Проект 632.
Модификация: проект 632М
1.
Количество подводных лодок проекта: нет
2.
Изображение проекта:
.
3.
Состав проекта:
Не
реализован.
4. История проекта:
В начале 50-х годов военно-морской
флот подготовил тактико-техническое задание на специальную подводную лодку -
минный заградитель, способную принимать не менее 80 мин. Первоначально
тактико-техническое задание на проектирование весьма сложного корабля
Госкомитетом по судостроению было выдано ЦКБ-18 (начальник П.П. Пустынцев).
Главным конструктором проекта был назначен Я.Е. Евграфов.
Проектирование
подводного минного заградителя (ПМЗ) проекта 632 было начато в первом квартале 1956 года, но вскоре работы по
нему (при 33% готовности проекта) были переданы в ЦКБ-16 (в 1974 году
коллективы бывшего ЦКБ-16 и СКБ-143 слили в единый, ныне СПМБМ
"Малахит").
В соответствии с тактико-техническим
заданием (ТТЗ) большой подводный минный заградитель с дизель-электрической
энергетической установкой должен был принимать на борт 80-100 мин ПЛТ-6, только
что разработанных специально для постановки с подводных лодок. Кроме того
проектанту выдвигалось также требование предусмотреть возможность
переоборудования ПЛ под транспорт для перевозки личного состава и
горюче-смазочных материалов. В проекте для хранения мин в ПК предусмотрен
специальный минный отсек, расположенный между ЦП и отсеками ЭУ.
Известно, что в годы второй мировой
войны ПМЗ разных стран привлекались к транспортировке воинских грузов без
специального переоборудования этих ПЛ. Проектом 632 предусматривалось штатное, производимое в условиях
военно-морских баз, переоборудование ПМЗ для транспортировки десанта с
установкой в минном отсеке вместо минных стеллажей коек, камбуза, санузлов, системы
вентиляции и пр. В меньшем объеме требовалось переоборудование ПМЗ для
транспортировки воинских грузов.
ПМЗ был спроектирован с
дизель-электрической установкой, в составе которой для увеличения дальности
непрерывного подводного плавания предусматривалась АБ, состоящая из четырех
групп серебряно-цинковых элементов.
С этой же целью в 1958 г.
разрабатывался сокращенный предэскизный проект 632М ПМЗ с двумя малогабаритными АЭУ типа
0-153.
В сентябре 1958 года технический
проект подводного минного заградителя проекта 632 был утвержден, но при формировании семилетнего плана
кораблестроения (утвержден правительством СССР 3 декабря 1958 г.) вместо него в
план включили проект 648. Работы по техническому проекту 632 и предэскизному проекту 632М были прекращены.
В числе причин, по
которым не был реализован разработанный проект ПМЗ, помимо высокой стоимости
серебряно-цинковых АБ, была возможность решения задач, возложенных на ПМЗ,
транспортной ПЛ - ПМЗ проекта 648 (новый
корабль аналогичного назначения, но с более широкими возможностями - большая
транспортная подводная лодка с дизель-электрической энергоустановкой), проектирование которой ЦКБ-16 вело в конце 1950-х
годов.
5. Схема
проекта:
1 - торпедный отсек; 2 -
аккумуляторный отсек; 3 - жилой отсек; 4 - ЦП; 5 - минный отсек; 6 - мины на
стеллажах;
7 - помещения дизелей; 8 - минная
труба; 9 - электромоторный отсек; 10 - кормовой отсек
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение
надводное, м3 3200
Длина
наибольшая, м. 85,0
Ширина
наибольшая, м. 9,8
Осадка
средняя, м. 7,0
Запас
плавучести, % ок.30
Архитектурно-конструктивный
тип двухкорпусный
Глубина
погружения, м. 300
Автономность,
сут. 80
Экипаж,
чел. 90
Энергетическая
установка:
- тип дизель-электрическая
- тип ДД Д-43
- число х мощность ДД, л.с. 2x4000
(3200 - в режиме РДП)
- число х мощность главных ГЭД, л.с. 2x4000
- число х мощность ГЭД эк. хода, л.с. 2 х 140
- число гребных валов 2
- тип АБ серебряно-цинковая
120СЦ
- число групп АБ х число эл. в группе 4 х 152
Скорость хода, уз:
- полная надводная 15,0
- полная подводная 15,0
- экономическая подводная 2,5
- в режиме РДП 8,0-10,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз):
- в режиме РДП 16000
(8,0)
- подводная 30
(15,0); 800 (2,5)
Вооружение:
торпедное:
- число х калибр носовых ТА, мм. 4 х 533 и 4 х 400
- общее число х калибр торпед, мм. 4 х 533 и 12 х 400
минное:
- число и расположение минных устройств 4
горизонтальные прочные минные трубы в кормовой части ПЛ;
запасные мины на стеллажах в ПК
- общее число мин в минных трубах и на стеллажах в ПК - 88 шт.
Транспортируемые десант и грузы:
- личный состав десанта, чел. 100
или
- боезапас, прод-вие и пр. сухие грузы, т. 120
- авиационное топливо, т. 135
7. Источники:
- Р. Шмаков В. Жарков «Транспортные подводные
левиафаны».
- А.Н. Гусев. «Подводные лодки специального назначения»
Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2002.
Возврат на Главную
страницу сайта «Штурм Глубины»