Проект 654
Нереализованная модефикация - проект 654П
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В 1956 г., в соответствии с постановлениями СМ СССР №1191-610 от 25 августа и №1555-783 от 6 декабря, коллектив ЦКБ-112 начал разработку новой средней ПЛ проекта 654, предназначавшейся для массового строительства. ГК проекта назначили З.А. Дерибина. которого в 1958 г. сменил А.И. Аменицкий.
Проект разрабатывался по ТТЗ, выданному УК ВМФ 26 октября 1956 г., и рассматривался как развитие проекта 633. Было разработано три варианта (один - инициативный).
Инициативным вариантом предусматривались новые архитектурные формы корпуса и более совершенные обводы при относительной длине корпуса 4,6 (для проекта 613 - 6,9. для проекта 633 - 6,4). При этом ЭУ выбрана в таком составе: для подводного хода - серебряно-цинковая АБ (из 2-х групп по 152 элемента), два ГЭД мощностью по 4000 л.с. (при 1200 об./мин) и ЭД экономического хода: для надводного хода и хода под РДП - дизельная установка с двумя двигателями 43Д по 4000 л.с. Торпедное вооружение было сосредоточено в носовом отсеке, предусматривалось вооружить ПЛ кислородными, парагазовыми и электрическими торпедами калибра 533-мм с глубиной стрельбы до 100 м. и электрическими торпедами калибра 400-мм типов МГТ-1 и МГТ-2 с глубиной стрельбы до 200 м.
В 1958 г. был разработан технический проект 654, который предусматривал максимальное внедрение передовой технологии корпусосборочных работ (метод блочной постройки с насыщением в цехе с поблочной гидравликой прочного корпуса).
Проектом был предусмотрен ряд оригинальных конструкций, в частности, прочные цилиндрические межотсечные поперечные переборки (рассчитанные на давление 20 кг/см2 со стороны выпуклости и 25 кг/см: - со стороны вогнутости) и штампо-сварные прочные концевые переборки. Межотсечные переборки были изготовлены и испытаны на заводе "Красное Сормово".
В 1958 т. ЦКБ-112 выпустило рабочие чертежи, завод-строитель приступил к строительству головного корабля (по другим данным проектирвоание было прекращено на стадии выпуска рабочих чертежей), но в 7-летний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. постройку средней ПЛ проекта 654 не включили из-за развертывания серийного строительства АПЛ.
УК ВМФ откорректировало ТТЗ на проектирование новой ПЛ (проекта 654П) с установкой на палубе надстройки четырех контейнеров для надводного запуска КР П-5 и П-6. По этому заданию ЦКБ-112 приступило к разработке нового технического проекта, однако в связи с тем, что завод "Красное Сормово" начал подготовку к строительству аналогичной ПЛ по проекта 651, разработанному ЦКБ-18 (ГК - А.С. Кассациер), разработку проекта 654П приостановили и более к нему не возвращались.
5. Схема проекта:
Укрупненная схема (179 Кб)
1 - главный ГЭД, 2 - выдвижные устройства, 3 - прочная рубка, 4 - ГАС ОГС, 5 - ГЛС кругового обзора, 6 - ГЛС - ШПС, 7 - ЦГБ, 8 - ТА клб. 400 мм.,
9 - торпеды клб. 400 мм., 10 - запасные торпеды клб. 400 мм., 11 - запасные торпеды клб. 533 мм., 12 - АБ, 13 - жилые помещения, 14 - прочные цистерны,
15 - ЦП, 16 - топливная цистерна, 17 - дизель, 18 - редуктор, 19 - ГЭД экономического хода.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1600 тонн (1750 тонн с топливом в ТБЦ) | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 13,0 узлов | |
полная подводная: | 20,0 узлов | |
в режиме РДП: | 10,0 узлов | |
экономическая подводная: | около 5,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в режиме РДП при усиленном запасе топлива: | 9000 (8,5) миль | |
в режиме РДП: | 4600 (8,5) миль | |
в подводном положении: | 23 (20,0), 700 (5,0), 790 (2,0) миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 62,6 метров | |
ширина: | около 8,3 метра | |
осадка средняя: | 5,7 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
400-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 12х533, 12х400 | |
число и тип мин (взамен торпед): | 24 (МДТ) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 4000 л.с. (типа 43Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 4000 л.с. (типа ПГ-122) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 90 л.с. (ПГ-136) | |
количество валов: | 2 | |
число групп АБ х число элементов в группе: | 2 х 152 (типа 120СЦ) | |
обитаемость | ||
автономность: | 50 (60?) суток | |
экипаж: | 46 человек |
7. Источники:
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2008