Rambler's Top100 Проект 654

Проект 654
Нереализованная модефикация - проект 654П


1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:


В 1956 г., в соответствии с постановлениями СМ СССР №1191-610 от 25 августа и №1555-783 от 6 декабря, коллектив ЦКБ-112 начал разработку новой средней ПЛ проекта 654, предназначавшейся для массового строительства. ГК проекта назначили З.А. Дерибина. которого в 1958 г. сменил А.И. Аменицкий.

Проект разрабатывался по ТТЗ, выданному УК ВМФ 26 октября 1956 г., и рассматривался как развитие проекта 633. Было разработано три варианта (один - инициативный).

Инициативным вариантом предусматривались новые архитектурные формы корпуса и более совершенные обводы при относительной длине корпуса 4,6 (для проекта 613 - 6,9. для проекта 633 - 6,4). При этом ЭУ выбрана в таком составе: для подводного хода - серебряно-цинковая АБ (из 2-х групп по 152 элемента), два ГЭД мощностью по 4000 л.с. (при 1200 об./мин) и ЭД экономического хода: для надводного хода и хода под РДП - дизельная установка с двумя двигателями 43Д по 4000 л.с. Торпедное вооружение было сосредоточено в носовом отсеке, предусматривалось вооружить ПЛ кислородными, парагазовыми и электрическими торпедами калибра 533-мм с глубиной стрельбы до 100 м. и электрическими торпедами калибра 400-мм типов МГТ-1 и МГТ-2 с глубиной стрельбы до 200 м.

В 1958 г. был разработан технический проект 654, который предусматривал максимальное внедрение передовой технологии корпусосборочных работ (метод блочной постройки с насыщением в цехе с поблочной гидравликой прочного корпуса).

Проектом был предусмотрен ряд оригинальных конструкций, в частности, прочные цилиндрические межотсечные поперечные переборки (рассчитанные на давление 20 кг/см2 со стороны выпуклости и 25 кг/см: - со стороны вогнутости) и штампо-сварные прочные концевые переборки. Межотсечные переборки были изготовлены и испытаны на заводе "Красное Сормово".

В 1958 т. ЦКБ-112 выпустило рабочие чертежи, завод-строитель приступил к строительству головного корабля (по другим данным проектирвоание было прекращено на стадии выпуска рабочих чертежей), но в 7-летний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. постройку средней ПЛ проекта 654 не включили из-за развертывания серийного строительства АПЛ.

УК ВМФ откорректировало ТТЗ на проектирование новой ПЛ (проекта 654П) с установкой на палубе надстройки четырех контейнеров для надводного запуска КР П-5 и П-6. По этому заданию ЦКБ-112 приступило к разработке нового технического проекта, однако в связи с тем, что завод "Красное Сормово" начал подготовку к строительству аналогичной ПЛ по проекта 651, разработанному ЦКБ-18 (ГК - А.С. Кассациер), разработку проекта 654П приостановили и более к нему не возвращались.


5. Схема проекта:




Укрупненная схема (179 Кб)

1 - главный ГЭД, 2 - выдвижные устройства, 3 - прочная рубка, 4 - ГАС ОГС, 5 - ГЛС кругового обзора, 6 - ГЛС - ШПС, 7 - ЦГБ, 8 - ТА клб. 400 мм., 9 - торпеды клб. 400 мм., 10 - запасные торпеды клб. 400 мм., 11 - запасные торпеды клб. 533 мм., 12 - АБ, 13 - жилые помещения, 14 - прочные цистерны, 15 - ЦП, 16 - топливная цистерна, 17 - дизель, 18 - редуктор, 19 - ГЭД экономического хода.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 1600 тонн (1750 тонн с топливом в ТБЦ)
  скорость хода  
  полная надводная: 13,0 узлов
  полная подводная: 20,0 узлов
  в режиме РДП: 10,0 узлов
  экономическая подводная: около 5,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в режиме РДП при усиленном запасе топлива:

9000 (8,5) миль
  в режиме РДП:

4600 (8,5) миль
  в подводном положении:

23 (20,0), 700 (5,0), 790 (2,0) миль
  глубина погружения  
  рабочая: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 62,6 метров
  ширина: около 8,3 метра
  осадка средняя: 5,7 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  400-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 12х533, 12х400
  число и тип мин (взамен торпед): 24 (МДТ)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 4000 л.с. (типа 43Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 4000 л.с. (типа ПГ-122)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 90 л.с. (ПГ-136)
  количество валов: 2
  число групп АБ х число элементов в группе: 2 х 152 (типа 120СЦ)
  обитаемость  
  автономность:

50 (60?) суток
  экипаж:

46 человек

7. Источники:


- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2008