Проект "Тритон" ("Тритон-1").
1. Количество подводных аппаратов проекта: 2(опытных) + 16 (серийных)
2. Изображение проекта:
Опытный НВ типа "Тритон-1" на подвесе
Серийный НВ типа "Тритон-1" на транспортировочной тележке
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||||
ГАТЧИНА: завод №3 АСС ВМФ (2+16) |
||||||||
1-2 |
? - ? |
? - ? |
1958 |
07.1958 |
11.11.1959 |
опытные |
||
3-18 |
? - ? |
? - ? |
1960-1962 |
1960-1964 |
1961-1965 |
серийные |
||
4. История проекта:
Начиная с 1957 года спецлаборатория НИИ АСС МО приступает к изучению вопроса о создании двухместного самодвижущегося подводного аппарата (ПА). Инициаторами и организаторами работы были старшие научные сотрудники подполковник Плесков М.Л. и инженер-капитан-лейтенант Юрнев А.П. Проводится внутренняя НИР "Средства передвижения водолазов под водой". Разрабатывается ТТЗ на макет носителя и выполняется его аванпроектирование. К этому времени распоряжением начальника АСС ВМФ определяется изготовитель макета - завод №3 АСС ВМФ (ныне СРЗ ВМФ), который и приступил к строительству ПА.
Но ВМФ было необходимо серийное изготовление аппаратов. В апреле 1958 года временно исполняющий обязанности Главнокомандующего ВМФ адмирал Головко А.Г. разрешает ГУК ВМФ выделить 100 тыс. рублей и выдать заказ ЦКБ-50 на выполнение рабочего проектирования носителя. В августе в районе г.Каспийск были проведены лабораторные и заводские испытания. Носителю водолазов (НВ) по завершении этих испытаний был присвоен шифр "Тритон".
Основные характеристики носителя были следующими: длина-5500 мм, диаметр-700 мм, масса-750 кг. Носитель состоял из четырех отсеков. В носовом отсеке размещалась АБ, состоящая из 12 аккумуляторов типа "Т-7". В кормовом отсеке был установлен ГЭД мощностью 1,5 кВт с одноступенчатым редуктором, понижающим обороты двигателя до 480 об/мин. На валу двигателя размещался трехлопастной винт D=400 мм. Балластные цистерны размещались в концевых отсеках. В средней проницаемой части размещалась двухместная кабина с защитным блистером. В кабине размещались: рукоятка управления вертикальным и горизонтальными рулями, пускатель ГЭД, воздушные баллоны, приборы контроля за работой гребной установки и глубиномер.
На испытаниях носитель прошел под водой 8 миль без всплытия со скоростью 2,3 уз. при хорошей управляемости. Комиссия делает вывод, что носитель может успешно использоваться как тренировочный и в отдельных случаях для решения боевых задач. Во время испытаний НВ "Тритон" испытывалась и гидроакустическая аппаратура "Аргус", предназначенная для выхода ВР на ПЛ по сигналам работающей ГАС ПЛ в активном режиме.
По завершении испытаний была произведена корректировка рабочей документации, а завод АСС ВМФ приступил к серийному изготовлению носителей. В июле - августе 1958 года опытовые образцы носителей успешно проходят государственные испытания и 11 ноября 1959 года принимаются на снабжение спецчастей ВМФ. В конце 1959 года Разведка ВМФ отправляет по одному носителю в МРП, обязав спецлабораторию оказать помощь в освоении носителей личным составом частей МРП. На 1960 год было заказано заводу изготовление 12 носителей. К концу 1962 года на вооружении МРП было 6 НВ "Тритон", а по состоянию на 01.01.1966 - 18 НВ "Тритон" (6 - МРП КТОФ, 7 - МРП ДКБФ, 5 - МРП КЧФ). С 1960 года началось ускоренное освоение личным составом частей носителей "Тритон" в эксплуатации. Особо отличился в освоении носителей МРП БФ, где 60% личного состава 3-го и 4-го года службы отлично освоили плавание с точностью выхода на цель не больше 5% от дальности и 100% личного состава - на удовлетворительно.
В 1961 году МРП БФ принял участие в опытных учениях флота по защите от ПДСС. Разведчики-водолазы МРП 4 - 5 августа, высадившись на внешнем рейде Балтийской ВМБ, на носителях "Тритон" и буксировщиках в подводном положении проникли во внутреннюю гавань. Носители "Тритон" успешно форсировали боносетевые заграждения и выполнили поставленную задачу. Ориентирование проводили с помощью выдвижного перископа. Прорыв в базу на носителях "Тритон" выполнялся под командованием капитан-лейтенанта Авинкина B.C. и старшины 1-й статьи Бычинского В.А. Авинкин B.C. впервые установил на носителе "Тритон" авиационный малогабаритный компас и водолазный перископ. Разведчики-водолазы, следовавшие на буксировщиках или вплавь, из-за сильного встречного течения и большой мутности воды поставленной цели не достигли. 15 октября "Тритон" скрытно проник в Беккеровскую гавань (Таллиннская ВМБ), всплыл в 30 м от ПЛ, стоящих у пирсов. Обозначив тем выполнение задачи, погрузился и незамеченным вышел из гавани. В этот же день "Тритон" дважды форсировал боносетевые заграждения, условно атакуя МПК и ЭМ "Серьезный", подходя скрытно вплотную к борту кораблей. Водителем этого носителя был матрос Чубич Н.Ф. Особо отличился личный состав МРП БФ в действиях носителей "Тритон" в опытовом учении спецчастей ВМФ "Комплексная проверка боевых возможностей и способов использования сил и средств ВР", проведенном на Черноморском флоте в августе 1961 года: мичманы Брагин З.И., Рыжий Л.Ф., главный старшина Шумейко В.М., старшины 2-й статьи Сальников Е.Н, Воронов С.Д., Яценко В.А., Усанов Е.Д., Мухоморов Л.А., старшие матросы Карибский Л.А., Шутов В.Б., Чубич Н.Ф., Исаев Ы.Н., Милешкин В.И., Лобанович Ф.М., Исупов О.Д. ГК ВМФ наградил всех участников подарками. РДГ из шести человек на трех носителях "Тритон" с грузовыми контейнерами высадилась с надводного корабля на расстоянии 5 миль от берега и, скрытно преодолев сигнально-противолодочные сети и гидроакустический барьер, при противодействии кораблей ПЛО, произвела минирование кораблей учебными минами. Боевые мины были подорваны с помощью временных взрывателей в отдалении от стоянки кораблей. Отказов мин не было.
В дальнейшем на основе изучения опыта использования носителя типа "Тритон" были созданы его модификации "Тритон-1М" и "Тритон-2". Уместно отметить, что в 1970-е годы для доставки носителей типа "Тритон" в район высадки был разработан проект переоборудования корабля-торпедовоза в малый разведывательный корабль (МРЗК). Всего в те годы построено и принято на вооружение МРП два корабля МРЗК "Анемометр" и "Гироскоп". Один из серийных аппаратов "Тритон" установлен на постамент на территории 42-го отдельного морского РПСпН на о.Русский в г.Владивосток.
5. Схема проекта:
? нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
масса | ||
750 кг | ||
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 5,5 метра | |
ширина: | 0,7 метра | |
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
количество горзонтальных ГЭД: | 1х1,5 кВт | |
тип АБ: | Т-7, 12 штук | |
обитаемость | ||
экипаж: | 2 человека |
7. Источники:
- Зарембовский В.Л., Колесников Ю.И. "Морской спецназ (1938-1968)", Галея принт, Санкт-Петербург, 2001г.
- Колесников Ю.И. "Морской спецназ", ЭКСМО, ЯУЗА, Москва, 2004г.
- "История отчественного боевого водолазного дела" (http://fenweapon.org.ru)
- "Справочник по отечественному ВМФ" версия 1.0. (Russian-Ships.info)
- Стратиевский О.Б. "Остров Русский. Страницы истории", Дальнаука, Владивосток, 2013г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2010-2019