Rambler's Top100 К-77, Б-77 Проект 651

К-77, Б-77, "U-484"
проект 651



фотография:

К-77

ПЛ Б-77 проекта 651 у пирса в Видяево. 1987–1989 гг.
Фотография Быкова С. (с сайта http://www.k-77.com)





историческая справка:


1963 год 31 января
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький как КрПЛ К-77;

1963 год март
Сформирован экипаж на базе 12-й ЭскПЛ СФ (ПЛ проекта 629). Командный состав назначен из офицеров 4-й ЭскПЛ СФ;

1963 год март - 1964 год апрель
Изучение экипажем устройства корабля по чертежам и техническим описаниям. Отработка практических навыков и действий на подводных лодках проекта 629;

1964 год май - ноябрь
Перезд на сдатачную база завода "Красное Сормово" в г.Севастополь. Отработка экипажем организации службы, изучение материальной части, экслуатация материальной части на выходах в море на одной из подводных лодок проекта 651 из состава 153-й БрПЛ ЧФ;

1964 год ноябрь
Переезд экипажа в г.Горький для приема подводной лодки с завода "Красное Сормово". Экипаж вошел в состав 104-й бригады строящихся ПЛ ЧФ;

1965 год 11 марта
Спущена на воду. Традиционная бутылка шампанского не разбилась о корпус подводной лодки, так-как ударилась о резиновое покрытие. Тогда командир БЧ-5 капитан 3 ранга Павлинов Н.П. разбил о корпус бутылку рома;

1965 год март - июнь
Достройка на плаву у стенки завода. Выполнены заводские швартовые испытания материальной части подводной лодки;

1965 год июнь
Переход в плавдоке ТПД-12 по Волге, Беломоро-Балтийскому каналу в г.Беломорск. Переход своим ходом до г.Северодвинск на сдатачную базу завода "Красное Сормово";

1965 год июль - сентябрь
Заводские и Государственные ходовые испытания;

1965 год октябрь
Внутренняя отделка подводной лодки, загрузка всех видов запасов;

1965 год 31 октября
Вступила в строй;

1965 год 19 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 35-й ДиПЛ 1-й Краснознаменной ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица, Мурманская область);

1965 год ноябрь
Переход к месту постоянной дислокации;

1966 год
Боевая подготовка. Участвовала в учениях Северного флота;

1968 год
Боевая подготовка. Участвовала в учениях Северного флота;

1969 год
Боевая подготовка. Участвовала в учениях Северного флота;

1969 год сентябрь
Перешла для базирования в губу Ура;

1969 год октябрь
Переформирована в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (г.Видяево, Мурманская область);

1970 год апрель - июнь
Выполнила задачи первой БС в Средиземное море. Участвовала в маневрах "Океан". Все поставленные задачи выполнены успешно;

1971 год 28 октября - 1973 год 23 января
Прошла средний ремонт на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);

1973 год
Полностью отработан курс боевой подготовки. Успешно выполнены торпедные и ракетные стрельбы. Участвовала в учениях Северного флота;

1974 год 3 мая - 23 ноября
Выполнила задачи второй БС в Средиземном море в составе 5 эскадры ВМФ СССР. Осуществляла слежение за авианосцами 6 флота ВМС США "Америка", "Форрестол" и "Индепенденс". С 26 июля по 4 августа 1974 года прошла межпоходовый ремонт, пополнение запасов и отдых экипажа в г.Александрия (Арабская Республика Египет);

1975 год 20 декабря - 1976 год 10 апреля
Выполнила задачи третьей БС в Центральной Атлантике. 11.01.1976 на переходе через Атлантический океан командир подводной лодки получил информацию о переходе из США в Средиземное море авианосца "Саратога" в составе 7 кораблей охранения. 13.01.1976 получен приказ на изменение маршрута для расхождения с авианосной группой, которое по расчетным данным должно было произойти 14.01.1976. 27.01.1976 занят район боевого патрулирования на широте Больших Антильских островов в 900 милях восточнее Пуэрто-Рико. Патрулирование на юго-восток вдоль побережья Южной Америки. 07.02.1976 получен приказ следовать в порт Конакри Гвинейской республики для пополнения запасов и отдыха экипажа. 14.02.1976 прибытие в порт Конакри. 28.02.1976 убытие с рейда порта Канакри для продолжения несения боевого патрулирования. 10.03.1976 получен приказ следовать в п. Александрия Арабской Республики Египет для межпоходового ремонта. 18.03.1976 на подходе к Гибралтару получен приказ на возращению в Видяеево к 16.04.1976. 30.03.1976 в 01:30 возник пожара в 5 отсеке на ППС 3-4 групп аккумуляторных батарей. Применением ЛОХ (система обьемного тушения с использование фреона) пожар потушен. Из-за несанкционированной подачи фреона в 7 отсек вместо 5 отсека погибли, стоящие на вахте командир электротехнической группы капитан-лейтенант Кочнев Анатолий Алексеевич и командир отделения мотористов старшина 1 статьи Тоос Пауль Карлович, несший вахту на ДАУ (дистанционное автоматическое управление) дизелей. Оба одев маски ИДА-59, потеряли сознание и не смогли открыть клапана, что вызвало кислородное голодание с летальным исходом. 9 человек которые спали в отсеке пришли в сознание после дыхания кислородом с помощью корабельного врача. После возвращения в базу они были признаны годными к службе на подводных лодках;

1977 год 4 апреля - 1978 год 24 декабря
Прошла средний ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный). По другим данным средний ремонт проходил с 1976 по 1977 год на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);

1977 год 25 июля
Переименована в Б-77;

1978 год
После ремонта принята резервным экипажем под командованием кап.1р. Ерёмина В.И. Выполнила задачи четвертой БС, после чего ПЛ передана основному экипажу;

1979 год декабрь - 1980 год 10 июля
Выполнила задачи пятой БС в Средиземное море;

1981 год 10 июля - 29 сентября
Выполнила задачи шестой БС (последней в истории корабля) в Средиземное море. По прибытии в Средиземное море ПЛ был нарезан район боевого патрулирования в Адриатике, севернее Тунисского пролива. 23.8 в воскресенье БЧ-5 праздновало свой день. Такие праздники устраивались для каждой БЧ по воскресным дням для разнообразия монотонной службы. Пекли пироги, зачитывали звуковые письма от родных и близких, устраивали состязания на лучшего специалиста БЧ. ПЛ находилась в надводном положении и производила заряд аккумуляторной батареи. В в 23.55 была объявлена аварийная тревога из-за пожара в 6-м отсеке (форс пламени в районе среднего дизеля (дизель-генератора) у кормовой переборки). Личный состав 6-го отсека был выведен в корму, дан ЛОХ в отсек, возгорание было потушено. После разведки отсека выяснилось, что перед сменой вахты, дежурный моторист был обязан пополнить топливом расходный бак над среднем дизелем. Именно это он и начал делать. Но так, как техника была достаточно примитивной, полноту заполнения расходного бака он проверял через вентиляционную трубку, которая одним концом опускалась в воронку (если пошла солярка, бак - полон). Видимо в ходе этой операции солярка пошла с большим напором через края воронки и угодила прямо на коллектор дизеля, а там 700 градусов, отсюда и форс пламени. Пострадавших в результате проишествия не было, за исключением того, что разведчики, вернувшиеся из 6-го отсека начали терять сознание, видимо маски недостаточно плотно прилегали, и люди надышались всякой дрянью. Доктор оказал морякам необходимую и достаточную медицинскую помощь. В 11.00 был дан отбой аварийной тревоги, а 6-й отсек объявили обитаемым. Лодка начала движение под моторами в сторону точки, где ее уже поджидала комиссия для проверки. Навстречу были высланы корабль-разведчик и спасательный буксир;

1989 год 20 сентября - 1991 год 19 марта
Прошла капитальный ремонт на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);

1990 год
В связи с расформированием 35-й ДиПЛ перечислена в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1991 год август
Осуществила межфлотский переход вокруг Скандинавии из Видяево в Лиепаю (Латвийская ССР);

1991 год 6 сентября
Перечислена в состав ДКБФ. Вошла в состав 58-й БрПЛ ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);

1993 год 25 июля
С боезапасом на борту успешно принимала участие в параде ВМФ в в г.Балтийск с горячей гонкой УДР. О праздновании дня ВМФ был снят документальный фильм студией ДКБФ;

1993 год 1 октября
Перечислена в состав 22-й БрПЛ БФ с базированием на г.Кронштадт;

1994 год февраль
Выведена из сил постоянной готовности и переведена в резерв;

1994 год апрель
Выведена из состава ВМФ и передана в ОРВИ. До последнего решался вопрос о переходе ПЛ своим ходом в США своим ходом, но что-то помешало об этом договориться в Москве;

1994 год июль
Продана Латвией финскому коммерсанту Йари Комулайнен (компания "Sub-Expo Ltd."). Передана из состава 22-й БрПЛ представителям страховой и буксировочной компаний для буксировки в Финляндию. Переведена в г.Хельсинки (Финляндия). На ПЛ удалось разместить бар и ресторан. Использовалась для посещения туристами. Была переименована в "U-484";

1997 год
Компания "Sub-Expo Ltd." сдала ПЛ в аренду на пять лет канадской компании "Russian Submarine B.C." с ежегодной выплатой 200000 долларов США;

1997 год - 1998 год январь
Переход на буксире через Атлантический океан в залив Тампа (полуострове Флорида) в туристическую гавань американского Санкт-Петербурга, раскинувшегося на берегах Мексиканского залива. С властями этого города у компании "Russian Submarine B.C." была, в свою очередь, договоренность о 30-месячной субаренде ПЛ в качестве аттракциона, ошвартованного к городской пристани. Однако понадобилось преодолеть 6000 миль, чтобы остановиться в полутораста метрах от причала. Мелководье не позволило отшвартовать лодку с осадкой 9 метров к городской пристани с глубинами около 5 метров. Пытаясь спасти положение, компания стала возить туристов на лодку, стоявшую на якоре, катерами (восемь долларов с человека);

1998 год февраль - 1999 год февраль
ПЛ "U-484" посетило более чем 50000 посетителей. Однако доходы не покрыли расходы на доставку и содержание ПЛ. В феврале 1999 года "Russian Submarine B.C." заявила о своем банкротстве и опечатала входные люки ПЛ. Компания "Sub-Expo Ltd." выставила ПЛ на продажу за 1000000 долларов США;

2000 год
Компания "InterMedia Film Equities Ltd." для съемок фильма "K-19: The Widowmaker" арендовала ПЛ на год за 200000 долларов США. Для этого ПЛ совершила 2000-мильный двухнедельный переход в канадский порт Галифакс, где была помещена в док;

2000 год - 2001 год
Так как ПЛ предстояло изображать К-19 проекта 658, существенно отличающуюся силуэтом от относительно короткой и прямоугольной в сечении ПЛ проекта 651, началась "пластическая операция". Корпус был удлинен 25-метровой насадкой в корме, увенчанной характерным гребнем, а поверх оригинальной закрепили огромную пластиковую рубку, в которой подразумевались три баллистические ракеты. С большой дистанции силуэт дизельной лодки действительно стал напоминать К-19. Однако вблизи она напоминала скорее надводный корабль с широкой и плоской палубой. Впрочем, для съемок это было гораздо удобней и безопасней, чем, если бы они проходили на настоящей К-19;

2001 год апрель - май
Морские съемки фильма "K-19: The Widowmaker" сразу после фактического выхода из плавдока, следовавшего за сценой фильма о спуске К-19 на воду и неразбившейся бутылке шампанского. Для съемок, проходивших в районе Галифакса - главной базы Королевских канадских ВМС, последние предоставили несколько кораблей, выведенных из боевого состава флота. Подводную лодку "Онандага" типа "Оберон", изображавшую С-270, эсминец "Терра Нова" типа "Ирокуа", по фильму американский эсминец "Декатур", а также некоторое количества личного состава для обеспечения морских сцен. "Плавание" каждого корабля обеспечивало 2-3 буксира, несколько "зодиаков" с водолазами и спасателями и быстроходных катеров для посыльных нужд. Поэтому число вымпелов в "эскадре" порой переваливало за два десятка, особенно когда в нее вливались роскошные катера суперзвезд, игравших главные роли;

2001 год лето
По окончании съемок ПЛ была выставлена для всеобщего обозрения. В день открытия публичного доступа билет стоил 50 долларов, а мероприятие было обставлено соответствующей помпой. Когда интерес горожан к киношной К-19 стал спадать и т.к. место у причала стоило дорого и в нем нуждались круизные лайнеры повторилась та же ситуация, что и во Флориде. Тем временем компания-арендатор выполняла свои обязательства по возвращению ПЛ изначального облика;

2002 год
ПЛ заинтересовался расположенный в американском городе Провиденс фонд музея авианосца "Саратога". Одного из тех, кому предназначались в свое время ракеты с борта Б-77. Уже несколько лет эта организация пыталась переделать бывший аэродром авиации ВМС США Куонсет Пойнт на Род-Айленде в тематический парк-выставку, центральным экспонатом которой должен был стать списанный авианосец "Саратога". Для привлечения средств на реализацию проекта не хватало изюминки. Ею по замыслу президента фонда Франка Леннона и должна была стать U-484;

2002 год 25 марта - 1 марта
Переход из Галифакса в Провиденс (США). Подготовка к открытию для публики. Работы продолжались несколько месяцев вплоть до ее открытия как музея;

2002 год август
Открыта для посещения в г.Провиденс (США) как подводная лодка - музей "U-484".

2007 год 17 апреля
Во время сильного шторма получила повреждения корпуса, в результате чего утром образовался сильный крен на левый борт и дифферент на корму, а к вечеру ПЛ затонула у пирса;

2007 год 28 апреля - 7 мая
Произведено обследование затонувшей ПЛ с помощью видеокамер и водолазов;

2007 год 17 - 25 августа
Подготовительные работы по подъему ПЛ с привлечением армейского десантного судна 2031 New Orleans, которое использовалось как судно поддержки и платформы для спуков дайверов на этой фазе операции;

2008 год июль
Спасательные команды при помощи гидравлических насосов смогли откачать воду из корпуса подлодки, стабилизировали ее и 26.7 подняли на поверхность на понтонах;

2010 год май
Денег на восстановление подводной лодки так и не было найдено. Корпус ПЛ разделан на металл.



дополнительная информация:


1. Список погибших 30.03.1976г.
2. Статья Апрелева С. "Метаморфозы К-77".
3. Фотография ПЛ-музея U-484 в г.Провиденс (США).
4. Фотография ПЛ-музея U-484 после шторма. 17.04.2007г.


командиры (в/ч 59182):

1. Борисов В.С. (1962)
2. Белошников В.И. (03.1963-12.1964)
3. Калашников Н.Н. (12.1964-1967)
4. Мочалов В.В. (1967-1969)
5. Левин А.И. (1969-197?)
6. Колот Н.И. (197?-197?)
7. Андреев В.П. (19.07.1979-1989)
8. Басаков С.В. (1989-1992)
9. Дегтярёв А.Н. (1992-04.1994)

командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ К-77 (Б-77):
1. Еремин В.И. (1974, 1978) резервный экипаж

командиры на переходах после продажи:
1. Дэйв Эллин, Канада (2001)



источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация из сборника статей Власова В.П. с сайта "Подводные лодки, история развития".
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Информация с сайта музея U-484.
5. Апрелев С. "Брошенная эскадра".
6. Информация с сайта http://www.k-77.com.
7. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
8. Апрелев С. "Метаморфозы К-77".
9. Воспоминания ветеранов-подводников.
10. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2014 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2014 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»