоростей. Он был способен передвигаться по любой пространственной траектории, в том числе лагом, и с высокой точностью выполнять любой пространственный маневр, а также зависать над объектом. Для этого аппарат имел четыре крыльчатых движителя и автоматизированную систему управления, изготовленную на базе серийного автопилота. Крыльчатые движители представляют собой несколько лопаток аэродинамического профиля, установленных по краю вращающегося в кожухе диска. В зависимости от угла поворота лопаток вокруг собственной оси, направления и скорости вращения диска движитель плавно менял силу тяги от нуля до максимальной и направление ее приложения. Это позволяло аппарату выполнять разнообразные пространственные маневры подобно вертолету. Главный конструктор аппарата "ОСА-3-600" Виктор Петрович Шматок еще в 1959 году отработал идею крыльчатых движителей на макете - малой подводной лодке "ШОС", которую он лично испытал в Купеческой гавани Кронштадта.

Безопасность плавания и эксплуатации гарантировалась системой жизнеобеспечения, автоматической системой безопасности, которая контролировала потенциально опасные состояния аппарата и обеспечивала автоматическое всплытие при аварийных ситуациях.

Все научное оборудование управлялось дистанционно, а работа батометров и по заранее заданной программе. Для проведения научно-исследовательских работ на аппарате были установлены:
- поворотное телевизионное перископическое устройство;
- система телеметрии на 48 каналах записи;
- кинокамеры, фотоаппарат;
- система измерения параметров окружающей среды "ПОТОК";
- блок сменного забортного оборудования;
- электрогидравлический манипулятор со сменным инструментом и боксами для образцов;
- блок батометров для отбора проб воды;
- планктонособиратепь;
- 10 светильников забортного освещения.

В 1980 году ОКБ СТС спроектировало, построило и испытало более совершенный аппарат по заказу Дальневосточного научного центра Академии наук СССР, который получил наименование "Океанолог".


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 13 тонн
  скорость хода  
  подводная: 3,0 узла
  глубина погружения  
  рабочая: 600 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина легкого корпуса: 4,5 метров
  высота: 5,8 метра
  энергоустановка  
  тип: электрическая
  обитаемость  
  рабочая автономность:

8 часов
  аварийная автономность:

48 часов
  экипаж:

3 человека

7. Источники:


- Голосов А.А. "Обитаемые подводные аппараты рыболовного флота России" (http://www.commdiving.ru).
- Королев А.Б."Подводная техника и водолазные работы в рыбной отрасли России" (http://www.commdiving.ru/2001-2/fish_branch.html).
- Королев А.Б. "Водолазание в России от древних времен до наших дней", Издательство ВНИРО, Москва, 2004г.
- Информация с сайта ФГУП "ОКБ СТС" (http://www.okbctc.ru).
- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты" АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- Бондаренко Л. "Как создавался подводный вертолет", Альманах "Паруса творчества", выпуск 2, Киев, 2011г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2011