фотография:
Пуск БР с КрПЛ К-16 проекта 658. Предположительно на государственных испытаниях в 1961 году.
историческая справка:
1960 год 14 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Начато формирование основного и резервного (185-й экипаж) экипажей;
1960 год 5 мая
Заложена в цехе №50 на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской Флотилии (с 1961 - БелВМБ);
1961 год июль
В состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопаткина (Западная Лица) зачислен 185-й экипаж КрПЛ, который являлся резервным экипажем К-16;
1961 год 31 июля
Спущена на воду;
1961 год 11 августа - 1961 год 3 ноября
Швартовые испытания;
1961 год 4 - 7 ноября
Заводские ходовые испытания;
1961 год 19 ноября - 28 декабря
Государственные испытания;
1961 год 28 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний;
1962 год 16 марта
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Лопаткина (Большая Лопаткина) в Западной Лице;
1962 год июль
Приняла участие в учениях "Метеор-2". При возвращении из Северной Атлантики в районе Датского пролива и южной части Гренландского моря на протяжении 680 миль следовала подо льдом. При всплытии для передачи РДО
передней частью ограждения рубки ударилась о лёд и повредила антенну акустической станции;
1962 год
Отрабатывала задачи БП;
1963 год январь - май
Находилась в ремонте;
1964 год январь - 1968 год август
Совершила 3 автономных похода на БС продолжительностью 126 суток. 1965 год - 1 БС (65 суток, прошла 15850 миль), по воспоминаниям членов экипажа, предположительно именно после этой БС, командир ПЛ Журба В.В. был
разжалован и отстранен от командования за то, что ПЛ во время БС всплыла в надводное положение и была сфотографирована самолетом береговой охраны США. Фотография была опубликована в газетах США. Факт всплытия лодки
командир ПЛ скрыл, об этом не было записи в бортовом журнале, но комиссии удалось обнаружить запись в моторном журнале "Пущены дизеля на продув цистерн ГБ". После этого инциндента на лодках перестали рисовать
огромными цифрами бортовые номера на ограждении рубок;
1965 год 15 февраля
Переформирована в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (директива ГШ ВМФ от 17.03.1964);
1965 год март - 1968 год сентябрь
Под руководством специальной комиссии, проводилась усиленная эксплуатация ГЭУ (с парогенераторами типа ПГ-13У) с целью проверки работоспособности ГЭУ при длительной эксплуатации в реальных условиях;
1966 год
Обнаружена газовая неплотность в контуре, решением комиссии разрешена эксплуатация активной зоны до выработки номинального энергозапаса по мощности не более 30%;
1968 год август
В конце месяца с 185-м экипажем на борту перешла для ремонта на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск;
1968 год 12 сентября
Перечислена с основным экипажем в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);
1968 год октябрь
185-й экипаж КрПЛ К-16 перечислен в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 1970 - 3-я ФлПЛ) КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968). Экипаж находился
на АПЛ К-16 в г.Северодвинск;
1968 год 4 октября - 1970 год 28 декабря
Находилась в текущем ремонте и переоборудовании по проекту 658М на СРЗ "Звездочка" (по другим, ошибочным, данным с 30.01.1969 по 27.01.1971). Ответственный сдатчик Тихонов А.И., сдаточный механик Шаров В.П.;
1969 год апрель
185-й экипаж переформирован во 2-й экипаж К-16;
1970 год 29 декабряс- 1971 год 1 января
Осуществила переход из г.Северодвинск в бухту Ягельная. 31.12 из-за шторма оставлена в полиогне у о.Кильдин. В базу прибыла 01.01;
1971 год январь
Возвращена в состав 18-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево);
1971 год 8 июня - 1977 год 1 октября
Совершила 7 автономных походов на БС общей продолжительностью 324 суток. 1971 год - 2 БС (с 1-м и 2-м экипажами), 1972 - 1 БС (1-й экипаж), 1973 год - 2 БС (с 1-м и 2-м экипажами), 1977 год - БС и БД;
1973 год
Выполнила две успешные ракетные стрельбы БР Р-21 (с 1-м и 2-м экипажами);
1973 год
Второй экипаж переформирован в 254-й экипаж КрПЛ проекта 658М;
1974 год
Расформирован 254-й экипаж КрПЛ проекта 658М;
1975 год
Приняла участие в учениях "Океан";
1975 год
Выполнила ракетную стрельбу БР Р-21 по боевому полю в Центральной Атлантике с использованием СКС "Циклон-Б";
1976 год 31 мая
В составе соединения перебазирована в губу Гремиха (п.Островной). Переформирована в состав 18-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;
1976 год
Экипаж (командир - Елисеев Н.С.) занял 1-е место в ДиПЛ;
1977 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;
1978 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;
1979 год
Выполнила успешную ракетную стрельбу БР Р-21;
1979 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;
1981 год 1 декабря
В составе соединения перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица), переформрована в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ (директива ГШ ВМФ от 21.05.1981);
1981 год
Экипаж (командир - Мусатов В.Ф.) занял 1-е место в ДиПЛ;
1982 год 10 февраля - 1985 год 20 июля
На СРЗ-10 (г.Полярный) произведена перезарядка активных зон и выполнены работы по демонтажу ракетного комплекса и среднему ремонту корабля. После модернизации имела внешний вид как проект
658У. После окончания ремонта перечислена в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Гремиха (п.Островной) и использовалась
в торпедном варианте (в формуляре изменение номера проекта не указывалось);
1985 год - 1986 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе. В 1986 году на ПЛ выполнял задачи БП экипаж АПЛ К-54 (командир - Свириденко М.И.);
1986 год
В базе, во время погрузки боезапаса в кормовые ТА, был частично затоплен торпедный отсек, принято около 40 т забортной воды, залито электрооборудование отсека. Во многих источниках указывается дата происшествия - 22 мая, но, по воспоминаниям
членов экипажа, затопление произошло позже;
1986 год - 1987 год
После докового осмотра в Гремихе была поставлена в аварийный ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный. Однако ремонт был признан нецелесообразным;
1989 год 14 марта
Выведена из состава ВМФ. Передана в ОФИ;
1991 год февраль
Была отбуксирована на СРЗ-35 в пос.Роста (г.Мурманск) для выгрузки активной зоны и утилизации;
1991 год - 1992 год
Утилизирована на СРЗ-35 (пос.Роста, г.Мурманск). Сформирован многоотсечный блок (с реакторным отсеком) и поставлен на хранение;
1992 год август
Многоотсечный блок отбуксирован для временного хранения в ПВХ в губе Сайда;
1994 год 1 сентября (?)
Расформирован экипаж. Требует уточнения, возможно расформирование произошло в 1992 году.
2002 год январь
Многоотсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);
2004 год
На ФГУП "СРЗ "Нерпа" блок разделан до одноотсечной секции;
2006 год
Одноотсечная секция передана на стационарный ПДХ РО "Сайда" в губе Сайда, установлена на стапельное основание для длительного хранения.
Всего с момента постройки "К-16" совершила 10 автономных БС и прошла 208352 миль за 25770 ходовых часов.
командиры основного экипажа (в/ч 87119):
1. Митрофанов Ф.А. (04.1960-1963)
2. Журба В.В. (1963-09.1965)
3. Кошкин В.И. (1967?-1968-1969?)
4. Елисеев Н.С. (1969?-1970-1976)
5. Мусатов В.Ф. (1976-1983-1984?)
6. Фомин А.Д. (1984?-1985-1992)
командиры 185-го экипажа (в/ч 59091):
1. Чистяков Н.Б. (06.1960-10.1962)
2. Кошкин В.И. (1962?-1966-1967?)
3. Александров Э.С. (1967-04.1969)
командиры второго экипажа (в/ч 87119-А) и 254-го экипажа (в/ч .....):
1. Александров Э.С. (04.1969-1969)
2. Соловьев В.В. (1969?-1973-1974) после 1973 - 254-й экипаж АПЛ проекта 658М
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-16:
1. Свириденко М.И. (1986) командир АПЛ К-54
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Информация от Приходько Ю.П. и Бережнова Ю.А.
8. "Корабелы "Звездочки", выпуск №2, ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.
9. Перовский В.А. "Об утилизации без прикрас" (http://www.proatom.ru), 26.05.2008.
10. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
11. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
12. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.