Rambler's Top100 Подводная лодка С-159, СМ-101. Проект 613

С-159, СМ-101
проект 613



фотография:

Подводная лодка C-159

Подводная лодка С-159 проекта 613 в Варнемюнде (ГДР). 1967 год.
Фотография из архива Hans-Joachim Hiller (Германия)




историческая справка:


1952 год 19 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж вошел в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1953 год 15 января
Заложена на ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как средняя подводная лодка;

1953 год 23 мая
Спущена на воду;

1953 год лето
Переведена вниз по Волге и Каспию в г.Баку для прохождения сдаточных испытаний. Временно включена в 85-й БрУСПЛ ККФл;

1953 год 5 ноября
Вступила в строй;

1954 год 18 января
Включена в состав ККФл. Предположительно вошла в состав 300-го ОДнУПЛ 85-й БрУСПЛ ККФл. Использовалась в качестве учебной и опытовой ПЛ;

1960 год осень
Переведена по внутренним водным системам из г.Баку в г.Северодвинск;

1960 год 29 октября
Перечислена в состав СФ. Вошла в состав 14-й ОБрПЛ Йоканьгской ВМБ (1961 - 14-я БрПЛ) с базированием на губу Гремиха;

1961 год июнь - июль
Участвовала в учениях под кодовым названием "Полярный круг";

1961 год 4 июля
Прибыла для оказания помощи экипажу аварийной ПЛ К-19. Передала в штаб флота донесение об аварии. Находилась в готовности к уничтожению торпедами аварийной ПЛ. Участвовала в эвакуации части эипажа ПЛ К-19;

1966 год лето - осень
Переведена по ББК (требует уточнения) из Белого в Балтийское море;

1966 год 19 сентября
Перечслена в состав ДКБФ. Вошла в состав 40-й БрПЛ 37-й ДиПЛ (09.1976 - 14-я ЭскПЛ) ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);

1967 год 27 - 29 октября
В составе отряда кораблей ВМФ СССР нанесла визит в Росток - Варнемюнде (ГДР);

1974 год 27 февраля
В одном из полигонов боевой подготовки ПЛ выполняла учебные торпедные стрельбы. Атаковала СКР. Всего было 2 СКР и катер-торпедолов. После торпедного залпа ПЛ начала всплывать, и получила сильный удар сверху, раздался сильный скрежет над вторым отсеком. Командир ПЛ дал команду на срочное погружение и где-то на 50 метрах - на аварийное всплытие. Море было спокойным, верхнерубочный люк был зажат, поэтому для осмотра экипаж вышел наверх через люк 7-го отсека. СКР с пробоиной в борту своим ходом отправился в г.Лиепая. ПЛ также благополучно вернулись на базу;

1974 год весна
Встала в аварийный ремонт на Морзавод. Было отремонтировано ограждение рубки и легкий корпус, заменены баллоны ВВД. СКР в сухом доке также заделали пробоину;

1978 год (приблизительно)
Перечислена в состав 22-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ (требует уточнения) с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);

1980 год (приблизительно)
Перечислена в состав 157-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ с базированием на г.Палдиски (Эстонская ССР), в 1981 году уже находилась в составе соединения;

1981 год
При переходе из г. Палдиски для участия в учениях в г.Лиепая в составе отряда из 3-х ПЛ (в надводном положении), произошло возгарание в 6-м отсеке. Возгорание произошло в одном из распределительных щитов, в результате пожара выгорела почти вся краска в отсеке. Во время пожара ПЛ прекратила слушаться руля и легла на циркуляцию при этом чудом удалось не столкнуться с другой ПЛ отряда. Экипаж перешел на ручное управление рулями из 7-го отсека. Пострадавших в результате происшествия не было, хотя дышать гарью почти сутки было очень тяжело. Возможно, что происшествие произошло в 1982 году;

1983 год 19 января
Выведена из боевого состава и в гавани г.Палдиски (Эстонская ССР) поставлена на прикол;

1983 год 7 июня
Переформирована в СМ (судно-мишень);

1983 год 28 июля
Переименована в СМ-101;

1989 год
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Предположительно планировалась для перевода морем на буксире в г.Лиепая (Латвийская ССР);

1989 год июль
При буксировке затонула в Ирбенском проливе на глубине 100 метров.



командиры (в/ч 90754):

1. Ассев Г.Г. (195?-1960-1961?)
2. Вассер Г.А. (1960?-1961-1963-1964?-196?)
3. Татарин В.Н. (197?-1973-1974-197?)
4. Никокошев (197?-1979-1980?)
5. Бондаренко Г.С. (1980?-1981-1982)



дополнительная информация:

1. Статья Ж. Свербилова "ЧП, которого не было".
2. Фотография из архива Давыдова В. "Повреждения ПЛ С-159 после аварии 27.02.1974".



источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Титушкин С.И. "Подводные лодки 613 проекта", АНТ-Принт, Санкт-Петербург, 2002г.;
3. Букань С.П. "По следам подводных катастроф", Гильдия мастеров, "Русь", Москва, 1992г.;
4. Хромов Н.Е. "Подводные Силы Балтийского флота", Кладезь, Калининград, 2006г.
5. Информация от ветеранов соединений ПЛ СФ и ДКБФ.
6. Информация от Hans-Joachim Hiller (Германия).


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»