Проект 653.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта: не реализован
4. История проекта:
Вслед за опытной атомной подводной лодкой проекта П-627А, оснащенной одной стратегической крылатой ракетой большой дальности П-20, разрабатываемой под руководством С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением Совета Министров 17 августа 1956г., в СКБ-143 летом 1958 г. началось проектирование ракетной подводной лодки проекта 653, несущей не одну, а две крылатые КР комплекса «П-20», которые размещались в ракетных контейнерах параллельно ДП в развитой по высоте и ширине надстройке, которая в нос от контейнеров переходила в ограждение рубки. Лодка имела конструкцию, близкую конструкции АПЛ проекта П-627А. Два контейнера с ракетами располагались горизонтально непосредственно за ограждением выдвижных устройств рубки. Ракетные контейнеры на этой АПЛ были столь же крупногабаритными, что и на АПЛ проекта П-627А. Это обусловило весьма большой объем проницаемых частей (2600 м3) на ПЛАРК проекта 653. Для обеспечения остойчивости спроектированной ПЛ ее наибольшая ширина была увеличена на три метра против ширины ПЛ проекта П-627А. Был также увеличен наибольший диаметр ПК, что позволило уменьшить длину ПЛАРК проекта 653 по сравнению с длинной ПЛАРК проекта П-627А и за счет этого, а также улучшенных кормовых обводов наружного корпуса, получить при увеличенном водоизмещении корабля, такую же скорость полного подводного хода, что и у ПЛ проекта П-627А. Помимо увеличенного числа КР, ПЛАРК проекта 653 отличалась от ПЛАРК проекта П-627А применением для ПК более высокопрочной стали, паропроизводящей установки с усовершенствованным ядерным реактором, серебряно-цинковой АБ вместо свинцово-кислотной и др. Запуск КР с ПЛАРК в проекте 653 предусматривалось осуществлять таким же образом, как и с опытной АПЛ. При этом расчетное время нахождения ПЛ в надводном положении при старте двух ракет составляло 10 мин.
Надо отметить, что конструкторам пришлось осуществить большое число проработок, направленных на снижение размеров и массы контейнеров, а также на оптимизацию условий хранения и пуска ракет. В частности, рассматривались варианты изготовления контейнеров из титановых или маломагнитных сплавов, старта ракет прямо из контейнеров и их хранение в нейтральной газовой среде.
Особый интерес представляет энергетическая установка корабля. Ее ППУ ВМ-1М являлась модернизированной версией установки ВМ-А. В отличие от прототипа она была оснащена системой автономного расхолаживания с теплообменником и специальным электрическим насосом, более совершенными и надежными ЦНПК, новой системой компенсации утечек в газовой системе (при помощи подпиточных насосов), автоматическим управлением компрессором системы вакуумирования и бесконтактной СУЗ. Для снижения содержания кислорода и хлоридов во втором контуре (чье присутствие приводило к течи ПГ) его оснастили ионообменными фильтрами. Конструктивные решения, которые планировали реализовать в установке ВМ-1М, впоследствии использовали в АЭУ АПЛ второго поколения.
Торпедное вооружение корабля должно было включать в себя четыре 533-мм и четыре малогабаритных 400-мм ТА. Причем все они располагались в носовом отсеке: 533-мм ТА в его верхней части параллельно ДП корабля в два ряда, а 400-мм ТА – в его нижней части под углом 4° к ДП, также в два ряда. Погрузка и выгрузка боезапаса могла осуществляться через ТА с использованием специальных выдвижных балок с лотками, убирающихся под обечайку легкого корпуса. Один из вариантов эскизного проекта предусматривал вооружение из шести 533-мм и четырех 400-мм ТА.
Разработка эскизного проекта АПЛ была завершена в первом квартале 1959 г. После его рассмотрения 11 июля 1959 г. Главком ВМФ и председатель Государственного комитета по судостроению (ГКО приняли совместное решение, в котором признавались возможными некоторые отступления от требований ТТЗ. К ним относились установка навигационного комплекса «Сила-Н-653» (вместо комплекса «Сокол-Н-653»), использование для изготовления ракетных контейнеров стали АК-29 (вместо маломагнитной стали) и увеличение времени пополнения запасов ВВД (с 10 до 12 часов). Вместе с тем, признавалось нецелесообразным увеличение 533-мм ТА до шести единиц, замену предусмотренных ТТЗ 533-мм двумя 650-мм ТА, увеличение вылета выдвижных устройств до 7 м (вместо 5 м), сокращение времени срочного всплытия до 60 с и обеспечение погружения (или всплытия) и плавания под водой с двумя затопленными контейнерами.
Планировалось построить 18 серийных ПЛАРК проекта 653. Начать строительство ПЛАРК проекта 653 предполагалось в 1959г. Первые рабочие чертежи нового атомохода были направлены на завод № 402 в Северодвинск в декабре 1958г., однако к постройке головного корабля предприятие так и не приступило: в 1960 г. было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что привело и к прекращению всех работ над носителями этой КР.
Разработка проектов П-627А и 653 показала техническую возможность создания подводных носителей стратегических КР, однако из-за весьма больших габаритов ракет и контейнеров для их размещения, а также из-за отсутствия контейнерного старта вооружение АПЛ КР комплекса «П-20» было признано
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 5250 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная под ГТЗА: | 22-24 узлов | |
полная надводная под ГТЗА: | 14-15 узлов | |
подводная под ГЭД: | 5-6 узлов | |
дальность плавания | ||
глубина погружения | ||
предельная: | 400 метров | |
рабочая: | 320 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 97,5 метров | |
ширина: | 12,2 метра | |
осадка средняя: | 7,8 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
стратегические КР П-20: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 4 | |
400-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 12 | |
энергоустановка | ||
тип: | атомная | |
тип ППУ: | ВВР ВМ-1М | |
количество х мощность реакторов, кВт: | 2 х 70000 кВт | |
тип ПТУ: | ГТЗА-601 | |
количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: | 2 х 17500 л.с. | |
количество х мощность ТГ, кВт.: | 2 х 1400 (типа ГПМ-21) - предположительно | |
количество х мощность ДГ, л.с.: | 2 х 460 (типа М-820) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 450 (типа ПГ-116) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | серебрянно-цинковая 55-СЦ, 2 х 152 | |
обитаемость | ||
автономность: | 80 суток | |
экипаж: | 101 человек |
7. Источники:
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг.", т.1. Первое поколение АПЛ, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2015