Проект рабочей камеры «РК-680».
1. Количество аппаратов проекта: 11
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
|||
ГОРЬКИЙ: "Красное Сормово" (1+10) |
|||||
- |
1964 |
1964 |
1965 |
1966 год - модернизирована |
|
- |
196? |
196? |
196? |
||
- |
196? |
196? |
196? |
Севастополь, Парк Патриот |
|
РК-680 на СС-23 |
- |
196? |
196? |
196? |
|
РК-680 на СС-44 |
- |
196? |
196? |
196? |
списан до мод. по пр.527М |
- |
196? |
196? |
196? |
||
- |
196? |
196? |
196? |
||
- |
196? |
196? |
196? |
||
- |
196? |
196? |
196? |
||
РК-680 на СС-22 "Алтай" |
- |
196? |
196? |
196? |
|
- |
1966 |
1966 |
1966 |
4. История проекта:
В 1955 году перед СКБ-112 была поставлена задача создать подводную привязную рабочую камеру (РК), которая могла бы своими средствами, без выхода в воду акванавтов, выполнять работу водолазов на глубинах до 300 м. Ее проект разрабатывался под руководством начальника отдела Г.А. Соколова, а головной образец был построен в 1964 году на заводе "Красное Сормово" (строитель — Ф.М. Долдышкин).
Эксплуатация "РК-680" подтвердила не только возможность производить спасательные работы на глубинах, недоступных водолазам, но и установила эффективность ее применения в подводно-технических работах. После модернизации РК-680 в 1966 году завод "Красное Сормово" начал серийное строительство камер с рабочей глубиной до 500 м (построено 10 единиц).
В какой-то степени конструкция "РК-680" совмещала возможности батисфер (достижение больших глубин) и гидростатов (возможность самостоятельного всплытия в случае необходимости) с
обеспеченной возможностью выполнения рабочих операций. Применение на РК-680 манипуляторов, расположенных вне корпуса камеры и управляемых оператором из камеры, обеспечивало:
- присоединение троса спасательного колокола к крышке входного люка терпящей бедствие на грунте ПЛ;
- передачу через шлюзовые люки ПЛ различных предметов (пеналов, инструментов, легководолазных спасательных костюмов и др.);
- вращение маховиков, отдачу и за тяжку штуцеров и гаек, а также выполнение других аналогичных операций в выгородках АСУ;
- протягивание троса-проводника через головку штокового устройства;
- расчистку места для посадки РК на палубу или борт затонувшего корабля и устранение повреждений с помощью специального приспособления.
Для повышения безопасности РК-680 ее конструкцией предусмотрено самостоятельное аварийное всплытие (для этого предусмотрена отсечка кабель-троса и устройство принудительного втягивания осевых опор силовой серьги во внутрь корпуса) и специальное устройство, исключающее закручивание РК при спуске.
Рабочая камера "РК-680" устанавливалась на спасательные суда ВМФ СССР проекта 527М (СС-21, СС-26 Эпрон, СС-23, СС-44, СС-83, СС-87 Владимир Трефолев, СС-25 Жигули, Бештау и СС-22 Алтай) и на судоподъемное судно Карпаты проекта 530. Буду благодарен за любую дополнительную информацию по строительству и эксплуатации камер.
За время эксплуатации камеры РК-680 эффективно использовались для исследований, наблюдений и судоподъема на всех флотах ВМФ СССР. Одна из РК-680 принимала участие в работах по обследованию и подготовке к подъему затонувшей ПЛ С-80 проекта 644 летом 1969 года и совершила 67 спусков с общим пребыванием под водой 172 часа. На 2011 год в строю ВМФ оставался всего один корабль, на котором устанавливались "РК-680" - СС-26 "Эпрон" (Черноморский флот), однако к 2018 году РК-680 с этого корабля уже была установлена на одной из площадок в Севастопольском "Парке Патриот". Буду благодарен за любую информацию о судьбе любой из камер.
5. Схема проекта:
? нет данных
6. Тактико-технические данные проекта:
глубина погружения | ||
рабочая: | до 500 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
диаметр: | 3 метра | |
обитаемость | ||
экипаж: | 3 человека |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2020