Rambler's Top100 Подводные аппараты и спецтехника. Рабочая камера РК-680

Проект рабочей камеры «РК-680».



1. Количество аппаратов проекта: 11


2. Изображение проекта:


Проект рабочей камеры РК-680


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: "Красное Сормово" (1+10)

 РК-680 опытная

-

1964

1964

1965

 1966 год - модернизирована

 РК-680 на СС-21

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС-26 "Эпрон"

-

196?

196?

196?

 Севастополь, Парк Патриот

 РК-680 на СС-23

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС-44

-

196?

196?

196?

 списан до мод. по пр.527М

 РК-680 на СС-83

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС-87

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС-25 "Жигули"

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС "Бештау"

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС-22 "Алтай"

-

196?

196?

196?

 РК-680 на СС "Карпаты"

-

1966

1966

1966



4. История проекта:


В 1955 году перед СКБ-112 была поставлена задача создать подводную привязную рабочую камеру (РК), которая могла бы своими средствами, без выхода в воду акванавтов, выполнять работу водолазов на глубинах до 300 м. Ее проект разрабатывался под руководством начальника отдела Г.А. Соколова, а головной образец был построен в 1964 году на заводе "Красное Сормово" (строитель — Ф.М. Долдышкин).

Эксплуатация "РК-680" подтвердила не только возможность производить спасательные работы на глубинах, недоступных водолазам, но и установила эффективность ее применения в подводно-технических работах. После модернизации РК-680 в 1966 году завод "Красное Сормово" начал серийное строительство камер с рабочей глубиной до 500 м (построено 10 единиц).

В какой-то степени конструкция "РК-680" совмещала возможности батисфер (достижение больших глубин) и гидростатов (возможность самостоятельного всплытия в случае необходимости) с обеспеченной возможностью выполнения рабочих операций. Применение на РК-680 манипуляторов, расположенных вне корпуса камеры и управляемых оператором из камеры, обеспечивало:
- присоединение троса спасательного колокола к крышке входного люка терпящей бедствие на грунте ПЛ;
- передачу через шлюзовые люки ПЛ различных предметов (пеналов, инструментов, легководолазных спасательных костюмов и др.);
- вращение маховиков, отдачу и за тяжку штуцеров и гаек, а также выполнение других аналогичных операций в выгородках АСУ;
- протягивание троса-проводника через головку штокового устройства;
- расчистку места для посадки РК на палубу или борт затонувшего корабля и устранение повреждений с помощью специального приспособления.

Для повышения безопасности РК-680 ее конструкцией предусмотрено самостоятельное аварийное всплытие (для этого предусмотрена отсечка кабель-троса и устройство принудительного втягивания осевых опор силовой серьги во внутрь корпуса) и специальное устройство, исключающее закручивание РК при спуске.

Рабочая камера "РК-680" устанавливалась на спасательные суда ВМФ СССР проекта 527М (СС-21, СС-26 Эпрон, СС-23, СС-44, СС-83, СС-87 Владимир Трефолев, СС-25 Жигули, Бештау и СС-22 Алтай) и на судоподъемное судно Карпаты проекта 530. Буду благодарен за любую дополнительную информацию по строительству и эксплуатации камер.

За время эксплуатации камеры РК-680 эффективно использовались для исследований, наблюдений и судоподъема на всех флотах ВМФ СССР. Одна из РК-680 принимала участие в работах по обследованию и подготовке к подъему затонувшей ПЛ С-80 проекта 644 летом 1969 года и совершила 67 спусков с общим пребыванием под водой 172 часа. На 2011 год в строю ВМФ оставался всего один корабль, на котором устанавливались "РК-680" - СС-26 "Эпрон" (Черноморский флот), однако к 2018 году РК-680 с этого корабля уже была установлена на одной из площадок в Севастопольском "Парке Патриот". Буду благодарен за любую информацию о судьбе любой из камер.


5. Схема проекта:


? нет данных


6. Тактико-технические данные проекта:


  глубина погружения  
  рабочая: до 500 метров
  кораблестроительные элементы  
  диаметр: 3 метра
  обитаемость  
  экипаж:

3 человека

7. Источники:


- Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка проекта 940 "Ленок", ВТА "Тайфун", №9, 2001г.
- Чикер Н.П. "Служба особоо назначения", ДОССАФ, Москва, 1975г
- Справочные данные по корабельному составу ВМФ СССР.
- Фотография из "Большой Советской Энциклопедии"


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2020