Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 693

Проект 693 (три варианта аванпроекта).



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


Проект 693




3. Состав проекта:


Не реализован



>4. История проекта:


Подводные лодки с глубиной погружения 1000-1500 м могут в наиболее полной мере использовать такие гидрологические особенности района боевых действий, как звуковой канал, зоны тени, слои скачков в распространении звуковых волн. С целью оптимального их использования в защите подводной лодки, обеспечения наилучших условий работы собственных гидроакустических станций по обнаружению целей были развернуты обширные исследования гидрологических условий морей и океанов. Было установлено, в частности, что дальность обнаружения подводной лодки, находящейся в слое скачка, может уменьшаться в 2-4 раза по сравнению с дальностью при нахождении её в однородном слое. Проведенные СКБ-143 исследования показали, что для подводной лодки, имеющей глубину погружения 1000 м, противолодочные торпеды и глубинные бомбы с обычным зарядом не эффективны, а при большей глубине погружения лодка будет практически неуязвимой и от воздействия глубинных атомных бомб типа «Lulu» и «Betty».

После анализа имеющихся отечественных и зарубежных материалов по глубоководности и проведения предварительных проработок СКБ-143 в 1961 г. в инициативном порядке подготовило техническое задание на проектную проработку глубоководной подводной лодки, которая позволила бы выработать требование к подобного рода проектам, конкретизировать основные вопросы, с которыми придется встретиться при разработке проекта и постройке корабля.

Работу предполагалось вести в двух направлениях: создание боевой подводной лодки с торпедным вооружени­ем и глубиной погружения 1000-1200 м и создание экспе­риментальной подводной лодки с большей глубиной по­гружения. Упомянутые направления были рассмотрены и одобрены на заседании технического совета СКБ-143 30 мая 1961 г. и рекомендованы для включения в план проектно-поисковых работ СКБ-143 на период 1962-1963 гг.

1-е Управление ГКС, рассмотрев техническое задание, сочло нецелесообразным утверждать на данной стадии задание в предполагаемом СКБ-143 объеме и поручило СКБ-143 не по­зднее февраля 1962 г. выполнить предэскизную проработку боевой глубоководной АПЛ с торпедным вооружением.

При проработках глубоководной подводной лодки был использован опыт проектирования АПЛ проектов 705 и 671. Ос­новным вопросом создания такой подводной лодки явил­ся выбор материала для изготовления прочного корпуса. При этом учитывались следующие факторы: возможность создания и освоения промышленностью материала в бли­жайшее время, удельная масса прочного корпуса на один кубический метр объема, стоимость. Среди возможных материалов для этой цели рассматривались: сталь, титан, алю­миний, армированный стеклопластик, бериллий. Из них были выбраны сравнительно хорошо известные по опыту предыдущего проектирования материалы: титановый сплав и сталь. Возможность использования других материалов рас­сматривалась в СКБ-143, однако в то время СКБ-143 не распо­лагало достаточными данными для проработки конструктив­ных элементов прочного корпуса из этих материалов.

Проработки конструкции корпуса показали, что корпус из титанового сплава будет легче стального корпуса при­мерно на 15-20%. Однако ввиду нереальности создания ти­танового сплава требуемой прочности и толщины листо­вого проката в ближайшие годы для корпуса АПЛ была принята высокопрочная сталь.

В проработке проекта был проведен углубленный по­иск новых решений по комплексу торпедного оружия. Рас­сматривались различные варианты размещения ТА и ан­тенн гидроакустических станций. Наиболее оптимальным расположением ТА для рассматриваемой лодки было при­знано размещение их вне прочного корпуса. Усилия кон­структоров сосредоточились в данном вопросе на поиске рациональных конструкций забортных пусковых устано­вок и размещении необходимого количества боезапаса.

Прорабатывалась также возможность использования в АППУ реактора с ЖМТ в I контуре, обеспечивающего мощ­ность на гребном валу 10 тыс. л.с. Создание оборудования АППУ в связи с увеличением глубины погружения принци­пиальных трудностей не вызывало. Что же касается ПТУ, то основной проблемой становилась разработка системы охлаж­дения конденсатора, эжекторов и маслоохладителей. По результатам исследований была предложена двухконтурная система охлаждения механизмов ГТЗА, в которой необходи­мый теплосъём обеспечивался пресной водой, охлаждаемой в вынесенном за прочный корпус самопроточном холо­дильнике. Однако такая схема требовала проведения больших исследовательских работ, осуществить которые в объёме предэскизного проекта не представлялось возможным, поэтому ос­тановились на обычной одноконтурной системе охлаждения с учетом резко увеличенного давления забортной воды.

В предэскизной проработке глубоководной АПЛ был определен состав РЭВ и оборудования, рассмотрены воп­росы автоматизации, обитаемости корабля, выполнены расчетные и конструкторские работы по судовым систе­мам и устройствам, проведена оценка ходкости и управ­ляемости корабля, рассмотрены все основные вопросы, обычно затрагиваемые при разработке проекта.

На основании предэскизной проработки специалисты СКБ-143 сделали заключение, что создание глубоковод­ной АПЛ является актуальной и своевременной задачей.

СКБ-143 также высказало своё мнение о возможности со­здания в ближайшие 3-5 лет проекта лодки с глубиной по­гружения 1000-1200 м, водоизмещением порядка 2000-3000 м3 и скоростью 20-24 уз, однако для успешного ре­шения данной задачи необходимо провести комплекс НИОКР по представленным в проработке вопросам. Про­работка проекта была завершена в феврале 1962 г. Большой личный творческий вклад в нее внесли В.И.Баранцев, В.Н.Пялов, И.М.Бороденков и Б.Ф.Дронов.

Кроме предэскизной проработки глубоководной бое­вой АПЛ СКБ-143 также выполнило проработку ПА с глу­биной погружения около 1500 м и уже в сентябре 1962 г. пред­ставило в Главк все необходимые материалы. Работы по глубоководной тематике продолжались в СКБ-143 и в следу­ющем 1963 г. Об их результатах было доложено на заседа­нии президиума НТС Госкомитета по судостроению.

В соответствии с решением ГКС материалы проработок были направлены в ЦКБ-18, которое было назначено коор­динирующей организацией по глубоководной тематике.

Дальнейшее продвижение работ по проекту было оп­ределено постановлением правительства (приказ предсе­дателя ГКС от 25 августа 1964 г.) о плане проектирования кораблей на 1964-1973 гг. В частности, им предусматри­валось по АПЛ проекта 693 утвердить в 1965 г. ТТЗ на проекти­рование подводной лодки со специальной ЭУ малой мощности, а в 1965 г. разработать её эскизный проект.

Что касается глубоководности, то она для ПЛ проекта 693 не указывалась. Вероятно, здесь оказали влияние намечаемые в ЦКБ-18 работы по теме «Плавник» - боевой глубоковод­ной подводной лодке.

В процессе проведения работ, заданных постановлением и приказом ГКС, первое Главное управление МСП неожи­данно предложило СКБ-143 выполнить предэскизную про­работку проекта по следующим основным требованиям: нор­мальное водоизмещение - около 2000 м3, полная подводная скорость — не менее 25 уз, состав вооружения и оборудова­ния - аналогичный применяемому на подводных лодках проектах 705, 671, 670 и 667А. Стоимость постройки серийных АПЛ проекта 693 должна быть на уровне стоимости постройки серий­ных АПЛ проекта 627А. Для определения элементов подводной лодки было выполнено несколько вариантов проработок.

Вариант I — на базе оборудования АПЛ проекта 627А, 645 и 671. АЭУ - такая же, как у АПЛ проекта 627А, в составе одного реактора, одной главной линии гребного вала с ГТЗА, двумя АТГ, как у АПЛ проекта 645. Аналогично АПЛ проекта 671 было при­нято гидроакустическое вооружение, комплекс торпедного вооружения, вспомогательный движительный комплекс, ко­личество отсеков. Поперечные переборки, ограничивающие отсеки, — плоские, рассчитанные на двухстороннее гидрав­лическое давление 10 кгс/см2. Нормальное водоизмещение - 2600 м3, мощность ПТУ - 15 тыс. л.с., глубина погруже­ния - 300 м, скорость - около 27,5 уз.

Вариант II — с учетом разработки новой АЭУ с ВВРД и одной паровой турбины мощностью 15 тыс. л.с. Все вспо­могательные механизмы и электрооборудование, включая ТГ переменного тока частотой 400 Гц, средства навигации, связи, гидроакустики, радиолокации, торпедное вооруже­ние, резервные источники электроэнергии — те же, что на АПЛ проекта 705. В качестве материала для корпуса принята сталь марки АК-29. Нормальное водоизмещение - 2400 м3, мощность ПТУ - 15 тыс. л.с., скорость лодки - около 28 уз.

Вариант III — с применением принципиально нового для подводного кораблестроения энергетического комплек­са — атомной централизованной турбогидравлической сис­темы (АЦТГС) с мощностью на валу 15 тыс. л.с. Комплекс был проработан в инициативном порядке специалистами энергетических подразделений СКБ-143. В итоге получено нор­мальное водоизмещение 2200 м3, мощность гребных гидро­генераторов 2 х 7,5 тыс. л.с., скорость лодки около 29 уз.

Для II и III вариантов были необходимы новые проект­ные разработки АППУ и ПТУ, а также систем автомати­ческого и дистанционного управления ими. Наиболее пол­но по стоимости постройки удовлетворял требованиям Главка вариант I. Однако технические возможности подводной лодки этого варианта, из-за использования уста­ревшего вооружения и оборудования, принятого по АПЛ проекта 627А, а также из-за недостаточной автоматизации, были существенно хуже, чем у других вариантов корабля. В свя­зи с этим СКБ-143 посчитало нецелесообразным рекомен­довать дальнейшее проектирование подводной лодки по этому варианту. По величине водоизмещения подводные лодки вариантов II и III приближаются к значению, ука­занному в требованиях Главка. Учитывая, что выполненная проработка является предэскизной, СКБ-143 посчитало воз­можным для включения в ТТЗ принять величину нормаль­ного водоизмещения 2200-2400 т, а полную расчетную под­водную скорость - около 29 уз при мощности ЭУ 15 тыс. л.с.

При выполнении задания Главка СКБ-143 проработало вариант АЛЛ с АЭУ мощностью 10 тыс. л.с. В этом случае имелась возможность получить водоизмещение уменьшен­ное примерно на 100 т для вариантов II и III, но при этом значительно (на 3,5 уз) снижалась полная подводная ско­рость, что было неприемлемо. СКБ-143 посчитало необходи­мым принять АЭУ мощностью 15 тыс. л.с., что позволяло по­лучить гарантированную скорость не менее 25 уз, и рекомен­довало дальнейшую разработку проекта АПЛ с АЭУ малой мощности вести на базе вариантов II и III. Для более тщатель­ной оценки элементов подводной лодки, выполненной на базе АЦТГС, необходимо было разработать два варианта эскизного проекта. По результатам рассмотрения эскизного проекта предполагалось окончательно выбрать тип главной ЭУ.

Проработка выполнялась под организационно-техни­ческим руководством главного конструктора А.К.Назаро­ва и его группы (Г.Н.Рожнов, И.М.Бороденков).

Результаты проработки предэскизного проекта, завершен­ного в декабре 1965 г., были рассмотрены в министерстве и представлены комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам. ВПК приняла к сведению зак­лючение МО, МСП и МСМ о том, что выполненные прора­ботки по опытной торпедной АПЛ проекта 693 с АЭУ малой мощ­ности показали невозможность создания относительно экономичной и простой АПЛ. Придавая важное значение вопросу создания малотоннажных глубоководных АПЛ, об­ладающих высокой боевой эффективностью в борьбе с атом­ными подводными ракетоносцами потенциального против­ника, ВПК своим решением от 8 февраля 1967 г. (приказ МСП от 22 февраля 1967 г.) одобрила предложение ведомств о даль­нейшей разработке опытной АПЛ проекта 693 водоизмещением около 1000 т с максимально достижимой глубиной погруже­ния. ВПК поручила МСП, в целях выявления оптимального по боевым и экономическим показателям варианта малой подводной лодки, разработку её вести на конкурсных нача­лах и предложила в IV квартале 1967 г. по ОТЗ Министерства обороны выполнить предэскизный проект этой подводной лодки (шифр темы — «Игла»). Одновременно ряду мини­стерств было поручено назначить, по согласованию с МСП, организации - разработчики основного оборудования для этого проекта. СКБ-143 приняло в них активное участие.

Разработка аванпроекта АПЛ проводилась в со­ответствии с приказом МСП от 29 сентября 1969 г. Главным кон­структором проекта был назначен В.И.Баранцев. Сложность проектирования глубоководной АПЛ усиливалась теми харак­терными особенностями, которыми она должна была обладать по сравнению с подводными лодками других проектов, и среди них такими, как увеличенная в несколько раз глубина погруже­ния, резко возросшее количество ТА, максимальная блочно-модульная компоновка оборудования и основного оружия. Осо­бого внимания требовали вопросы обеспечения надежной ра­боты оборудования, безопасности эксплуатации подводной лодки при увеличенной глубине погружения. Всё это требо­вало проведения обширных НИОКР, предусмотренных в ука­занном выше приказе МСП, директивном указании замес­тителя главкома ВМФ П.Г.Котова и заместителя министра И.С.Белоусова от 18 января 1971 г., а также в приказе МСП от 11 ноября 1971 г. В перечне исследовательских и опытных тем были предусмотрены и собственные ОКР СКБ-143: разра­ботка, изготовление и испытание на стендах верхних и ниж­них крышек входных люков из титанового сплава на давле­ние 150 кгс/см2, опытных клапанов вентиляции и кингсто­нов ЦГБ, опытной конструкции поперечной межотсечной переборки нового типа, опытных забортных ТА калибров 300, 533 и 650 мм, опытной импульсной насосной силовой установ­ки для ТА. В приказе предусматривалось комплексное проекти­рование ППУ и ПТУ перспективных блочных энергоустано­вок мощностью 40 и 25 тыс. л.с., разработка комплекса РЭВ, систем управления и контроля технических средств, БИУС, разработка титанового сплава, легковесного заполнителя междубор­тного пространства. К значительному объему исследований был привлечен ЦНИИ им. акад. АН.Крылова. СКБ-143 заключило около 40 договоров на конструкторские работы. В основном это были договоры на разработку эскизных проектов с изготовлением и испытаниями макетных образцов оборудования.

При создании аванпроекта были использованы проработ­ки, выполненные СКБ-143 ранее по АПЛ проекта 693, а также по теме «Игла». Решение технических задач, вытекающих из особен­ностей проекта, производилось в следующих основных направлениях. В связи с трудностями, возникшими при со­здании нового сплава на основе титана, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, по согласованию с в/ч 27177, выдало СКБ-143 новые рекомендации по расчетам прочности прочного кор­пуса. Они предусматривали комплекс мероприятий, позво­ляющих увеличить допускаемые напряжения в элементах корпуса и снизить запасы устойчивости отсеков в целом и концевых переборок в частности. С учетом этих рекоменда­ций по нормам прочности представилось возможным при сохранении относительной массы корпуса применить для его изготовления вновь разрабатываемый титановый сплав. Для установки на корабле максимально возможного количества ТА исходили из их забортного расположения.

В процессе проектирования подробно рассматривались вопросы, связанные с выбором АЭУ. Результаты анализа использования АЭУ различных типов были оформлены в отдельной объяснительной записке. Наибольший интерес представили моноблочные АППУ типа «Бета» с ВВРД, предложенные СКБК Балтийского завода.

Подробно рассматривались два варианта обеспечения надводной непотопляемости: вариант с соблюдением дей­ствующих требований ВМФ и прочностью поперечных пе­реборок корпуса согласно ТТЗ и вариант, в котором исклю­чаются из числа аварийно затопляемых отсеки, не имеющие в обшивке прочного корпуса отверстий, закрытых армату­рой, и трубопроводов, находящихся под забортным давле­нием. В последнем из указанных вариантов бортовая арма­тура локализуется в одном среднем отсеке-коффердаме. Был проведен тщательный поиск конструкторских решений, на­правленных на повышение живучести АПЛ. С этой целью были ликвидированы отверстия в прочном корпусе под ТА и под штоки рулей. Часть выдвижных устройств была предусмотрена заваливающейся конструкции, внутри прочного корпуса ис­ключены трубопроводы, находящиеся под забортным давле­нием. Была предусмотрена двухконтурная система охлажде­ния главного конденсатора ПТУ, а также проработан вари­ант с приёмом воды внутрь прочного корпуса и сливом её за борт через прочную уравнительную цистерну. Таким образом, создавались условия для исключения прямого поступления воды из-за борта в прочный корпус кроме района прочной уравнительной цистерны и коффердама.

Получил дальнейшее развитие в работах над аванпроектом блочно-модульный метод проектирования и постройки корабля. К основным функциональным блокам АППУ, ПТУ, оружия, ДГ (установленного в прочном цилиндре в надстрой­ке), всплывающей рубки, теплообменников ПТУ и другим — был добавлен блок-модуль, охватывающий три зональных блока — аккумуляторный, жилой и ГКП.

Выполненный аванпроект и развернутые ОКР подтвер­дили возможность создания глубоководной АПЛ проекта 693 с заданными ТТХ. По мнению СКБ-143, АПЛ проекта 693 должна была обладать высокой боевой эффективностью в реше­нии задачи борьбы с подводными лодками, в том числе и с новыми для того времени американскими АПЛ типа «Trident». Для разработки эскизного проекта СКБ-143 пред­ставило проект ТТЗ.

Работы по аванпроекту были завершены в июне 1974 г. Он был разработан в трех вариантах, отличающихся соста­вом и мощностью АЭУ и способами обеспечения надвод­ной непотопляемости.

Во всех предложенных вариантах АЛЛ были одновальные, двухкорпусные с кингстонными цистернами главного бал­ласта, корпусные конструкции - из титанового сплава, ав­тономный блок-модуль ДГ, располагался в прочном контей­нере вне прочного корпуса. Для обеспечения боевой и по­вседневной деятельности устанавливалось РЭВ, а также необходимые средства связи.

Вариант I - АЛЛ с АЭУ, обеспечивающей мощность на гребном валу около 43 тыс. л.с.

Вариант II - АЛЛ с АЭУ по варианту I, с плоскими пере­борками, рассчитанными на давление 10 кгс/см2, корпус раз­делен на три отсека. В первом отсеке размещался носовой ком­плексный блок-модуль, состоящий из трех зональных блоков, разделенных легкими поперечными переборками: аккумуля­торного, жилого и ГКП. Второй отсек — коффердам, в кото­ром локализованы все вводы труб в прочный корпус, вся бор­товая арматура, подъемно-мачтовые устройства и кабельные вводы за исключением кабелей гидроакустического комплек­са и комплекса торпедоракетного вооружения. Третий отсек — энергетический. Требования ВМФ по надводной непотоп­ляемости обеспечивались только при затоплении второго отсека. Ракетоторпедное вооружение аналогично варианту I.

Вариант III - был выполнен в соответствии с требования­ми ТЗ о разработке варианта АЛЛ водоизмещением около 3000 м3. По архитектурному типу и общему расположению аналогичен варианту II. Уменьшение водоизмещения АЛЛ в этом варианте аванпроекта (по сравнению с вариантом II), было получено за счет принятия АППУ типа «Бета-25» и ПТУ с мощностью на валу около 21 тыс. л.с., сокращения количе­ства боезапаса, изменения состава РЭВ и аппаратуры радио­связи, исключения фреоновой холодильной машины, якор­ного устройства, уменьшения числа спальных мест.

В разработке аванпроекта принимали участие главный кон­структор проекта В.И. Баранцев, его заместитель В.Н. Пялов и многие сотрудники различных специальностей, в том числе: А.С. Воробьева, Д.Д. Дворников, Б.Ф. Дронов, В.А. Лебедев, И.М. Федоров, В.П. Богданович, Б.С. Янченко, С.В. Болдаков, Н.Г. Ивакин, В.В. Юрин, В.Л. Апполонова, О.В. Белошапко, В.И. Панасюк, П.Ф. Бреус, В.В. Попов, Ю.Г. Руколайнен, И.В. Лукин, С.Н. Букин, С.П. Милькин, Б.А. Салтыков, Н.Д. Соколов, Л.Н. Ходаровская. Главным наблюдающим по проекту от в/ч 27177 был Н.В. Шалонов.

Дальнейшие работы по глубоководной АЛЛ были продолжены в рамках другой темы.

Необходимо отметить, что в период разработки аванпроекта АЛЛ проекта 693 в ЛПМБ «Рубин» разворачивались работы по созданию опытной глубоководной подводной лодки по теме «Плавник».


5. Схема проекта:


Проект 693


Укрупненная схема (63,8Кб)

Атомная подводная лодка проекта 693. Продольный разрез.

1 — гондола для гибкой гидроакустической антенны; 2 — кормовой отсек; 3 — турбинный отсек; 4 — реакторный отсек;

5 — отсек вспомогательного оборудования; 6 — кормовой отсек блок-вагона; 7 — всплывающая рубка;

8 — центральный пост в объеме блок-вагона; 9 — носовой отсек блок-вагона; 10 — основной прибор гидроакустической станции


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение                       3000 т (по варианту III).

мощность АЭУ                        43 тыс. л.с. (по варианту I), 21 тыс. л.с.(по варианту III)


7. Источники:


- Разлетов Б.К. «История СПМБМ «Малахит», т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- ЦКБ МТ «Рубин». Подводные лодки России. т.4, ч.1, Санкт-Петербург, 1996г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020