Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 629М

Проект 629М (3 варианта)

Нереализованная модернизация ПЛ проекта 629.



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


1 и 2 вариант аналогичны проекту 629 с капсулой под 8-м отсеком



3. Состав проекта:


Не реализован.



4. История проекта:


В процессе интенсивного развития ракетно-космическои техники и атомной энергетики в 1950-х появилась необходимость создания малогабаритных и относительно маломощных АЭУ с различными принципами получения электроэнергии. Разработчики этих ЭУ в поиске возможных областей их применения предложили использовать малогабаритную одноконтурную капсульную АЭУ для повышения энерговооруженности построенных и строившихся ДЭПЛ.

В сентябре 1958 г. ЦКБ-16 получило приказ ГКС, выпущенный на основании постановления правительства №980-458 от 28.08.1958 г. о разработке эскизного проекта модернизации ДЭПЛ пр.629 путем установки на них специальных энергоустановок ТЭС-З (0-154). Исполняющим обязанности главного конструктора проекта начальник бюро Н.Н.Исанин назначил Я.Е. Евграфова, а вести проект поручили 3.Л. Mapмуру. Проект получил шифр 629М.

Менее чем через полгода (в установленный приказом срок — в марте 1959 г.) сокращенный эскизный проект был представлен. В разработанных материалах имелось три варианта корабля: вариант, предложенный постановлением — с установкой ТЭС-З, и два инициативных. Поскольку, как стало ясно из проработки заданного варианта, энергоустановка ТЭС-З имела номинальную мощность турбогенератора всего 600 кВт, причем более 15% этой мощности тратилось на нужды самой установки, остававшейся мощности едва хватало на подводный ход скоростью около трех узлов и вспомогательные нужды корабля.

Вместо установки ТЭС-З бюро рассмотрело возможность применения малогабаритной АЭУ, прорабатывавшейся в ОКБ ленинградского Кировского завода под шифром "0-153". Ее мощность превышала мощность ТЭС-3 в несколько раз и при соответствующем изменении состава гребного электрооборудования позволяла значительно увеличить скорость длительного подводною хода и соответственно дальность плавания ПЛ.

Оба варианта модернизации пр. 629 предусматривали навешивание энергокапсулы под кормовым (VIII) отсеком прочного корпуса, что значительно увеличивало осадку корабля, ухудшало гидродинамику корпуса и условия внутреннего размещения, а также значительно усложняло условия эксплуатации корабля.

Установки мыслились одноконтурными с кипящим реактором, при этом с целью уменьшения массы и объема защита капсулы была только теневой, что делало проблематичной любую постановку в док и создавало массу других, в т.ч. и экологических проблем.

С целью преодоления этих недостатков и проверки возможности получения корабля с более высокими ТТЭ третий вариант предусматривал размещение АЭУ "0-153" в прочном корпусе ПЛ (естественно, новой архитектуры — от пр. 629 оставалась только носовая часть).

В своем заключении ЦКБ-16 отрицательно отнеслось к дальнейшим работам над этим проектом. В это время коллектив бюро усиленно работал над эскизным проектом первой в мире сверхскоростной титановой АПЛ пр. 661. ведущим конструктором которой был тот же З.Л. Мармур, и все понимали, что строить новую лодку с "малогабаритной" АЭУ не имеет смысла, как не имеет смысла и создание корабля с гибридной ЭУ.

По результатам рассмотрения представленных материалов было сделано заключение о нецелесообразности дальнейших работ по пр. 629M.


5. Схема проекта:


? Нет данных


6. Тактико-технические данные проекта:


? Нет данных


7. Источники:


- "История отечественного судостроения", т.5, Санкт-Петербург, 1996г.
- Военно-технический альманах "Тайфун", №3, 2002г.
- Submarine 1945-1991 (http://target.vif2.ru/bmc/pl3.htm).


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016