Rambler's Top100 Подводная лодка К-16. Проект 658, 658М

К-16
проект 658, 658М
185-й экипаж, 254-й экипаж




фотография:


Подводная лодка К-16

Пуск БР с КрПЛ К-16 проекта 658. Предположительно на государственных испытаниях в 1961 году.




историческая справка:


1960 год 14 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Начато формирование основного и резервного (185-й экипаж) экипажей;

1960 год 5 мая
Заложена в цехе №50 на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской Флотилии (с 1961 - БелВМБ);

1961 год июль
В состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопаткина (Западная Лица) зачислен 185-й экипаж ПЛ, который являлся вторым экипажем К-16;

1961 год 31 июля
Спущена на воду;

1961 год 11 августа - 1961 год 3 ноября
Швартовые испытания;

1961 год 4 - 7 ноября
Заводские ходовые испытания;

1961 год 19 ноября - 28 декабря
Государственные испытания;

1961 год 28 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний;

1962 год 16 марта
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1962 год июль
Приняла участие в учениях "Метеор-2". При возвращении из Северной Атлантики в районе Датского пролива и южной части Гренландского моря на протяжении 680 миль следовала подо льдом. При всплытии для передачи РДО передней частью ограждения рубки ударилась о лёд и повредила антенну акустической станции;

1962 год
Отрабатывала задачи БП;

1963 год январь - май
Находилась в ремонте;

1963 год май
185-й экипаж переформирован в экипаж крейсерской АПЛ проекта 659 для КрПЛ К-45;

1964 год январь - 1968 год август
Совершила 3 автономных похода на БС продолжительностью 126 суток. 1965 год - 1 БС (65 суток, прошла 15850 миль), по воспоминаниям членов экипажа, предположительно именно после этой БС, командир ПЛ Журба В.В. был разжалован и отстранен от командования за то, что ПЛ во время БС всплыла в надводное положение и была сфотографирована самолетом береговой охраны США. Фотография была опубликована в газетах США. Факт всплытия лодки командир ПЛ скрыл, об этом не было записи в бортовом журнале, но комиссии удалось обнаружить запись в моторном журнале "Пущены дизеля на продув цистерн ГБ". После этого инциндента на лодках перестали рисовать огромными цифрами бортовые номера на ограждении рубок;

1965 год 15 февраля
Переформирована в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (директива ГШ ВМФ от 17.03.1964);

1965 год март - 1968 год сентябрь
Под руководством специальной комиссии, проводилась усиленная эксплуатация ГЭУ (с парогенераторами типа ПГ-13У) с целью проверки работоспособности ГЭУ при длительной эксплуатации в реальных условиях;

1966 год
Обнаружена газовая неплотность в контуре, решением комиссии разрешена эксплуатация активной зоны до выработки номинального энергозапаса по мощности не более 30%;

1966 год (предположительно)
185-й экипаж переформирован в экипаж крейсерской АПЛ проекта 658 для КрПЛ К-16;

1968 год август
В конце месяца с 185-м экипажем на борту перешла для ремонта на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск;

1968 год 12 сентября
Перечислена с основным экипажем в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);

1968 год октябрь
185-й экипаж АПЛ К-16 перечислен в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 1970 - 3-я ФлПЛ) КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968). Экипаж находился на АПЛ К-16 в г.Северодвинск;

1968 год 4 октября - 1970 год 28 декабря
Находилась в текущем ремонте и переоборудовании по проекту 658М на СРЗ "Звездочка" (по другим, ошибочным, данным с 30.01.1969 по 27.01.1971). Ответственный сдатчик Тихонов А.И., сдаточный механик Шаров В.П.;

1969 год апрель
185-й экипаж переименован во 2-й экипаж К-16;

1970 год 29 декабряс- 1971 год 1 января
Осуществила переход из г.Северодвинск в бухту Ягельная. В Белом море обнаружилась течь во 2 отсеке, через неплотность люка для погрузки АБ. В тяжелых штормовых условиях люк был обжат и АПЛ продолжила переход. 31.12 из-за шторма оставлена в полиогне у о.Кильдин. В базу прибыла 01.01;

1971 год январь
Возвращена в состав 18-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево);

1971 год 8 июня - 1977 год 1 октября
Совершила 7 автономных походов на БС общей продолжительностью 324 суток. 1971 год - 2 БС (с 1-м и 2-м экипажами), 1972 - 1 БС (1-й экипаж), 1973 год - 2 БС (с 1-м и 2-м экипажами), 1977 год - БС и БД;

1972 год лето
Личному составу основного экипажа было объявлено о предстоящей осенью БС. В связи с чем тем кто должен демобилизоваться в октябре - ноябре 1972 заявили, что демобилизация переносится на начало 1973 года. В экипаже было 23 мроряка которым предстояла демобилизация в октябре - ноябре. После празднования дня рождения одного из матросов экипажа, срочники употребили алкаголь, возник скандал, был избит дежурный офицер, матросы заявили отказ от сверхнормативной службы и т.д и т.п. Этот демарш был расценен как бунт, долго шло расследование. Всех участников списали на берег, т.к. зачинщиков не выявили, то в мае - июне 1973 года всех демобилизовали;

1973 год
Выполнила две успешные ракетные стрельбы БР Р-21 (с 1-м и 2-м экипажами);

1973 год
Второй экипаж переименован в 254-й экипаж АПЛ проекта 658М;

1974 год
Расформирован 254-й экипаж АПЛ проекта 658М;

1975 год
Приняла участие в учениях "Океан";

1975 год
Выполнила ракетную стрельбу БР Р-21 по боевому полю в Центральной Атлантике с использованием СКС "Циклон-Б";

1976 год 31 мая
В составе соединения перебазирована в губу Гремиха (п.Островной). Переформирована в состав 18-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;

1976 год
Экипаж (командир - Елисеев Н.С.) занял 1-е место в ДиПЛ;

1977 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;

1978 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;

1979 год
Выполнила успешную ракетную стрельбу БР Р-21;

1979 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;

1981 год 1 декабря
В составе соединения перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица), переформрована в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ (директива ГШ ВМФ от 21.05.1981);

1981 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;

1982 год 10 февраля - 1985 год 20 июля
На СРЗ-10 (г.Полярный) произведена перезарядка активных зон и выполнены работы по демонтажу ракетного комплекса и среднему ремонту корабля. Предположительно после модернизации имела внешний вид как проект 658У. После окончания ремонта перечислена в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Гремиха (п.Островной) и использовалась в торпедном варианте;

1985 год - 1987 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1986 год 22 мая
В базе, во время погрузки боезапаса в кормовые ТА, был частично затоплен 1 отсек, принято около 40 т забортной воды, залито электрооборудование отсека;

1987 год
Поставлена в очередной ремонт (возможно в г.Полярный);

1989 год 14 марта
Выведена из состава ВМФ. Передана в ОФИ;

1991 год февраль
Была отбуксирована на СРЗ-35 в пос.Роста (г.Мурманск) для выгрузки активной зоны и утилизации;

1991 год - 1992 год
Утилизирована на СРЗ-35 (пос.Роста, г.Мурманск). Сформирован многоотсечный блок (с реакторным отсеком) и поставлен на хранение;

1992 год август
Многоотсечный блок отбуксирован для временного хранения в ПВХ в губе Сайда;

1994 год 1 сентября (?)
Расформирован экипаж. Требует уточнения, возможно расформирование произошло в 1992 году.

2002 год январь
Многоотсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2004 год
На ФГУП "СРЗ "Нерпа" блок разделан до одноотсечной секции;

2006 год
Одноотсечная секция передана на стационарный ПДХ "Сайда" в губе Сайда, установлена на бетонное основание для длительного хранения.

Всего с момента постройки "К-16" совершила 10 автономных БС и прошла 208352 миль за 25770 ходовых часов.




командиры основного экипажа (в/ч 87119):


1. Митрофанов Ф.А. (04.1960-1963)
2. Журба В.В. (1963-09.1965)
3. Кошкин В.И. (09.1965-1968-1969?)
4. Елисеев Н.С. (1969?-1970-1977)
5. Мусатов В.Ф. (1977-1983-1984?)
6. Фомин А.Д. (1984?-1985-1992)


командиры 185-го экипажа (в/ч 59091):


1. Чистяков Н.Б. (06.1960-10.1962)
2. Александров Э.С. (1967-04.1969)


командиры второго экипажа (в/ч 87119-А) и 254-го экипажа (в/ч .....):


1. Александров Э.С. (04.1969-1969)
2. Соловьев В.В. (1969?-1973-1974) после 1973 - 254-й экипаж АПЛ проекта 658М




список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Информация от Приходько Ю.П. и Бережнова Ю.А.
8. "Корабелы "Звездочки", выпуск №2, ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.
9. Перовский В.А. "Об утилизации без прикрас" (http://www.proatom.ru), 26.05.2008.
10. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
11. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
12. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»