Проект 605 (NATO “Golf IV”).
Модернизация ПЛ проекта 629.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
||
Начало модернизации |
Окончание |
Подписание акта |
||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие |
||||
805 |
05.11.1968 |
09.12.1970 |
15.08.1975 |
4. История проекта:
К концу 1967г. возникла неотложная необходимость создания опытно-боевой лодки, предназначавшейся для отработки и последующего принятия на вооружение ракеты Р-27К, создававшейся специально для поражения движущихся морских целей (проект 605, ЦПБ «Волна», главный конструктор В.В. Борисов).
31 декабря 1967г., в бюро пришло телеграфное указание зам. министра судпрома Ю.Г.Деревянко о необходимости выполнения проработки размещения на ДЭПЛ пр. 629 шести ракет Р-27К комплекса Д-5 с целью проведения их летно-конструкторских испытаний. Предписывалось в течение трех месяцев определить объем работ и участников, состав необходимого оборудования, стоимость и возможные сроки переоборудования корабля проекта 629. Главным конструктором этой работы в бюро был назначен Владимир Владимирович Борисов, его заместителями - Л.В.Чернопятов и Д.Ф.Ошеров. В марте 1968 г., как было приказано, проработку отправили в Москву. В ней была обоснована целесообразность установки только четырех шахт для Р-27К, а не шести, поскольку разработчик комплекса, СКБ-385, формировало аппаратуру КСППО блоками - один на четыре ракеты. Для размещения четырех ракет, счетно-решающей аппаратуры "Рекорд-2", аппаратуры приема и обработки информации целеуказания "Касатка-Б" с двумя антенными постами, выпускного антенного устройства "Зубатка", дополнительных средств кондиционирования и т.д. после демонтажа старого ракетного комплекса и астронавигационного перископа "Лира" было необходимо удлинить на 12,5 м прочный корпус.
Предлагалось разрезать его в цилиндрической
части - по III (у кормовой переборки ЦП) и V (за носовой переборкой отсека)
отсекам, чтобы не усложнять работу завода по резке и последующей стыковке
прочного корпуса "восьмерочной" части, а также чтобы сформировать
жесткий блок, который легко можно будет загерметизировать при буксировке и
доковании.
Новый блок должен был состоять из кормовой части III отсека с переборкой,
новых III-бис и IV (ракетного) отсеков "восьмерочной"
формы и части V отсека с носовой переборкой. Общая длина нового блока
составляла 25.5 м (вместо вырезаемых 13 м).
Проработку рассмотрели на Совете Главных конструкторов с участием представителей ВМФ и положили в основу ТТЗ на проект 605.
Уже 11 апреля Военно-промышленная комиссия своим решением №79 обязала ВМФ выдать ТТЗ на проектирование корабля, а бюро — представить сразу технический проект в III кв. 1968 г.
Такие "сумасшедшие" темпы поддержало руководство МСП, которое своим приказом от 12 мая обязало бюро параллельно с разработкой технического проекта начать выпуск рабочих чертежей.
Главное управление кораблестроения только 29 июня выслало в Ленинград ТТЗ, которое, правда, полностью соответствовало представленной проработке, так что менять что-либо в разрабатываемых материалах техпроекта не пришлось, и он был представлен в Москву с письмом от 11 октября 1968 г.
К тому времени на МП "Звездочка" и СМП отправили рабочие чертежи нового блока прочного корпуса, прочных цистерн, ракетных шахт и теоретический чертеж для плаза. К концу года были закончены рабочие чертежи на основные конструкции (около 57% всего объема рабочих чертежей), в следующем году закончили выпуск рабочих чертежей, технической документации, разослали на согласование программы швартовных, заводских ходовых и Государственных испытаний.
Состав торпедного, гидроакустического и радиолокационного вооружения, ЭЭУ и средств связи соответствовал проекту 629А. Дополнительно была установлена выпускная антенна "Зубатка", а НК "Сигма" был принят в комплектации без АНП "Сегмент".
Для переоборудования по проекту 605 Северный флот выделил К-102 (зав. №805), которая в конце года стала к причальной стенке завода. После демонтажа оборудования на плаву корабль завели в док и на только что введенном в строй судовозном оборудовании завели в цех для разрезки. Новый блок прочного корпуса изготавливался на СМП. По готовности его также отдоковали и на судовозном поезде доставили в цех, где его ждали носовая и кормовая оконечности корпуса.
С помощью "Севмашпредприятия", изготовившего новый блок прочного корпуса, "Звездочка" довольно быстро выполнила переоборудование корпуса, отремонтировав корабельные системы и механизмы. Для полного завершения работ не хватало только "малого" - счетно-решающей аппаратуры Рекорд-2, системы "Касатка-Б", ИПЭСУ, системы документирования и других элементов комплекса ракетного оружия. Испытания решили проводить по частям, по достижении готовности. Во второй половине 1970 г провели швартовные, затем заводские и ходовые и 9 декабря вышли на Государственные испытания по общекорабельной программе.
За девять ходовых дней комиссия Госприемки
под председательством капитана 1 ранга Ю.А. Мизрахи испытала в действии все,
что только можно было испытать без комплекса ракетного оружия, и была вынуждена
сделать перерыв.
Весь 1971 г., а затем и 1972 г. прошел в периодических работах по монтажу и испытаниям постепенно прибывающей аппаратуры. В конце 1972 г. Госиспытания продолжились, но из-за неполадок в системе "Рекорд-2" завершить их не удалось. Восемь месяцев следующего, 1973 г. прошли в отладке аппаратуры, парных и комплексных стыковках, доработках с привлечением специалистов всех систем комплекса. Только 11 сентября 1973 г. наконец, начались летно-конструкторские испытания ракет P-27K. Однако неполадки продолжались...
Испытания проводились с большими перерывами на доработки весь 1974 г. и значительную часть следующего года.
Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки корабля под председательством контр-адмирала Н.С. Борисеева завершили свою работу только 15 августа 1975 г.. записав в акте об окончании испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельною комплекса целеуказания "Касатка-Б-605". что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям. После этого корабль был принят в состав ВМФ.
Другие подводные лодки по этому проекту не переоборудовались, так как в это время уже строились подводные лодки проекта 667А.
5. Схема проекта:
общее расположение ПЛ проекта 605
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное: | 3642 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 13,7 узлов | |
полная подводная: | 11,7 узлов | |
экономическая подводная: | 2,3 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 8150 (7-8) миль | |
в подводном положении: | 13,5 (11,7), 132 (2,3) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
рабочая: | 260 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 116 метров | |
ширина: | 8,2 метра | |
осадка средняя: | 8,1 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
ракетный компалекс: | Д-5 | |
баллистическая ракета Р-27К: | 4 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 6 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 2700 л.с. (ПГ102) и 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ГЭД экономичного хода, л.с.: | 1 х 140 л.с. (на средней линии вала) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 48СМ, 4 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 70 суток | |
экипаж: | 99 человек |
7. Источники:
- Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- Военно-технический альманах «Тайфун», №3, 2002г.
- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», Военно-технический альманах «Тайфун», №3, 2002г.
- Статья «Советские подводные лодки проекта 629» (http://voorugenie.narod.ru/nuclear/nuclear_sub_pr629.htm)
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com
- Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023