Проект 616.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
? Нет данных.
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
После окончания войны (1941-1945гг.) в зону ответственности СССР попало большое количество секций немецких подводных лодок, среди них оказались секции для лодок ХХVI серии (ни одного корабля этой серии в Германии построено не было). Из запланированных к постройке 100 ПЛ (с U-4501 до U-4600) были готовы секции только для U-4501 – U-4504 на верфи Blohm + Voss в Гамбурге (Германия). Лодки должны были иметь команду из 33 человек (3 офицера). Вооружение должно было состоять из 10 торпедных аппаратов: 4 в носу и 6 в так называемом Schnee блоке. Артиллерийское вооружение отсутствовало. По данным немецких документов, ПЛ могла в течении 6 часов двигаться со скоростью свыше 23 узлов.
С целью достройки кораблей этого класса ЦКБ-18 было поручено разработать проект 616 (главный конструктор С.А. Егоров) – реставрации новейшей (по тем временам), высокоскоростной немецкой подводной лодки XXVI серии с парогазовой турбинной установкой, работающей по циклу инженера Вальтера с использованием высококонцентрированной перекиси водорода для достижения высоких величин подводного хода.
В 1946 году ЦКБ-18 в предэскизном проекте воспроизвело лодку XXVI серии. В 1947г. На территории советской оккупационной зоны в Германии (в Бланкенбурге) было создано специальное конструкторское бюро под руководством А.А. Антипина, которое занималось восстановлением технической документации парогазовой турбинной установки.
Максимальная подводная скорость при ходе под ПГТУ должна была составлять около 20 узлов, а дальность плавания этой скоростью около 130 миль. Такие скорости и дальности плавания ими в то время не достигались ни одной ПЛ в мире. По своей архитектуре ПЛ представляла собой двухкорпусную конструкцию с прочным корпусом восьмерочной формы в средней его части, с легкой надстройкой и оконечностями. Прочный корпус ПЛ поперечными переборками разделялся на четыре отсека: носовой (торпедный), центральный пост, дизельный и кормовой (турбинный). В носовом отсеке были расположены 4 носовых торпедных аппарата и 6 бортовых торпедных аппарата (3 на правом и 3 на левом борту), направленных под углом около 15 градусов к диаметрали в корму. В центральном посту находились все управление подводной лодки. Боевой прочной рубки не было. Выход из центрального поста на мостик осуществлялся через специальную шахту с люком. В дизельном отсеке располагались главный дизель, гребной электродвигатель и вспомогательный дизель-генератор с обслуживающими его механизмами. В кормовом (турбинном) отсеке была расположена парогазовая турбинная установка (парогазогенератор, турбина с конденсатором, насосы, редуктор и др.). ПЛ была одновальная. Главный дизель, гребной электродвигатель и турбина работали через общий редуктор на гребной вал. Судовой запас маловодной перекиси водорода в количестве около 120 тонн размещался в эластичных полихлорвиниловых мешках, расположенных вне прочного корпуса в междубортных цистернах легкого корпуса. Подводная лодка имела запас плавучести в надводном положении всего лишь 11%, что не обеспечивало надводную непотопляемость при затоплении одного из отсеков лодки, как это принято на отечественных ПЛ.
Дальнейшего развития этот проект не получил, но позволил приступить к созданию отечественной подводной лодки с ПГТУ проекта 617.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 694 куб.м | |
скорость хода | ||
полная подводная под ПГТУ: | 19,6 узлов | |
полная подводная под ГЭД: | 8,3 узлов | |
надводная под дизелями: | 19,6 узлов | |
экономическая подводная: | 11,6 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении под ПГТУ: | 130 (19,6) миль | |
в подводном положении под ГЭД: | 12 (8,3) миль | |
в подводном положении под ЭД подкрадывания: | 122 (2,0) мили | |
в надводном положении под дизелями: | 30 (8,0) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 150 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 56,2 метра | |
ширина: | 5,44 метра | |
осадка средняя: | 5,8 метра | |
запас плавучести, в % от нормального водоизмещения: | 11% | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 шт. | |
533-мм бортовые торпедные аппараты: | 6 шт. | |
общее количество торпед: | 10 шт. | |
энергоустановка | ||
тип: | с парогазовой турбинной установкой, работающей по циклу инженера Вальтера с использованием высококонцентрированной перекиси водорода для достижения высоких величин подводного хода | |
мощность турбины, л.с.: | 7500 л.с. | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 536 л.с. (725 об/мин) | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 1 х 575 л.с. (850 об/мин) | |
дизель-генератор: | 1 х 275 л.с. (1000 об/мин) | |
электродвигатель подкрадывания: | 1 х 71 л.с. (335 об/мин) | |
обитаемость | ||
автономность: | 30 суток | |
экипаж: | 33 человека |
7. Источники:
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Академик Сергей Никитич Ковалев", ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1999г.
- Справочная информация с сайта http://www.uboat.net.
- Широкорад А.Б. "Советские подводные лодки послевоенной постройки", Арсенал-Пресс, Москва, 1997г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2009