Проект 648.
Модернизации: проект 648М.
1.
Количество подводных лодок проекта: нет
2.
Изображение проекта:
?
Нет данных.
3.
Состав проекта:
Не
реализован.
4. История проекта:
Тактико-техническое
задание на корабль готовилось практически параллельно с ТТЗ на ДЭПЛ проекта 632, и
было утверждено Главкомом ВМФ в мае 1957 года. Первоначально ДЭПЛ проекта 648 задавалась как чисто
транспортная и предназначалась для снабжения ударных ПЛ, действующих на
океанских и морских коммуникациях противника, торпедным и ракетным (крылатыми
ракетами) боезапасом, топливом, смазочным маслом, средствами жизнеобеспечения
личного состава (провизией, пресной водой, средствами регенерации воздуха), а
также для снабжения гидросамолетов в море авиационным топливом. Главным
конструктором проекта 648 в
бюро был назначен Н.А. Киселев.
В
марте 1958 года пять вариантов эскизного проекта были представлены на
рассмотрение и утверждение в министерство и Главное управление кораблестроением
(ГУК) ВМФ. А месяцем ранее был утвержден эскизный проект ПЛ - минного
заградителя (проект 632). Близость задач, решаемых первым и вторым
кораблями, исключала их одновременную реализацию.
Через
три месяца, 10 июля 1958 года, эскизный проект 648 был утвержден, но по сути в новом качестве, поскольку
Главком ВМФ утвердил и новое ТТЗ на ДЭПЛ проекта 648, в котором в связи с закрытием работ по проекту 632 на
нее возлагались и функции минного заградителя.
Согласно
новому ТТЗ, назначением большой подводной лодки - минного заградителя проекта 648 стало снабжение ПЛ,
действующих на океанских и морских сообщениях противника, крылатыми ракетами,
торпедами, горюче-смазочными материалами и средствами жизнеобеспечения;
снабжение гидросамолетов в море авиационным топливом; транспортировка личного
состава и различных грузов в отдаленные необорудованные пункты побережья, а
также постановка минных заграждений на коммуникациях противника.
Тактико-техническим заданием заново определялся состав транспортируемых грузов,
боезапаса мин, торпед, а также устанавливались новые значения основных
кораблестроительных и тактико-технических элементов корабля.
В марте 1959 года
технический проект был представлен в Москву. В договорной спецификации на
подводную лодку было записано, что корабль будет выполнять все функции,
возлагаемые на него ТТЗ, за исключением заправки гидросамолетов в море. После
длительного рассмотрения 24 августа проект был утвержден совместным решением
ВМФ и Министерства судостроительной промышленности. При этом бюро обязывалось в
1960 году выдать Северному машиностроительному предприятию (СМП) все рабочие
чертежи.
Для транспортировки
оружия, различных грузов и десанта в ПК предусматривались три грузовых отсека.
Носовой грузовой отсек, смежный с носовым торпедным отсеком, предназначался для
перевозки торпед калибра 400 мм. В следующем за ним грузовом отсеке размещались
десантники (раненые) или грузы. Третий грузовой отсек, расположенный между ЦП и
дизельным отсеком, отводился для крупногабаритных грузов (КР и торпед калибра
533 мм) и был оборудован разборными механизированными стеллажами. В верхней
части этого отсека в ПК предусматривался уступ. Через поперечную переборку в
этом районе из грузового отсека в надстройку выходила наклонная шахта прочной
конструкции с крышками по торцам. Через эту шахту, как через шлюзовую камеру,
должна была производиться погрузка (выгрузка) грузов без риска затопления ПЛ. С
грузовой шахтой стыковалась поворотная платформа, с помощью которой груз из
наклонного положения переводился в горизонтальное и оказывался на уровне палубы
надстройки ПЛ. Перегрузку грузов с платформы на боевые ПЛ и гидросамолеты
предусматривалось производить с помощью штатного подъемного крана транспортной
ПЛ, который в положении «по-походному» заваливался в надстройку ПЛ. Для
перевозки жидких грузов в междубортном пространстве и в ПК были предусмотрены
специальные цистерны. Передача этих грузов с транспортной ПЛ на боевые ПЛ
должна была осуществляться в подводном положении. Для отработки систем,
устройств и способов такой передачи грузов в рамках проекта 648 был выполнен значительный объем
опытно-конструкторских работ и натурных испытаний. В 1960 г. в качестве первого
этапа работ по подводной передаче дизельного топлива были проведены испытания
по подводной буксировке ПЛ проектов 611 и 613 (затем эти работы были продолжены при разработке проекта 664). Произведены стендовые испытания погрузо-разгрузочных
устройств ПЛ проекта 648 и др.
В начале 1961 года на
Севмашпредприятии началось строительство лодки. Шло оно трудно. Директор завода
добивался передачи строительства транспорта-минзага другому заводу - в эллинге,
где можно было строить минзаг, строились ракетные подводные лодки первого
поколения, а в портфеле лежал заказ на строительство крупной серии ПЛАРБ
проекта 667А, которому
придавалось очень большое значение. И сторонники его позиции как в тогдашнем
судпроме, так и в ГУКе нашлись, тем более что флот уже заказал к тому времени
разработку аналогичной по назначению подводной лодки, но теперь уже оснащенной
атомной энергетической установкой. Естественно, ПЛ с АЭУ значительно
превосходила по своим возможностям ПЛ с дизель-электрической ЭУ. Оценив все
"за" и "против", правительство своим постановлением от 21
июня 1961 года прекратило строительство подводной лодки проекта 648.
Следует отметить, что с
целью повышения скрытности и боевой устойчивости транспортной ПЛ, ЦКБ-16 была
выполнена проработка размещения на ПЛ проекта 648 двух малогабаритных АЭУ типа О-153
мощностью по 6000 л.с. каждая вместо трех групп АБ (проект 648М). Проработка показала техническую
возможность оснащения АЭУ ПЛ проекта 648 и увеличения за счет этого непрерывной подводной дальности
плавания корабля на экономическом ходу с 550 миль под АБ до 20 000 миль при
использовании АЭУ.
Выполненная проработка не
получила продолжения, однако дальнейшие работы в обеспечение создания
транспортной ПЛ не прекратились. Они были продолжены в направлении разработки
проекта 664 - атомной транспортной ПЛ-ПМЗ.
5.
Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение надводное, м3. 6300
Длина наибольшая, м. 102,2
Ширина наибольшая, м. 13,5
Осадка средняя, м. 8,8
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусной
Глубина погружения, м. 300
Автономность, сут. 80
Экипаж, чел. 77
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая
- тип ДД Д-43
- число х ДД, л.с. 2
х 4000 (3200 в режиме РДП)
- число х мощность главных ГЭД, л.с. 2 х 4 000
- число х мощность ГЭД экономического хода, л.с. 2 х 140 (на линии вала)
- число гребных валов 2
- тип АБ серебряно-цинковая
120 СЦ
- число групп АБ х число элементов в группе 4х 152
Скорость хода, уз:
- полная надводная 14,0
- полная подводная 12,5
- экономическая подводная 2,5
- в режиме РДП 8,0-10,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз):
- в режиме РДП 12000
(8,0)
- подводная 25
(12,0) или 550 (2,5)
Вооружение:
торпедное:
- число х калибр носовых ТА, мм. 4 х 533
- число х калибр кормовых ТА, мм. 4 х 400
- общее число х калибр торпед, мм. 4 х 533 и 18 х 400
минное:
- число и расположение минных устройств 2
горизонтальные прочные минные трубы в кормовой части ПЛ
запасные мины на стеллажах в ПК
- общее число мин в МТ и на стеллажах в ПК 84-98
Средства
навигации, наблюдения и связи унифицированы по составу со средствами торпедных
ПЛ Транспортируемые десант и грузы:
- торпеды клб.533 мм, ед. 40
или
- крылатые ракеты типа П-5 и П-6, ед. 10
или
- личный состав десанта с оружием, чел. 120
- раненые с обслуживающим персоналом, чел. 120
грузы,
принимаемые в каждом варианте загрузки ПЛ:
- торпеды клб.400 мм, ед. 20
- дизельное топливо, т. 490
- авиационное топливо, т. 500
- смазочное масло, т. 50
- провизия, т. 35
- пресная вода, т. 60
7. Источники:
- Р. Шмаков В. Жарков «Транспортные подводные
левиафаны».
- А.Н. Гусев. «Подводные лодки специального назначения»
Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2002.
Возврат на Главную
страницу сайта «Штурм Глубины»