Проект П-627А.
Модификация проекта 627А.
1. Количество подводных лодок проекта: 1 (недостроена)
2.Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№402) (1) |
||||||
1 |
282 |
1957 |
не спускалась |
не вводилась |
05.1960 - прекращено строительство по проекту П-627А,
начато переоборудование по проекту ПТ-627А |
4. История проекта:
Внедрение атомной энергетики на ПЛ обеспечило практическую возможность создания кораблей с неограниченной подводной дальностью, высокой скоростью хода и позволило рассматривать АПЛ в качестве эффективных носителей ракетно-ядерного оружия, предназначенного для поражения объектов на побережье и в глубине территории противника, расположенных в удаленных районах.
В обеспечение решения этой задачи проектант первой отечественной АПЛ проекта 627 - СКБ-143 приступило в 1956 г. к разработке проекта П-627А опытной АПЛ, вооруженной стратегическим С-С (КР с 1959 г.) комплекса «П-20» с ядерным зарядом, разрабатываемыми в ОКБ-240 С. В. Ильюшина. Технический проект лодки П-627А был выполнен СКБ-143 к концу 1957 г. и в начале 1958 г. началась разработка рабочих чертежей. Первоначально работы велись под руководством главного конструктора В. Н. Перегудова. В 1959 г. главным конструктором по проекту П-627А был назначен начальник проектного отдела СКБ-143 Г. Я. Светлов.
Ориентация при выборе состава ракетного вооружения на КР, а не на БР была обусловлена лучшими ТТХ, которыми должны были обладать КР комплекса «П-20» в сравнении с характеристиками, находившихся на вооружении и создаваемых в то время БР для ПЛ. Так, имея одинаковый с БР надводный старт, КР «П-20» должны были обладать существенно большей дальнобойностью при сверхзвуковой скорости полета, а также высокой точностью стрельбы за счет применения астрокоррекции в системе наведения. Кроме того, для затруднения обнаружения КР средствами ПРО и ПВО противника, ее полет на конечном участке мог проходить на сравнительно малых высотах с маневрированием по заданной программе.
Стратегическая КР средней дальности комплекса «П-20» имела следующие проектные характеристики: Наибольшая длина - 21,0м, наибольший диаметр корпуса - 2,0м, размах крыла - 7,25м, стартовая масса – 30т, скорость полета - 3200-3500км/ч, высота полета маршевая - 24-30 км; число и тип двигателей: стартовый ускоритель - 2 пороховые ракеты, маршевый - 1 ПВРД; боевая часть: тип - термоядерная 1-3 Мт, масса - 3000кг, бортовая система управления - ИНС с астрокоррекцией.
Согласно проекту П-627А, одна КР «П-20» размещалась на опытной АПЛ в прочном горизонтальном контейнере диаметром 4,6 м и длиной 25 м, расположенном на палубе надстройки за ограждением рубки.
Ракетная АПЛ отличалась по основньм ТТХ от торпедной АПЛ проекта 627А, что было обусловлено необходимостью размещения на ПЛАРК высоко расположенного, с большой массой и габаритами ракетного комплекса с обслуживающем его оборудованием и увеличения в связи с этим, кроме водоизмещения, ширины ПЛ и массы твердого балласта для обеспечения надводной остойчивости корабля. При этом наибольшая ширина ПЛАРК увеличилась с 7,9 до 9,2 м, а нормальное водоизмещение возросло на 900 т.
Запуск КР комплекса «П-20» предусматривалось осуществлять со стартового устройства - подъемного лафета, расположенного кормовее ракетного контейнера. В походном положении КР со сложенными консолями крыла находилась в контейнере на специальной тележке. Перед стартом, после открывания прочной крышки контейнера КР выкатывалась, подавалась на подъемный лафет и закреплялась на нем, после чего лафет с КР поднимался на стартовый угол 16°.
Пуск КР должен был производиться с
помощью двух стартовых пороховых ускорителей, расположенных под консолями
высоко расположенного крыла ракеты. Стартовые ускорители разгоняли КР до
скорости, обеспечивающей устойчивую работу маршевого ПВРД. Полет ракеты под
маршевым двигателем должен был происходить на большой высоте (до 30 км). После
старта КР лафет переводился в горизонтальное положение и вместе с тележкой
вкатывался в ракетный контейнер. Все операции предстартовой подготовки были
механизированы и автоматизированы и выполнялись с помощью дистанционно
управляемых приводов. При этом расчетное время нахождения ПЛАРК в надводном
положении составляло ок. 6,5 мин.
Кроме ракетного вооружения, лодка
оснащалась четырьмя 533-мм и двумя 400-мм торпедными аппаратами (боекомплект
соответственно четыре и шесть торпед). Предполагалось, что постройка лодки П-627А, которая рассматривалась как
опытная, будет вестись в Северодвинске.
После окончания технического проекта
П-627А с началом выпуска рабочей
документации завод №402 в 1957 г. приступил к постройке опытной ПЛАРК, которую
намечалось сдать флоту в 1960 г.
В задачу ПЛАРК проекта П-627А
входила отработка в корабельных условиях КР комплекса «П-20». Серийными
подводными носителями этих ракет должны были стать ПЛАРК проекта 653.
Решение об их проектировании было принято в конце 1958 г. с тем, чтобы головную
ПЛ серии из 18 кораблей сдать ВМФ в 1962 г.
Разработка проектов П-627А и 653 показала техническую возможность создания подводных носителей стратегических КР, однако из-за весьма больших габаритов ракет и контейнеров для их размещения, а также из-за отсутствия контейнерного старта вооружение АПЛ КР комплекса «П-20» было признано нецелесообразным. В качестве стратегического оружия ПЛ стали использоваться БР, быстрое развитие которых в 60-е годы позволило создать многоракетные РПКСН с подводным стартом ракет. В феврале 1960 г. было принято решение о прекращении работ по комплексу «П-20», а в мае того же года - о прекращении постройки ПЛАРК проекта П-627А и разработки проекта 653. В то же время было решено переоборудовать строившуюся ракетную АПЛ проекта П-627А в опытную АПЛ проекта ПТ-627А с торпедным вооружением калибра 650-мм. Но в итоге механизмы и оборудование, предназначенные для АПЛ проектов П-627А и ПТ-627А, были использованы при постройке серийных торпедных АПЛ проекта 627А (К-50).
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение нормальное - ок. 4000 т
скорость в
надводном положении - 14-15 узлов
в подводном положении -
23-25,5 узла
глубина погружения - 285 м.
длина - 110,2 м.
ширина - 9,2 м.
осадка - 6,3 м.
автономность - 50-60 суток.
экипаж
- 90 человек.
энергетическая установка:
-тип -
атомная
-
паропроизводящая установка:
- тип
ядерных реакторов -
ВВР ВМ-А
- число х
N ядерных реакторов -
2х70 мВт
- паротурбинная установка:
- тип - ГТЗА-601
- тип турбогенераторов - ГПМ-21 с приводом от
ГТЗА
- число х N турбогенераторов - 2
х 1400 кВт
- число гребных валов - 2
-тип движителей -
6-ти лопастный ГВ
-тип АБ -
свинцово-кислотная 38СМ
- число групп АБ х элементов в
группе - 2х112
резервные средства движения:
-тип -
ГЭД ПГ-116 на линии вала
- число х мощность ГЭД, л.с. - 2х140
вооружение:
- ракетное:
- тип ракетного комплекса - «П-20»
- боекомплект КР - 1
- расположение КР на ПЛ - в стац. прочном контейнере
- вид старта -
надводный, с подъемного лафета
- тип системы управления
стрельбой - «Сокол-П»
- торпедное:
- число х калибр носовых ТА, мм - 4х533 и 2х400
- боезапас х калибр торпед, мм - 4х533 и 6х400
- тип системы управления
стрельбой - «Ленинград-653»
средства навигации, наблюдения и
связи:
- тип НК -
«Сила-Н-б27А»
- тип ГАС:
- ГЛС-ШПС - «Арктика-М»
- ШПС - МГ-10
- ЗПС - МГ-15 («Свет-М»)
- ОГС
- тип РЛС:
- кругового обзора - «Альбатрос»
- СОРС - «Накат»
7. Источники:
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Санкт-Петербург, 2000г.
- "История отечественного судостроения", т.5., Санкт-Петербург, 1996г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023