Проект 01710 «Макрель» (NATO – “Beluga”).
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
Отличаются винтами, очевидно, указаны испытываемые типы винтов
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: ССЗ «Судомех» (1) |
||||||
1 |
01620 |
22.10.1985 |
05.10.1986 |
19.12.1987 |
4. История проекта:
Проект 01710 (шифр «Макрель») был разработан СПМБМ «Малахит» под руководством Г.П. Москалева. Лодка является опытной и предназначена для проведения в натурных условиях исследований и испытаний в области ходкости, гидроакустики и динамики в эксплуатационных и аварийных режимах движения перспективных скоростных лодок, проверки воздействия на пограничный слой растворов полимеров. Аналогом этого корабля являлась американская лодка "Albacore", построенная в 1953 г.>
Легкий корпус корабля был выполнен в виде тела вращения без цилиндрической вставки с соотношением длины к ширине около 7:1. Такая форма обводов обеспечивала получение оптимальных пропульсивных характеристик и минимального сопротивления набегающему потоку. Прочный корпус имел цилиндрическую форму с конусообразной кормовой оконечностью. Он делился водонепроницаемыми переборками на пять отсеков.
В междукорпусном пространстве размещалась система подачи растворов полимеров в пограничный слой на легкий корпус, а также на гребной винт. Система включала в себя кольцевые щелевидные конструкции легкого корпуса, цистерну-хранилище полимерной пасты, насос подачи раствора с необходимой аппаратурой управления и контроля.
На корабле предусматривалась возможность смены обтекателя основной антенны ГАК (для выбора наиболее оптимальной формы). Полимерная паста загружалась в специальную цистерну, содержавшую эластичные емкости; в полости между ними и переборками цистерны поступала забортная вода, которая по мере расходования пасты ее заменяла. При включении системы в смеситель подавались забортная вода и паста. Полученный раствор поступал по трубопроводам в сборные коффердамы, а затем — к щелям в легком корпусе, ограждении выдвижных устройств, стабилизаторах и к гребному винту. Гидродинамически активные полимеры были созданы на базе полиэтиленоксида и акриламида.
Основная цель испытаний СС-533 состояла в оценке эффекта подачи полимерных растворов в пограничный слой. Гидродинамическое сопротивление при этом стабильно снижалось, а скорость хода увеличивалась при поддержании постоянной мощности ГЭУ. Одновременно удалось определить пути снижения гидродинамических помех работе ГАК на больших скоростях хода, а также опробовать новые методики расчетов гребных винтов, акустического поля корабля.
По зарубежным данным, упоминания о последних испытаниях относятся к 1997г. По имеющимся данным, лодку к 2002г. исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛ пр. 01710
1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — носовой отсек; 3 — помещение научно-исследовательской аппаратуры; 4 — носовая группа АБ; 5 — носовая дифферентная цистерна; 6 — ЦГБ; 7 — носовой люк; 8 — второй отсек; 9 — аварийный буй; 10 — жилые помещения; 11 — кормовая группа АБ; 12 — баллоны системы ВВД; 13 — ходовой мостик; 14 — рубочный люк; 15 — перископ ПЗНА-8; 16 — ПМУ антенны РЛС «Каскад»; 17 — ПМУ антенны связи; 18 — третий отсек; 19 — центральный пост и выгородка научно-исследовательской аппаратуры; 20 — полимерная выгородка; 21 — выгородка механизмов общесудовых систем и системы подачи полимера; 22 — четвертый отсек; 23 — ГГЭД; 24 — выгородка электрооборудования; 25 — редуктор; 26 — пятый (кормой) отсек; 27 - кормовая дифферентная цистерна; 28 — линия вала; 29 — приводы кормовых рулей; 30 — кормовые вертикальные стабилизаторы.
Схема расположения ВУ
1 - ПМУ антенны связи; 2 -ПМУ АП РЛС; 3 - перископ
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 1465 тонн | |
подводное: | 2480 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 10,0 узлов | |
наибольшая подводная (в зависимости от типа движетеля): | 24,0 - 26,6 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 1100 (10) миль | |
в подводном положении: | 15 (24,5) миль, 185 (4) мили | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 64,0 метра | |
ширина: | 9,0 метров | |
осадка средняя: | 5,8 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность ДГ, кВт: | 1 х 500 кВт | |
количество х мощность ГГЭД, кВт: | 1 х 4040 кВт | |
количество х мощность ГЭД ЭХ, кВт: | 1 х 37 | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество и тип движителей: | 1 х ВФШ в насадке | |
обитаемость | ||
автономность: | 3 суток | |
экипаж: | 22 человека |
7. Источники:
- Ю.В. Апальков "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997 гг.".
- Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
- Информация с сайта http://www.fas.org
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024