Проект 618.
1. Количество подводных лодок проекта: нет.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Параллельно с
проектом 615
в 1948-1953 гг. разрабатывался проект 618
(СКБ-143 - ЦКБ-18, главный конструктор А.А. Антипин) – малой подводной лодки
водоизмещением около 430т, на которой планировалось применить «единый»
двигатель с циклом «выхлоп в воду (в струю винта) дизельный» (ВВД – главный
конструктор установки И.П. Янкевич), основным преимуществом которого перед
циклом ХПИ было отсутствие газофильтров с химическим поглотителем, занимавших в
лодке значительные объемы и массу.
Предэскизная
проработка проекта 618 началась в
ЦКБ-18 по техническому заданию ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова в начале 1948
года, а затем продолжалась в СКБ-143, где разработали еще шесть вариантов
проекта, которые различались между собой размерениями, комплектацией
энергетической установки, скоростью хода, дальностью плавания, способом
хранения жидкого кислорода, количеством торпедных аппаратов и другими
элементами.
В ноябре
1949 года постановлением Совета Министров СССР утверждается тактико-техническое
задание (ТТЗ) на разработку проекта 618,
имевшего следующие основные особенности по сравнению с проектом 615: лодка восьмиотсечная,
двухвальная, кислородная цистерна состояла из двух горизонтально расположенных
пересекающихся цилиндров с распорной переборкой в плоскости их пересечения (в
поперечном сечении получалась положенная на бок «восьмерка»), рассчитанных на
давление 19,5 кгс/см2, запас кислорода
Главные
двигатели, дизели 30Д размещались побортно - правый в 5-м отсеке, левый - в
6-м, компрессоры газоотбора от главных двигателей, редукторы и
шинно-пневматические муфты обеих линий валов - в 7-м отсеке. Дизели ЗОД
Коломенского завода - V-образные,
двенадцатицилиндровые, двухтактные, реверсивные, мощностью 1800 л.с. при 900
об/мин; вспомогательный дизель-генератор Д-6С мощностью 150 л.с. при 1500
об/мин работал в подводном положении по замкнутому циклу. Два гребных
электродвигателя развивали мощность по 60 л.с. при 130 об/мин; аккумуляторная батарея
типа 23 МУ состояла из 60 элементов.
Проверка работоспособности указанной энергетической установки проводилась на специальном стенде и дала положительные результаты. Проверка бесследности выхлопа отработанных газов в струю винта, проведенная на подводной лодке М-92 в 1950 году показала, что при глубине 15 м. ПЛ практически бесследна (в отношении следности мнение специалистов не было единым). Вместе с тем мощность установки ЕД-ВВД зависела от глубины погружения ПЛ, посколько при этом соответственно увеличивалась мощность, затрачиваемая компрессором газоотбора на выброс газов за борт, что приводило к заметному снижению дальности плавания ПЛ, особенно при малых ходах.
В 1952
году СКВ-143 выполнило ряд проработок с целью улучшения тактико-технических
элементов, но Управление кораблестроения ВМФ длительное время откладывало
рассмотрение проекта лодки, ссылаясь на разные причины, но в основном ожидая
результатов испытаний подводной лодки М-254,
которые завершились в конце мая 1953 года и показали отсутствие каких-либо
преимуществ цикла ЕД-ВВД по сравнению с циклом ЕД-ХПИ. Дальнейшие работы по
проекту 618 прекратили и все
внимание сосредоточили на строительстве подводных лодок проекта А615
и на дальнейшем совершенствовании энергетических установок типа ЕД-ХПИ.
В разработке проекта 618 активно участвовали П.З.Голосовский, И.П.Янкевич, П.С.Савинов, В.П.Горячев, В.А.Махин. Наблюдение от института № 1 ВМФ осуществлял М. М.Четвертаков.
5. Схема проекта:
Укрупненная схема (163 Кб)
1 - шахта подачи воздуха к дизелям, 2 - выдвижные устройства, 3 - прочная рубка, 4 - зенитная АУ, 5 - ГЛС, 6 - АБ, 7 - жилые помещения,
8 - ЦП, 9 - цистерна быстрого погружения, 10 - уравнительная цистерна, 11 - цистерна жидкого кислорода, 12 - выгородка управления дизелями,
13 - дизель-генератор, 14 - дизель, 15 - редукторная муфта, 16- топливная цистерна, 17 - ГЭД.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 433 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 19,0 узлов | |
полная подводная: | 17,0 узлов | |
экономическая подводная: | 3,5 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 4000 (6,0) миль | |
в подводном положении под дизелем: | 170 (6,0) миль | |
в подводном положении при работе ДГ и ходе под ГЭД: | 500 (3,5) миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 120 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 55,7 метра | |
ширина: | 4,8 метра | |
осадка средняя: | 3,4 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 4 | |
спаренная зенитная АУ 2М-8(число х калибр): | 1 х 25 мм. | |
энергоустановка | ||
тип: | единый двигатель с выхлопом в воду | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 1800 л.с. (типа 30Д) | |
количество х мощность вспомогательных ДГ, л.с.: | 2 х 150 л.с. (типа Д-6С) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 60 л.с. | |
количество валов: | 2 | |
число групп АБ х число элементов в группе: | 1 х 60 (типа 23МУ) | |
запасы топлива: | 27,0 т | |
запасы жидкого кислорода: | 11,7 т | |
обитаемость | ||
автономность: | 15 суток | |
экипаж: | 28 человек |
7. Источники:
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2008