Rambler's Top100 Проект 633

Проект 633 (NATO – “Romeo”).

Модификации: 633Л, 633РВ, 633КС.


1. Количество подводных лодок проекта: 20.


2. Изображение проекта:


вид сбоку


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (N 112) (20)

1

 С-350

331

22.10.1957

30.05.1958

31.08.1959

 11.02.1962 - затонула, поднята
 1969 - мод. по пр. 633Л
 03.08.1977 - пер. в СС-350
 1982 - пер. в УТС-350

2

 С-351

332

31.01.1958

18.08.1958

06.11.1959

 1967 - перед. Египту
 1967 - пер. в 766
 197? - пер. в 846

3

 С-352

333

30.03.1958

25.09.1958

31.10.1959

 1967 - перед. Египту
 1967 - пер. в 755
 197? - пер. в 843
 2012 - отстой (предположение)

4

 С-353

334

14.05.1958

30.11.1958

26.12.1959

 1966 - перед. Египту
 1966 - пер. в 733
 197? - пер. в 831
 2012 - отстой (предположение)

5

 С-354

335

14.07.1958

10.01.1959

30.11.1959

 1966 - перед. Египту
 1966 - пер. в 744
 197? - пер. в 840
 2012 - отстой (предположение)

6

 С-32

341

28.08.1958

30.08.1959

31.12.1959

 1966 - перед. Египту
 1966 - пер. в 7??
 197? - пер. в 834

7

 С-34

342

18.10.1958

14.06.1959

31.12.1959

 1966 - перед. Египту
 1966 - пер. в 7??
 197? - пер. в 837

8

 С-36

343

29.11.1958

27.09.1959

30.09.1960

 1986 - перед. Болгарии
 1986 - пер. в "Надежда" (№83)
 2013 - отстой

9

 С-37

344

25.01.1959

10.10.1959

31.03.1960

 1987 - мод. по теме «Герц-633»

10

 С-38

345

14.03.1959

30.11.1959

23.09.1960

 1983 - перед. Болгарии
 1983 - пер. в "Слава" (№84)
 2012 - ожидание в музей

11

 С-53

351

29.07.1959

02.03.1960

31.12.1960

 1985 - перед. Сирии

12

 С-101

352

01.10.1959

15.04.1960

21.12.1960

 1985 - перед. Сирии

13

 С-212

353

29.11.1959

31.05.1960

21.12.1960

 1973 - перед. Болгарии
 1973 - пер. в С-12 (№82)
 "Димитровски комсомол"
198? - пер. в "Виктория"

14

 С-128

354

11.03.1960

20.07.1960

29.12.1960

 1978 - мод. по пр. 633КС
 26.07.1991 - пер. в СС-128

15

 С-4

355

14.06.1960

17.12.1960

18.09.1961

 1987 - перед. Сирии

16

 С-7

361

25.11.1960

28.02.1961

17.09.1961

 1983 - перед. Алжиру
 1983 - пер. в № 011

17

 С-11

362

25.11.1960

15.04.1961

30.09.1961

 1982 - мод. по пр. 633РВ
 1982(?) - пер. в СС-11

18

 С-28

363

29.12.1960

21.06.1961

23.12.1961

 1982 - перед. Алжиру
 1982 - пер. в № 010

19

 С-49

364

29.03.1961

27.07.1961

31.12.1961

 1991(?) - мод. по пр. 633РВ
 1991(?) - пер. в СС-49
 10.07.1995 - пер. в ПЗС-50

20

 С-57

365

23.05.1961

20.08.1961

27.12.1961

 1973 - перед. Болгарии
 1973 - пер. в С-11 (№81)
 "Ленински комсомол"
 198? - пер. в "Победа"


4. История проекта:


Проектирование ПЛ проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. В апреле 1955 г. предэскизные проработ­ки проекта были закончены и представле­ны на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный" (И-633) с улучшенны­ми ТТЭ. Проработки получили одобре­ние руководства ВМФ и МСП. Как от­мечено в заключении УК ВМФ при рас­смотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., "предложенный вариант яв­ляется совершенно новым проектом сред­ней ПЛ". Применительно к этому вари­анту пересмотрели и ТТЗ.

Технический проект ПЛ проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.

Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.

Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.

Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее.

Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.

В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.

Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.

В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас.

В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.

Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг».

В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла.

В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды.

В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны — дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.

Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.

Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.

Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров.

Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров.

На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.

Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.

Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра:

- при подводном взрыве для прочного корпуса — 1600 м, для цистерны главного балласта —1100-1600 м;

- при воздушном взрыве для цистерны главного балласта—1390-1850 м, для надстройки - 1900 м.

В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых — симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°.

Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.

На ПЛ пр.633 внедрили штатную сис­тему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52 и быстродействующую армату­ру поднятия давления в отсеках с дистан­ционным управлением. Применили новую систему ПУТС "Ленинград-633", которая при совместной работе с ГАС "Арктика-М" помогла решать принципиально но­вые задачи выхода в атаку.

Для уменьшения шумности на ПЛ, в частности, были установлены фундамен­ты с резиновым вибродемпфирующим покрытием.

Внедряемые в проект новшества, как правило, требовали экспериментальной проверки. Документация технического проекта предусматривала выполнение около двух десятков опытных работ, сре­ди них находились отработка и испыта­ние следующих устройств и узлов:

— телескопического подъемника для перископов (вместо полиспастного):

— лепестковой газовыхлопной насад­ки устройства РДП:

— водяного редукционного клапана с перепадом давления с 30 до 3 кг/см2 и с постоянным расходом;

— предохранительного клапана уст­ройства РДП;

— дейдвудного сальника новой конст­рукции;

— устройства быстрой перезарядки ТА;

— конструкций цистерны беспузырной торпедной стрельбы (БТС);

— новой конструкции торпедопогрузочного люка с торсионным механизмом закрывания.

Кроме того, часть конструкций и уст­ройств подлежали изготовлению и пред­варительному (до установки на корабль) испытанию. Среди них были следующие;

— шинно-пневматическая муфта эко­номического хода;

— распределительная колонка ВВД и аварийного продувания;

— малогабаритный редуктор с глобоидным зацеплением (для шпиля и кингсто­нов ЦГБ);

— серповидные прочные межотсечные переборки 51 и 93 шп.;

— прочная (шлюзовая) рубка;

— переборочные клинкетные задвижки;

— клапан-автомат для автоматическо­го перехода на питание от аварийной гидроаккумуляторной установки при падении давления в основном гидроаккумуляторе.

Требовались испытания предусмотрен­ной на ТА специальной системы, обеспе­чивающей выход личного состава в сна­ряжении ИСП методом шлюзования ап­парата или способом затопления отсе­ка. В процессе эксплуатации подлежала проверке операция спасения личного со­става из VII отсека с помощью водолаз­ного колокола, для приема которого пре­дусмотрена специальная конструкция — комингс-площадка.

На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км).

Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - «С-351» и показали неудовлетворительные результаты.

Экипаж лодки по штату — 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках—0,8 м2, объем -9 м3.

Головная ПЛ «С-350» (зав.№331) была заложена на стапеле №3 завода «Красное Сормово» 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания «С-350» проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1959 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.

Входе испытаний проведен прием топлива с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350» на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) — 6 часов 05 минут.

В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно.

Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 — 40 минут, торпедами других образцов — 70 минут, вместо 20 минут по проекту.

В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь «С-350» с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие.

Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла.

Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций.

РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ — 120 каб (22,2 км).

Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350» под перископом);при работе станции «Риф» — 150 каб (27,8 км); при работе станции «Залп» — 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС («С-350» в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);

Гидроакустическая станция «Арктика-М»:

а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения — 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) — 41 каб (7,6 км);

б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования — 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования — 29 каб (5,4 км).

На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена.

Что касается предусмотренных техни­ческим пр.633 возможных модернизаций, то не все они были внедрены при серий­ном строительстве. Однако во время стро­ительства были осуществлены другие модернизации, некоторые из которых потребовали выполнения дополнитель­ных опытных работ. Например, установ­ка размагничивающего устройства по­требовала ОКР для изучения природы формирования магнитного поля ПЛ. К выполнению ОКР, в частности, привлекли магнитную лабораторию АН СССР (директор — профессор Е.И. Кондорский), для которой были спроектированы и построены две магнитные модели ПЛ пр.633 в масштабе 1:12.5.

В 1960 г. ЦКБ-112 вместе с рядом отраслевых институтов разработало чертежи и конструкторскую документацию на установку противогидролокационного покры­тия типа НППРК-7 на серийную ПЛ пр.633 (№344). Работа выполнялась по ТЗ Акус­тического института АН СССР им. Н.Н.Андреева и при его научном руководстве (руководитель темы - В.В.Тютекнн).

Уже после завершения строительства всей серии ЦКБ "Лазурит" разработало технический проект опытной ПЛ пр.633Л (ГК Е.В.Крылов). С-350 в 1967-1969 годах переоборудована по этому проекту (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций).

По чертежам, разработанным СПМБМ ''Малахит" две ПЛ прошли переоборудование по пр.633РВ — для отра­ботки системы стрельбы из ТА калибра 650 мм новыми образцами торпед. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. Результаты испытаний позволили отработать ракетно-торпедный комплекс для ПЛ нового поколения. ПЛ С-128 модернизирована по проекту 633КС (в некоторых источниках «проект 06333») для испытаний КР «Гранат».

ПЛ проекта 633 передавались флотам других стран. Египет - 6 ПЛ, Болгария - 4 ПЛ, Сирию - 3 ПЛ и Алжир - 2 ПЛ. Некоторые источники ошибочно утверждают о строительстве 22 лодок проекта 633 (еще С-6 и С-9). По советской документации ПЛ проекта 633 (проект 031) строились в Китае (12 единиц, в некоторых источниках указывается, что первые 3 были собраны в СССР, а 9 - из секций построенных в СССР), а позже по модернизированному проекту (проект 033 – Improved Romeo) в Китае (71 единица, из них 7 для КНДР и 4 для Египта) и КНДР (15 единиц).


5. Схема проекта:


схема


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 1328 тонн
  надводное с усиленным запасом топлива: 1478 тонн
  позиционное: 1644 тонн
  подводное: 1712 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 15,31 узла
  экономическая надводная: 9,2 узла
  полная подводная: 13,18 узлов
  экономическая подводная: 2,14 узла
  в режиме РДП полным ходом: 10,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении при усиленном запасе топлива:

5000 (15), 14590 (9) миль
  в надводном положении при нормальном запасе топлива:

2400 (15), 7400 (9) миль
  в подводном положении:

14 (13) миль
  в подводном положении под электродвигателями ЭХ:

195 миль полным ходом, 300 миль экономическим ходом
  в режиме РДП:

4400 (8) миль (9150 (8) миль при усиленном запасе топлива)
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  рабочая: 270 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76,68 метров
  ширина: 6,72 метра
  осадка средняя: 5,07 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 14
  число и тип мин (взамен торпед): 28 (МДТ)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

60 суток
  экипаж:

52 человека (в т.ч. 9 офицеров)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки специального назначения", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Информация с сайта "Русский Подплав".
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
- Информация предоставленная С. Апрелевым.
- Костриченко В.В., "Трагедия Черноморского флота 1990-1997гг."
- ВТА "Тайфун", №4, 1998г.
- "Подводные лодки России", т.5, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
- Собакин В.А. "Испытания РК с КР большой дальности 3М10", ВТА "Тайфун", №3, 2001г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Тарас А.Е. Дизельные подводные лодки 1905-2005гг.", АСТ, Харвест, Москва, Минск, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012