Rambler's Top100 Проект "ШОС"

Проект малой подводной лодки "ШОС".


1. Количество установок проекта: нет


2. Изображение проекта:




Реконструкция действующей модели малой ПЛ "ШОС"
Фотография из Альманаха "Паруса творчества", выпуск 2, Киев, 2011г.


3. Состав проекта:


Не реализован, создана действующая модель.


4. История проекта:


В марте 1956 года во 2-ом Высшем военно-морском инженерном училище, которое располагалось в г.Пушкин под Ленинградом, прошел очередной, третий выпуск инженеров-механиков ВМФ набора 1950 года. Курсанты дизельного факультета (факультет, в основном, готовил механиков для подводных лодок) Виктор Шматок, Валерий Одинцов и Валентин Соколов представили на защиту дипломный проект энергетической установки подводной лодки, которая кардинально отличалась от существующих установок. Проект был назван условно ПЛ "ШОС", - по первым буквам фамилий авторов.

Курсанты задумали улучшить маневренность подводной лодки за счет применения крыльчатых движителей вместо гребных винтов, которые позволили бы разворачиваться на месте, зависать на определенной глубине, мгновенно менять передний ход на задний, идти латом (бортом вперед), что позволило бы ПЛ обходить подводные препятствия, "проползать" в узкостях и шхерах. Такой движитель удобен для энергетической установки еще и тем, что не нуждается в реверсе, он подключается к высокооборотным двигателям через встроенный редуктор. При использовании четырех крыльчатых движителей, расположенных на корпусе ПЛ попарно-симметрично, в качестве средств движения и маневренности у подводной лодки не возникают проблемы при плавании в приповерхностном слое (от перископной глубины до 30-40 метров). Движители компенсируют все возмущения, возникающие на корпусе лодки на этих глубинах во время шторма или при торпедной атаке, даже при 6-торпедном залпе. Обычно дизель-электрические лодки неважно ведут себя в свежую погоду под перископом, а в большой шторм и на глубинах до 30-40 метров. Удержать ПЛ в большой шторм на малых глубинах при всплытии для радиосвязи или движении под РДП очень трудно или почти невозможно.

Ознакомившись с этим проектом, командующий 10-й ДИПЛ, Герой советского Союза, контр-адмирал Г.И. Парамошкин направил материалы по нему в Главный Штаб ВМФ со своим сопроводительным положительным отзывом. Эти материалы были изучены в НИИ ВМФ и осенью 1958 года уже лейтенантов, создателей проекта "ШОС", командировали в родное училище, которое дало согласие на обеспечение работ над ПЛ "ШОС". Руководили работами начальник училища контр-адмирал М.П. Степанов и зав.кафедрой "Теории и устройства корабля" кап.1р. профессор А.П. Барсуков, ознакомлены с этими работами были Главком ВМФ С.Г. Горшков, заместитель главкома ВМФ А.Г. Головко, начальник Управления военно-морских учебных заведений С.Г. Кучеров.

В 1959 году после завершения разработки документации на действующий макет ПЛ "ШОС" работы были приостановлены. По совету начальника училища контр-адмирала М.П. Степанова Виктор Шматок добился приема лично к члену Политбюро ЦК КПСС Л.И. Брежневу, который курировал работы по военно-промышленному комплексу. С его помощью были организованы изготовление и испытания действующей модели ПЛ "ШОС", предназначенной для проверки маневренности и устойчивости ПЛ с крыльчатыми движителями.

Корпус ПЛ был спроектирован с революционными тогда обводами - веретенообразным, с отношением длины к ширине 4,5 (длина 5 м, диаметр 1 м, водоизмещение 2,2 т). Он обладал минимальным сопротивлением набегающему потоку. По размерам это была скорее не модель, а "карликовая" лодка с одним корпусом, выполненным из стали толщиной 2,5 мм, подкрепленным круговыми шпангоутами. Поскольку он не мог выдержать давление воды при повышении глубины более 10 метров, было применено его поддувание сжатым воздухом. В случае аварии пилот-испытатель должен был включиться в индивидуальный спасательный аппарат и далее выходить наружу. В носу и корме имелись балластно-дифферентные цистерны, уравнительная помещалась в носовой части. Заполнив ее, лодку выравнивали так, что над водой оставался прозрачный фонарь кабины, позаимствованный у истребителя МИГ-15. В кабине была скомпонована система управления, разработанную на основе автопилота серийного бомбардировщика. В кабине были смонтированы гиромагнитный компас, авиагоризонт, приборы показывающие положение сервоприводов крыльчатых движителей и обороты последних, скорость, курс, дифферент, крен, боковой снос, глубину погружения. Крыльчатые движители были 4х-лопастные с 3-х киловаттными приводами постоянного тока с питанием от торпедной аккумуляторной батареи.

Модель испытывалась в Купеческой гавани города Кронштадта. Перед отходом от стенки или спуском лодки краном пилот-испытатель надевал индивидуальный спасательный аппарат подводника, садился в кабину, закрывал фонарь и герметизировал линию его соприкосновения с корпусом, подавая воздух давлением 3 ат. в проложенный по ней шланг. Глубина погружений составляла 4-5 метров, скорость - до 5 узлов. Испытания показали, что на переднем и заднем ходу лодка выдерживала курс до 0,5°, с отклонением не более 0,08 м, остановка после реверса при наибольшей скорости происходила после выбега на длину корпуса, диаметр циркуляции на 180° тоже с полного хода, когда два носовых движителя работали влево, а пара кормовых - вправо, был в пределах длины корпуса и занимал всего 5-6 сек. Лодка уверенно ходила лагом, погружалась и всплывала на "стопе". В 1959 году испытания были успешно завершены, однако, к сожалению, до постройки подводной лодки "ШОС" дело так и не дошло.

Но работы по созданию подводных аппаратов с крыльчатыми движителями не пропали даром. В 1976 году Виктор Шматок уже будучи в должности Главного конструкора Московского отделения НИИ "Гипрорыбфлот" в интересах Министерства рыбного хозяйства разработал, изготовил и испытал обитаемый стабилизированный аппарат - ОСА-3-600, а в 1980 году - аппарат "Океанолог".


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


 водоизмещение 
  надводное нормальное:2,2 тонны
 скорость хода 
  подводная:5 узлов
 глубина погружения 
  предельная:10 метров
 кораблестроительные элементы 
  длина:5,0 метров
  диаметр:1,0 метр
  конструктивный тип:однокорпусная
 энергоустановка 
  число и тип движтелей:4 крыльчатых
 обитаемость 
  экипаж:

1 человек

7. Источники:


- Информация с сайта ФГУП "ОКБ СТС".
- Бондаренко Л. "Как создавался подводный вертолет", Альманах "Паруса творчества", выпуск 2, Киев, 2011г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011