Проекты 629 и 629А (NATO – “Golf I” и “Golf II”).
Модификации: 601, 605, 619, 629Б, 629Р, 629Н(?), проект модернизации для нужд разведки.
Нереализованные модификации: 629М, 629П, В629, 629Д4, 629Д6, 629Д7.
1. Количество подводных лодок проекта: 23 + 1(для ВМС КНР)
2. Изображение проекта:
ПЛ проекта 629
ПЛ проекта 629А
ПЛ проекта 629А с ВБАУ "Параван"
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№ 402) (16) | ||||||||
1 |
801 |
14.10.1957 |
16.09.1958 |
29.12.1959 |
16.06.1960 пер. К-96 | |||
2 |
802 |
16.12.1957 |
12.04.1959 |
30.11.1959 |
16.06.1960 пер. К-72 |
|||
3 |
803 |
17.02.1958 |
16.06.1959 |
25.11.1959 |
16.06.1960 пер. К-79 |
|||
4 |
804 |
26.04.1958 |
23.07.1959 |
29.11.1959 |
16.06.1960 пер. К-83 |
|||
5 |
805 |
28.05.1958 |
19.09.1959 |
25.12.1959 |
16.06.1960 пер. К-102 | |||
6 |
806 |
12.11.1958 |
23.04.1960 |
17.08.1960 |
16.06.1960 пер. К-107 |
|||
7 |
807 |
20.11.1958 |
04.06.1960 |
15.09.1960 |
16.06.1960 пер. К-88 |
|||
8 |
808 |
20.05.1959 |
27.08.1960 |
26.11.1960 |
16.06.1960 пер. К-61 |
|||
9 |
809 |
10.07.1959 |
17.09.1960 |
30.11.1960 |
16.06.1960 пер. К-113 | |||
10 |
810 |
22.10.1959 |
29.09.1960 |
10.12.1960 |
16.06.1960 пер. К-118 | |||
11 |
811 |
18.03.1960 |
09.05.1961 |
31.08.1961 |
16.06.1960 пер. К-36 | |||
12 |
812 |
09.08.1960 |
27.05.1961 |
23.09.1961 |
16.06.1960 пер. К-91 |
|||
13 |
813 |
10.10.1960 |
18.07.1961 |
16.11.1961 |
31.12.1971 мод. пр. 629А |
|||
14 |
814 |
01.12.1960 |
25.08.1961 |
28.11.1961 |
21.10.1968 мод. пр. ? |
|||
15 |
815 |
07.12.1960 |
27.09.1961 |
15.12.1961 |
25.07.1977 пер. Б-153 | |||
16 |
816 |
20.01.1961 |
17.09.1961 |
28.12.1961 |
постр. по пр. 629Б |
|||
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (N 199) (7 + 1) |
||||||||
17 |
131 |
05.10.1957 |
16.08.1958 |
31.12.1959 |
16.06.1960 пер. К-126 |
|||
18 |
132 |
15.03.1958 |
06.05.1959 |
31.12.1959 |
16.06.1960 пер. К-129 |
|||
19 |
133 |
19.07.1958 |
10.09.1959 |
12.10.1960 |
16.06.1960 пер. К-136 | |||
20 |
134 |
29.11.1958 |
12.05.1960 |
12.12.1961 |
16.06.1960 пер. К-139 |
|||
21 |
135 |
11.04.1959 |
07.05.1961 |
16.12.1961 |
16.06.1960 пер. К-75 |
|||
22 |
136 |
31.10.1959 |
20.08.1961 |
27.01.1962 |
16.06.1960 пер. К-99 |
|||
23 |
137 |
26.11.1960 |
07.07.1962 |
19.12.1962 |
30.12.1972 мод. пр. 629А |
|||
24 |
138 |
1960 |
1961-1962 |
1962-1964 |
построена для ВМС КНР | |||
Информация о номерных экипажах АПЛ проекта 629 и 629А: |
4. История проекта:
В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной - проекта 641. Последняя и была взята в качестве базовой.
Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило «полную несостоятельность требований ТТЗ 1954», что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме <восьмерки>, в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.
Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот - две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13 комплекса Д-2, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ комплекса Д-1. К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года с борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.
С подводной лодки К-102 (командир - Г. И. Каймак, командир ракетной боевой части - В. Н. Архипов, командир группы управления - В. Ф. Савенко) 20 октября 1961 года был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса.
Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.
Успешные бросковые испытания прототипов, а также завершение отработки различных систем ракетного комплекса, получившего обозначение Д-4, позволили перейти к этапу летно-конструкторских испытаний. Для ускорения завершения работ, в чем были очень заинтересованы руководители ВМФ и промышленности, решено было объединить несколько этапов (летно-конструкторские и войсковые) и провести совместные испытания. Главком ВМФ для выполнения этой программы выделил дизельную подводную лодку К-142 проекта 629Б из состава Северного флота. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники.
Первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков ракет. Они позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, но, к сожалению, только по сравнению со своими советскими предшественницами. Она была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками и отделяемой головной частью.
В 1959 г. был выполнен эскизный проект 629Д4, определивший предварительно основные элементы корабля при установке нового комплекса. Технический проект мог быть разработан только после окончательного определения приборного состава систем комплекса, стартовой установки, массогабаритных характеристик ракеты и остальных элементов. Такой момент наступил после создания экспериментальной лодки проекта 629Б. Уже в июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.
Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.
Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.
В 1960-1962 три ПЛ в г.Северодвинск модернизировали под комплекс Д-2 (К-96, К-72 и К-79). Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Ленинского Комсомола), в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это были первые ПЛ с БР подводного старта. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 80-х годов. Во время переоборудования на некоторые ПЛ устанавливались ВБАУ - "Зубатка" (на К-96) и "Параван" (на К-72, К-75, К-93, К-139, К-163 и К-36).
ПЛ К-118 прошла переоборудование с удлинением корпуса и надстройки на 20 м с целью размещения 6 шахт для испытаний баллистических ракет типа Р-29 (4К-75) комплекса Д-9 по проекту 601.
ПЛ К-153 прошла модернизацию по проекту 619 в опытовый корабль для испытаний ракет Р-39 комплекса Д-19 (с одной шахтой). Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и экспериментальной подводной лодки. Всего запущено 9 ракет с плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из "сухой" шахты под пороховым аккумулятором давления.
ПЛ К-102 была переоборудована по проекту 605 под ракетный комплекс Д-5К. На базе ракеты Р-27 была разработана ракета Р-27К, головная часть которой была оснащена средствами визирования цели и коррекции траектории на конечном участке полета. Эта ракета, получившая индекс 4К-18 (SS-NX-13), была рассчитана на поражение как точечных радиоконтрастных целей на берегу, так и надводных кораблей (авианосных соединений). Опытовая эксплуатации ракеты началась в 1974 г.
ПЛ К-113 в середине-конце 70-х годов была переоборудована по проекту 629Н, как носитель (испытательный стенд) для испытаний буксировщков водолазов типа "Протей-Х" и буксируемых грузовых контейнеров с автоматической вывеской "Ринадон-2". Буксировщик и водолаз покидали ПЛ через ТА. Буксировщики располагались в носовом отсеке на стеллажах запасных торпед. Жилые помещения для водолазов были оборудованны в четвертом отсеке. В некоторых источниках проводятся упоминания (скорее всего ошибочно) о создании на базе этой ПЛ минного заградителя (правда, называют этот проект в некоторых источниках проект 629И, а в зарубежных - проект 629Е).
На трех ПЛ ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей связи и управления (проект 629Р). Эти лодки оставались в составе флота до начала 90-х годов. Две ПЛ были переоборудованы для целей разведки (одна на ТОФ и одна на СФ). Номер проекта автору сайта неизвестен.
Также имеется ряд нереализованных модификаций: 629П – предэскизный проект размещения ракетного комплекса Д-4; 629Д6 – в 1959 был выполнен эскизный проект ПЛ с установкой ракетного комплекса Д-6 в 3-х шахтах; 629Д7 – в 1962 был начат эскизный проект ПЛ с установкой ракетного комплекса Д-7; В629 – проект подводной лодки с одной ракетой Р-15; 629М – проект ПЛ с вспомогательной атомной установкой.
В некоторых зарубежных источниках упоминаются еще две несуществующие модификации - 629КС (торпедный вариант) и 629КО (штабной корабль).
В соответствии с постановлением Правительства СССР от 09.01.1959 в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959 года были подготовлены рабочие чертежи и техническая документация по проекту 629 с комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ для передачи их в КНР. К осени 1960 года на ССЗ №199 в г.Комсомольск-на-Амуре заложили ПЛ для ВМС КНР под заводским номером 138. Для достройки использовались механизмы и оборудование с ПЛ Б-113 проекта 629, строившейся на судостроительном заводе №199. К 1962 год ПЛ по частям была перевезена на ССЗ в г.Далянь (КНР, бывший Дальний), где и состоялась закладка первой из китайских ПЛ проекта 629 (проект получил наименование 031G). К 1964 году ПЛ вступила в строй ВМС КНР и получила бортовой номер 200. Предположительно вместе с частями этой лодки а КНР были переданы корпусные конструкции и оборудование с разукомплектованной в срочном порядке советской ПЛ Б-46 проекта 629 (возможно, что комплекту деталей был присвоен заводской номер 139, поэтому и возникла путаница с мифической ПЛ К-139 проекта 629, которая якобы была передана КНР). Предположительно собрать из этого комплекта еще один корабль у КНР не получилось. В 1974 году ПЛ прошла модернизацию – была демонтирована третья ракетная шахта, две оставшиеся переоборудованы под опытные баллистические ракеты JL–1 китайской разработки. 10.10.1982 г. – состоялся первый успешный пуск ракеты. В 1983 году появилась информация о том, что группа китайских ученых погибла при испытании ракеты на подводной лодке. Этот факт был увязан со столкновением АПЛ К-10 проекта 675 ВМФ СССР с неопознанным подводным объектом. Тем не менее, ВМС КНР в это время своих кораблей не теряли, а мифической подводной лодки типа 031G с номером "208" никогда не существовало (такой номер был у другой лодки другого типа). К 2011 году ПЛ продолжала использоваться в качестве экспериментальной для испытаний перспективных ракетных комплексов. Этот корабль взят за основу для создания перспективных подводных лодок типа 032. Информация о подводных силах ВМС НОАК крайне скудна и закрыта, поэтому достоверно, что произошло в 1983 году мы вряд ли узнаем в ближайшее время.
Из переоборудованных лодок проекта 629А одна (ПЛ К-129 Тихоокеанского флота) погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают большинство источников (одна из версий), причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской ПЛ.
5. Схема проекта:
Общее расположение ПЛ проекта 629
Укрупненный чертеж (821,5 Кб)
1 - кормовые ТА; 2 - кормовой торпедный (жилой) отсек; 3 - кормовой входной люк; 4 - электромоторный отсек; 5 - дизельный отсек;
6 - выгородка дистанционного управления дизелями; 7 - кормовой аккумуляторный (жилой) отсек; 8 - ракетная шахта; 9 - ракетный (четвертый) отсек;
10 - ракета Р-13; 11 - ПМУ астрокорректора (устанавливался в процессе средних ремонтов или модернизации кораблей); 12 - ПМУ АП РЛС "Флаг"; 13 - ПМУ радиопеленгатора ПР-1;
14 - ПМУ ВАН; 15 - ПМУ АП станций "Накат" и "Хром-К";
16 - выдвижная шахта РДП с поплавковым клапаном; 17 - перископ ПЗН-9; 18 - перископ "Лира-1"; 19 - прочная рубка; 20 - третий (центрального поста) отсек;
21 - баллоны системы ВВД; 22 - носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 23 - носовой входной люк; 24 - носовой торпедный (жилой) отсек; 25 - носовой ТА;
26 - обтекатель антенны ГАС "Свияга"; 27 - обтекатель антенны ГАС "Свет"; 28 - антенна ГАСМГ-10; 29 - антенна ГАС "Арктика-М"; 30 - цепной ящик;
31 - электрокомпрессор системы ВВД; 32 - АБ; 33 - гиропост; 34 - центральный пост; 35 - механизмы поворота и подъема стартовых столов; 36 - дизель 37-Д;
37 - шинно-пневматическая муфта; 38 - ГЭД на средней линии вала ПГ-101; 39 - ГЭД экономического хода ПГ-104; 40 - штурманская рубка; 41 - рубка радиолокации;
42 - кают-компания; 43 - каюты офицеров.
Общее расположение ПЛ проекта 629А c ВБАУ «Параван»
Укрупненный чертеж (784,5 Кб)
6. Реконструкция подводного залпа (проект 629А)
7. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 2300 тонн (629) 2860 тонн (629А) | |
подводное: | 2820 тонн (629) 3553 тонн (629А) | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 14,0-14,3 узлов | |
наибольшая подводная: | 12,2-12,7 узлов | |
экономическая подводная: | 2,5 узла | |
в режиме РДП: | 7 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении при усиленном запасе топлива: | 23500 (8) миль, 6400(??) (10) миль | |
в подводном положении: | 12,2 (12,2) миль, 290 (2,5) миль | |
в режиме РДП: | 10800 (7) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 98,9 метров | |
ширина: | 8,2 метра | |
осадка средняя: | около 8 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
ракетный компалекс: | Д-2 (629), Д-4 (629А) | |
баллистические ракеты Р-13 (629) или Р-21 (629А): | 3 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 6 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 2700 л.с. (ПГ102) и 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 48СМ, 4 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 70 суток | |
экипаж: | 80-87 человек (в т.ч. 10 офицеров) |
8. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Рисунок из журнала "Подводный флот", №5.
- Жарков В.И. "Подводная лодка проекта 629", ВТА "Тайфун", №3, 2002г.
- Статья "Советские подводные лодки проекта 629" (http://voorugenie.narod.ru)
- Лебедько В. "Наш подводный ракетный…". (http://gazeta.navy.ru)
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com
- Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017