Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект П-627А

Проект П-627А.


Модификация проекта 627А.



1. Количество подводных лодок проекта: 1 (недостроена)


2.Изображение проекта:


Подводная лодка проекта П-627А



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№402) (1)

1

К-50

282

1957

не спускалась

не вводилась

05.1960 - прекращено строительство по проекту П-627А, начато переоборудование по проекту ПТ-627А
1961 - прекращено строительство по проекту ПТ-627А, задел использован для строительства ПЛ зав.№ 291 проекта 627А



4. История проекта:


Внедрение атомной энергетики на ПЛ обеспечило практическую возможность создания кораблей с неограниченной подводной дальностью, высокой скоростью хода и позволило рассматривать АПЛ в качестве эффективных носителей ракетно-ядерного оружия, предназначенного для поражения объектов на побережье и в глубине территории противника, расположенных в удаленных районах.

В обеспечение решения этой задачи проектант первой отечественной АПЛ проекта 627 - СКБ-143 приступило в 1956 г. к разработке проекта П-627А опытной АПЛ, вооруженной стратегическим С-С (КР с 1959 г.) комплекса «П-20» с ядерным зарядом, разрабатываемыми в ОКБ-240 С. В. Ильюшина. Технический проект лодки П-627А был выполнен СКБ-143 к концу 1957 г. и в начале 1958 г. началась разработка рабочих чертежей. Первоначально работы велись под руковод­ством главного конструктора В. Н. Перегудова. В 1959 г. главным конструктором по проекту П-627А был назначен начальник проектного отдела СКБ-143 Г. Я. Светлов.

Ориентация при выборе состава ракетного вооружения на КР, а не на БР была обусловлена лучшими ТТХ, которыми должны были обладать КР комплекса «П-20» в сравнении с характеристиками, находившихся на вооружении и создаваемых в то время БР для ПЛ. Так, имея одинаковый с БР надводный старт, КР «П-20» должны были обладать существенно большей дальнобойностью при сверхзвуковой скорости полета, а также высокой точностью стрельбы за счет применения астрокоррекции в системе наведения. Кроме того, для затруднения обнаружения КР средствами ПРО и ПВО противника, ее полет на конечном участке мог проходить на сравнительно малых высотах с маневрированием по заданной программе.

Стратегическая КР средней дальности комплекса «П-20» имела следую­щие проектные характеристики: Наибольшая длина - 21,0м, наибольший диаметр корпуса - 2,0м, размах крыла - 7,25м, стартовая масса – 30т, скорость полета -  3200-3500км/ч, высота полета маршевая -  24-30 км; число и тип двигателей: стартовый ускоритель - 2 пороховые ракеты,  маршевый - 1 ПВРД; боевая часть: тип - термоядерная 1-3 Мт, масса - 3000кг, бортовая система управления - ИНС с астрокоррекцией.

Согласно проекту П-627А, одна КР «П-20» размещалась на опытной АПЛ в прочном горизонтальном контейнере диаметром 4,6 м и длиной 25 м, располо­женном на палубе надстройки за ограждением рубки.

Ракетная АПЛ отличалась по основньм ТТХ от торпедной АПЛ проекта 627А, что было обусловлено необходимостью размещения на ПЛАРК высоко расположенного, с большой массой и габаритами ракетного комплекса с обслуживающем его оборудованием и увеличения в связи с этим, кроме водоизмещения, ширины ПЛ и массы твердого балласта для обеспечения надводной остойчивости корабля. При этом наибольшая ширина ПЛАРК увеличилась с 7,9 до 9,2 м, а нормальное водоизмещение возросло на 900 т.

Запуск КР комплекса «П-20» предусматривалось осуществлять со стартового устройства - подъемного лафета, расположенного кормовее ракетного контейнера. В походном положении КР со сложенными консолями крыла находилась в контейнере на специальной тележке. Перед стартом, после открывания прочной крышки контейнера КР выкатывалась, подавалась на подъемный лафет и закреплялась на нем, пос­ле чего лафет с КР поднимался на стартовый угол 16°.

Пуск КР должен был производиться с помощью двух стартовых пороховых ускорителей, располо­женных под консолями высоко расположенного кры­ла ракеты. Стартовые ускорители разгоняли КР до скорости, обеспечивающей устойчивую работу мар­шевого ПВРД. Полет ракеты под маршевым двигате­лем должен был происходить на большой высоте (до 30 км). После старта КР лафет переводился в гори­зонтальное положение и вместе с тележкой вкаты­вался в ракетный контейнер. Все операции предстартовой подготовки были механизированы и автома­тизированы и выполнялись с помощью дистанцион­но управляемых приводов. При этом расчетное вре­мя нахождения ПЛАРК в надводном положении со­ставляло ок. 6,5 мин.

Кроме ракетного вооружения, лодка оснащалась четырьмя 533-мм и двумя 400-мм торпедными аппаратами (боекомп­лект соответственно четыре и шесть торпед). Предполага­лось, что постройка лодки П-627А, которая рассматрива­лась как опытная, будет вестись в Северодвинске.

После окончания технического проекта П-627А с началом выпуска рабочей документации завод №402 в 1957 г. приступил к постройке опытной ПЛАРК, которую намечалось сдать флоту в 1960 г.

В задачу ПЛАРК проекта П-627А входила от­работка в корабельных условиях КР комплекса «П-20». Серийными подводными носителями этих ракет дол­жны были стать ПЛАРК проекта 653. Решение об их проектировании было принято в конце 1958 г. с тем, чтобы головную ПЛ серии из 18 кораблей сдать ВМФ в 1962 г.

Разработка проектов П-627А и 653 показала техническую возможность создания подводных но­сителей стратегических КР, однако из-за весьма боль­ших габаритов ракет и контейнеров для их размеще­ния, а также из-за отсутствия контейнерного старта вооружение АПЛ КР комплекса «П-20» было призна­но нецелесообразным. В качестве стратегического оружия ПЛ стали использоваться БР, быстрое разви­тие которых в 60-е годы позволило создать многора­кетные РПКСН с подводным стартом ракет. В февра­ле 1960 г. было принято решение о прекращении работ по комплексу «П-20», а в мае того же года - о прекращении постройки ПЛАРК проекта П-627А и разработки проекта 653. В то же время было ре­шено переоборудовать строившуюся ракетную АПЛ проекта П-627А в опытную АПЛ проекта ПТ-627А с торпедным вооружением калибра 650-мм. Но в итоге механизмы и оборудование, предназначенные для АПЛ проектов П-627А и ПТ-627А, были использованы при постройке серийных торпедных АПЛ проекта 627А (К-50).


5. Схема проекта:


Подводная лодка проекта П-627А


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение           нормальное                             -   ок. 4000 т

скорость                      в надводном положении          -   14-15 узлов

в подводном положении          -   23-25,5 узла

глубина погружения                                                    -   285 м.

длина                                                                         -   110,2 м.

ширина                                                                       -   9,2 м.

осадка                                                                        -   6,3 м.

автономность                                                              -   50-60 суток.

экипаж                                                                        -   90 человек.

энергетическая установка:      

-тип                                                                 - атомная

- паропроизводящая установка:          

- тип ядерных реакторов                      - ВВР ВМ-А

- число х N ядерных реакторов            - 2х70 мВт

- паротурбинная установка:     

- тип                                                    - ГТЗА-601

- тип турбогенераторов                        - ГПМ-21 с приводом от ГТЗА

- число х N турбогенераторов              - 2 х 1400 кВт

- число гребных валов                         - 2

-тип движителей                                              - 6-ти лопастный ГВ

-тип АБ                                                            - свинцово-кислотная 38СМ

- число групп АБ х элементов в группе            - 2х112

резервные средства движения:          

-тип                                                                 - ГЭД ПГ-116 на линии вала

- число х мощность ГЭД, л.с.                          - 2х140

вооружение:    

- ракетное:      

- тип ракетного комплекса                    - «П-20»

- боекомплект КР                                 - 1

- расположение КР на ПЛ                    - в стац. прочном контейнере

- вид старта                                         - надводный, с подъемного лафета

- тип системы управления стрельбой   - «Сокол-П»

- торпедное:    

- число х калибр носовых ТА, мм         - 4х533 и 2х400

- боезапас х калибр торпед, мм           - 4х533 и 6х400

- тип системы управления стрельбой   - «Ленинград-653»

средства навигации, наблюдения и связи:      

- тип НК                                                           - «Сила-Н-б27А»

- тип ГАС:        

- ГЛС-ШПС                                          - «Арктика-М»

- ШПС                                                 - МГ-10

- ЗПС                                                  - МГ-15 («Свет-М»)

- ОГС  

- тип РЛС:       

- кругового обзора                               - «Альбатрос»

- СОРС                                               - «Накат»


7. Источники:


- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Санкт-Петербург, 2000г.
- "История отечественного судостроения", т.5., Санкт-Петербург, 1996г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023