Проект 667АМ «Навага-М» (NATO – “Yankee II”).
Модификаця проекта 667А.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модификации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: СРЗ "Звездочка" (1) |
||||||
1 |
421 |
04.11.1972 |
14.09.1976 |
26.12.1977 |
Мод. по проекту 667АМ |
4. История проекта:
Хотя все отечественные ПЛАРБ первого поколения оснащались исключительно жидкостными ракетами (что соответствовало реальному уровню советского ракетостроения), флот и специалисты промышленности прекрасно осознавали все эксплуатационные недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали высокой токсичностью и пожаро-взрывоопасностью. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок.
В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 г. Ленинградское КБ “Арсенал” приступило к разработке ракетного комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев. Работы велись по двум параллельным направлениям - созданию БР с двигателем на баллистных порохах, а также на более перспективном смесевом топливе. Недостатком первого варианта являлась необходимость использования громоздкой связки из четырех двигателей, что приводило к чрезмерному росту габаритов ракеты, а создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 50-60-х годов оказались еще “не по плечу” отечественному ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были прекращены.
Тем же правительственным постановлением ОКБ В.П. Макеева поручалось приступить к работам по новому твердотопливному “лодочному” комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку проекта 667А. При этом вся техническая документация, разработанная “арсенальцами” по программе Д-6, была передана в СКБ-385.
Ракета РТ-15М должна была иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БР “Поларис” А-1) и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик выдвинул требование резкого увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году она была вовсе прекращена из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требовании.
В то же время в КБ “Арсенал” продолжались работы над стратегическими ракетами наземного базирования, завершившиеся принятием на вооружение в 1972 г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный опыт по созданию двигателей на смесевом топливе позволил “Арсеналу” выйти с предложением о разработке для модернизированной ПЛАРБ проекта 667А твердотопливной ракеты, которую можно было бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27. При этом дальность пуска новой ракеты должна была в 1,5 раза превосходить дальность своей предшественницы, приближаясь к возможностям новейшей американской ракеты “Посейдон” С-3.
Предложение Ленинградцев получило поддержку, и в начале 70-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, “Арсенал” получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17). Новая БР со стартовой массой 26.840 кг имела дальность 4200 км. Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500 Кт.
Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 был присвоен индекс “667АМ” (шифр “Навага - M”). Он разрабатывался в ЛПМБ “Рубин” под руководством главного конструктора О.Я. Марголина (заместитель Е.А. Горигледжан). Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках проекта 667А оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.
Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ проекта 667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки.
Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течении одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.
Для переоборудования по проекту 667АМ была выделена подводная лодка К-140 - второй корабль проекта 667А. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе “Звездочка” в Северодвинске в 1972 году
Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 21 декабря 1976 г. из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого лодке пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77° северный широты стрелять по боевому полю “Кура” на Камчатке.
В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: “Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса... позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов”. Собственно, “накоплением опыта” все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде, так и не став прототипом для переоборудования других кораблей проекта 667А. Комплекс Д-11 в 1979 г. был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течении 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.
Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ МО об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл...
В 1969-1971 гг. в ЦКБ “Волна” под руководством С.М. Бавилина велись работы по созданию новой атомной подводной лодки с 16 ракетами Р-31, однако дальнейшего развития это направление не получило: в начале 70-х годов ВМФ, несмотря на очевидные эксплуатационные преимущества твердотопливных ракет, отдали предпочтение ПЛАРБ с более мощными и дальнобойными жидкостными межконтинентальными ракетами.
5.
Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 7760 тонн | |
подводное: | 9600 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная под ГТЗА: | 27,0 узлов | |
полная надводная под ГТЗА: | 13,0 (16,5?) узлов | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 320 метров | |
предельная: | 400 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 132 метра | |
ширина: | 11,6 метров | |
осадка средняя: | 8,0 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
400-мм носовые торпедные аппараты (?): | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 4х400-мм (?), 16х533-мм | |
баллистические ракеты Р-31 комплекса Д-11: | 12 | |
энергоустановка | ||
тип: | атомная | |
тип ППУ: | ОК-700 | |
количество х мощность реакторов, кВт: | 2 ВВР ВМ-2-4 х 90000 кВт | |
тип ПТУ: | ТЗА-635 | |
количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: | 2 х 20000 л.с. | |
количество х мощность АТГ, кВт.: | 2 х 3000 | |
количество х мощность ДГ, л.с.: | 2 х 460 | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 225 | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | свинцово-кислотная, 2 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 70 суток | |
экипаж: | 120 человек |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», ООО «Издательство Астрель»,
ООО «Издательство АСТ», 2002г.
- Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. «Подводные лодки», т.1, ч.1, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002г.
- Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург,
2004г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2024