Проект 693 (три варианта аванпроекта).
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован
>4. История проекта:
Подводные лодки с глубиной погружения 1000-1500 м могут в наиболее полной мере использовать такие гидрологические особенности района боевых действий, как звуковой канал, зоны тени, слои скачков в распространении звуковых волн. С целью оптимального их использования в защите подводной лодки, обеспечения наилучших условий работы собственных гидроакустических станций по обнаружению целей были развернуты обширные исследования гидрологических условий морей и океанов. Было установлено, в частности, что дальность обнаружения подводной лодки, находящейся в слое скачка, может уменьшаться в 2-4 раза по сравнению с дальностью при нахождении её в однородном слое. Проведенные СКБ-143 исследования показали, что для подводной лодки, имеющей глубину погружения 1000 м, противолодочные торпеды и глубинные бомбы с обычным зарядом не эффективны, а при большей глубине погружения лодка будет практически неуязвимой и от воздействия глубинных атомных бомб типа «Lulu» и «Betty».
После анализа имеющихся отечественных и зарубежных материалов по глубоководности и проведения предварительных проработок СКБ-143 в 1961 г. в инициативном порядке подготовило техническое задание на проектную проработку глубоководной подводной лодки, которая позволила бы выработать требование к подобного рода проектам, конкретизировать основные вопросы, с которыми придется встретиться при разработке проекта и постройке корабля.
Работу предполагалось вести в двух
направлениях: создание боевой подводной лодки с торпедным вооружением и
глубиной погружения 1000-1200 м и создание экспериментальной подводной лодки с
большей глубиной погружения. Упомянутые направления были рассмотрены и одобрены
на заседании технического совета СКБ-143 30 мая 1961 г. и рекомендованы для
включения в план проектно-поисковых работ СКБ-143 на период 1962-1963 гг.
1-е Управление ГКС, рассмотрев
техническое задание, сочло нецелесообразным утверждать на данной стадии задание
в предполагаемом СКБ-143 объеме и поручило СКБ-143 не позднее февраля 1962 г.
выполнить предэскизную проработку боевой глубоководной АПЛ с торпедным
вооружением.
При проработках глубоководной
подводной лодки был использован опыт проектирования АПЛ проектов 705
и 671.
Основным вопросом создания такой подводной лодки явился выбор материала для
изготовления прочного корпуса. При этом учитывались следующие факторы:
возможность создания и освоения промышленностью материала в ближайшее время,
удельная масса прочного корпуса на один кубический метр объема, стоимость.
Среди возможных материалов для этой цели рассматривались: сталь, титан, алюминий,
армированный стеклопластик, бериллий. Из них были выбраны сравнительно хорошо
известные по опыту предыдущего проектирования материалы: титановый сплав и
сталь. Возможность использования других материалов рассматривалась в СКБ-143,
однако в то время СКБ-143 не располагало достаточными данными для проработки
конструктивных элементов прочного корпуса из этих материалов.
Проработки конструкции корпуса
показали, что корпус из титанового сплава будет легче стального корпуса примерно
на 15-20%. Однако ввиду нереальности создания титанового сплава требуемой
прочности и толщины листового проката в ближайшие годы для корпуса АПЛ была
принята высокопрочная сталь.
В проработке проекта был проведен
углубленный поиск новых решений по комплексу торпедного оружия. Рассматривались
различные варианты размещения ТА и антенн гидроакустических станций. Наиболее
оптимальным расположением ТА для рассматриваемой лодки было признано
размещение их вне прочного корпуса. Усилия конструкторов сосредоточились в
данном вопросе на поиске рациональных конструкций забортных пусковых установок
и размещении необходимого количества боезапаса.
Прорабатывалась также возможность
использования в АППУ реактора с ЖМТ в I контуре, обеспечивающего мощность на
гребном валу 10 тыс. л.с. Создание оборудования АППУ в связи с увеличением
глубины погружения принципиальных трудностей не вызывало. Что же касается ПТУ,
то основной проблемой становилась разработка системы охлаждения конденсатора,
эжекторов и маслоохладителей. По результатам исследований была предложена
двухконтурная система охлаждения механизмов ГТЗА, в которой необходимый
теплосъём обеспечивался пресной водой, охлаждаемой в вынесенном за прочный
корпус самопроточном холодильнике. Однако такая схема требовала проведения
больших исследовательских работ, осуществить которые в объёме предэскизного
проекта не представлялось возможным, поэтому остановились на обычной
одноконтурной системе охлаждения с учетом резко увеличенного давления забортной
воды.
В предэскизной проработке
глубоководной АПЛ был определен состав РЭВ и оборудования, рассмотрены вопросы
автоматизации, обитаемости корабля, выполнены расчетные и конструкторские
работы по судовым системам и устройствам, проведена оценка ходкости и управляемости
корабля, рассмотрены все основные вопросы, обычно затрагиваемые при разработке
проекта.
На основании предэскизной проработки
специалисты СКБ-143 сделали заключение, что создание глубоководной АПЛ
является актуальной и своевременной задачей.
СКБ-143 также высказало своё мнение
о возможности создания в ближайшие 3-5 лет проекта лодки с глубиной погружения
1000-1200 м, водоизмещением порядка 2000-3000 м3 и скоростью 20-24 уз, однако
для успешного решения данной задачи необходимо провести комплекс НИОКР по
представленным в проработке вопросам. Проработка проекта была завершена в
феврале 1962 г. Большой личный творческий вклад в нее внесли В.И.Баранцев, В.Н.Пялов,
И.М.Бороденков и Б.Ф.Дронов.
Кроме предэскизной проработки
глубоководной боевой АПЛ СКБ-143 также выполнило проработку ПА с глубиной
погружения около 1500 м и уже в сентябре 1962 г. представило в Главк все
необходимые материалы. Работы по глубоководной тематике продолжались в СКБ-143
и в следующем 1963 г. Об их результатах было доложено на заседании президиума
НТС Госкомитета по судостроению.
В соответствии с решением ГКС
материалы проработок были направлены в ЦКБ-18, которое было назначено координирующей
организацией по глубоководной тематике.
Дальнейшее продвижение работ по
проекту было определено постановлением правительства (приказ председателя ГКС
от 25 августа 1964 г.) о плане проектирования кораблей на 1964-1973 гг. В
частности, им предусматривалось по АПЛ проекта
693 утвердить в 1965 г. ТТЗ на проектирование подводной лодки со
специальной ЭУ малой мощности, а в 1965 г. разработать её эскизный проект.
Что касается глубоководности, то она
для ПЛ проекта 693 не указывалась.
Вероятно, здесь оказали влияние намечаемые в ЦКБ-18 работы по теме «Плавник» -
боевой глубоководной подводной лодке.
В процессе проведения работ,
заданных постановлением и приказом ГКС, первое Главное управление МСП неожиданно
предложило СКБ-143 выполнить предэскизную проработку проекта по следующим
основным требованиям: нормальное водоизмещение - около 2000 м3, полная подводная
скорость — не менее 25 уз, состав вооружения и оборудования - аналогичный
применяемому на подводных лодках проектах 705, 671, 670 и 667А. Стоимость постройки
серийных АПЛ проекта 693 должна быть
на уровне стоимости постройки серийных АПЛ проекта 627А. Для определения элементов
подводной лодки было выполнено несколько вариантов проработок.
Вариант I — на базе оборудования АПЛ
проекта 627А,
645
и 671.
АЭУ - такая же, как у АПЛ проекта 627А, в составе одного реактора, одной
главной линии гребного вала с ГТЗА, двумя АТГ, как у АПЛ проекта 645.
Аналогично АПЛ проекта 671 было принято гидроакустическое
вооружение, комплекс торпедного вооружения, вспомогательный движительный
комплекс, количество отсеков. Поперечные переборки, ограничивающие отсеки, —
плоские, рассчитанные на двухстороннее гидравлическое давление 10 кгс/см2.
Нормальное водоизмещение - 2600 м3, мощность ПТУ - 15 тыс. л.с., глубина
погружения - 300 м, скорость - около 27,5 уз.
Вариант II — с учетом разработки
новой АЭУ с ВВРД и одной паровой турбины мощностью 15 тыс. л.с. Все вспомогательные
механизмы и электрооборудование, включая ТГ переменного тока частотой 400 Гц,
средства навигации, связи, гидроакустики, радиолокации, торпедное вооружение,
резервные источники электроэнергии — те же, что на АПЛ проекта 705.
В качестве материала для корпуса принята сталь марки АК-29. Нормальное
водоизмещение - 2400 м3, мощность ПТУ - 15 тыс. л.с., скорость лодки - около 28
уз.
Вариант III — с применением
принципиально нового для подводного кораблестроения энергетического комплекса
— атомной централизованной турбогидравлической системы (АЦТГС) с мощностью на
валу 15 тыс. л.с. Комплекс был проработан в инициативном порядке специалистами энергетических
подразделений СКБ-143. В итоге получено нормальное водоизмещение 2200 м3,
мощность гребных гидрогенераторов 2 х 7,5 тыс. л.с., скорость лодки около 29
уз.
Для II и III вариантов были
необходимы новые проектные разработки АППУ и ПТУ, а также систем автоматического
и дистанционного управления ими. Наиболее полно по стоимости постройки
удовлетворял требованиям Главка вариант I. Однако технические возможности подводной
лодки этого варианта, из-за использования устаревшего вооружения и
оборудования, принятого по АПЛ проекта 627А, а также из-за недостаточной
автоматизации, были существенно хуже, чем у других вариантов корабля. В связи
с этим СКБ-143 посчитало нецелесообразным рекомендовать дальнейшее
проектирование подводной лодки по этому варианту. По величине водоизмещения
подводные лодки вариантов II и III приближаются к значению, указанному в
требованиях Главка. Учитывая, что выполненная проработка является предэскизной,
СКБ-143 посчитало возможным для включения в ТТЗ принять величину нормального
водоизмещения 2200-2400 т, а полную расчетную подводную скорость - около 29 уз
при мощности ЭУ 15 тыс. л.с.
При выполнении задания Главка СКБ-143
проработало вариант АЛЛ с АЭУ мощностью 10 тыс. л.с. В этом случае имелась
возможность получить водоизмещение уменьшенное примерно на 100 т для вариантов
II и III, но при этом значительно (на 3,5 уз) снижалась полная подводная скорость,
что было неприемлемо. СКБ-143 посчитало необходимым принять АЭУ мощностью 15
тыс. л.с., что позволяло получить гарантированную скорость не менее 25 уз, и
рекомендовало дальнейшую разработку проекта АПЛ с АЭУ малой мощности вести на
базе вариантов II и III. Для более тщательной оценки элементов подводной
лодки, выполненной на базе АЦТГС, необходимо было разработать два варианта
эскизного проекта. По результатам рассмотрения эскизного проекта предполагалось
окончательно выбрать тип главной ЭУ.
Проработка выполнялась под
организационно-техническим руководством главного конструктора А.К.Назарова и
его группы (Г.Н.Рожнов, И.М.Бороденков).
Результаты проработки предэскизного
проекта, завершенного в декабре 1965 г., были рассмотрены в министерстве и представлены
комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам. ВПК приняла к
сведению заключение МО, МСП и МСМ о том, что выполненные проработки по
опытной торпедной АПЛ проекта 693 с
АЭУ малой мощности показали невозможность создания относительно экономичной и
простой АПЛ. Придавая важное значение вопросу создания малотоннажных
глубоководных АПЛ, обладающих высокой боевой эффективностью в борьбе с атомными
подводными ракетоносцами потенциального противника, ВПК своим решением от 8
февраля 1967 г. (приказ МСП от 22 февраля 1967 г.) одобрила предложение
ведомств о дальнейшей разработке опытной АПЛ проекта 693 водоизмещением около 1000 т с максимально достижимой
глубиной погружения. ВПК поручила МСП, в целях выявления оптимального по
боевым и экономическим показателям варианта малой подводной лодки, разработку
её вести на конкурсных началах и предложила в IV квартале 1967 г. по ОТЗ
Министерства обороны выполнить предэскизный проект этой подводной лодки (шифр
темы — «Игла»). Одновременно ряду министерств было поручено назначить, по
согласованию с МСП, организации - разработчики основного оборудования для этого
проекта. СКБ-143 приняло в них активное участие.
Разработка аванпроекта АПЛ проводилась
в соответствии с приказом МСП от 29 сентября 1969 г. Главным конструктором
проекта был назначен В.И.Баранцев. Сложность проектирования глубоководной АПЛ
усиливалась теми характерными особенностями, которыми она должна была обладать
по сравнению с подводными лодками других проектов, и среди них такими, как
увеличенная в несколько раз глубина погружения, резко возросшее количество ТА,
максимальная блочно-модульная компоновка оборудования и основного оружия. Особого
внимания требовали вопросы обеспечения надежной работы оборудования,
безопасности эксплуатации подводной лодки при увеличенной глубине погружения.
Всё это требовало проведения обширных НИОКР, предусмотренных в указанном выше
приказе МСП, директивном указании заместителя главкома ВМФ П.Г.Котова и
заместителя министра И.С.Белоусова от 18 января 1971 г., а также в приказе МСП
от 11 ноября 1971 г. В перечне исследовательских и опытных тем были
предусмотрены и собственные ОКР СКБ-143: разработка, изготовление и испытание
на стендах верхних и нижних крышек входных люков из титанового сплава на давление
150 кгс/см2, опытных клапанов вентиляции и кингстонов ЦГБ, опытной конструкции
поперечной межотсечной переборки нового типа, опытных забортных ТА калибров
300, 533 и 650 мм, опытной импульсной насосной силовой установки для ТА. В
приказе предусматривалось комплексное проектирование ППУ и ПТУ перспективных
блочных энергоустановок мощностью 40 и 25 тыс. л.с., разработка комплекса РЭВ,
систем управления и контроля технических средств, БИУС, разработка титанового
сплава, легковесного заполнителя междубортного пространства. К значительному
объему исследований был привлечен ЦНИИ им. акад. АН.Крылова. СКБ-143 заключило
около 40 договоров на конструкторские работы. В основном это были договоры на
разработку эскизных проектов с изготовлением и испытаниями макетных образцов
оборудования.
При создании аванпроекта были
использованы проработки, выполненные СКБ-143 ранее по АПЛ проекта 693, а также по теме «Игла». Решение технических задач,
вытекающих из особенностей проекта, производилось в следующих основных направлениях.
В связи с трудностями, возникшими при создании нового сплава на основе титана,
ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, по согласованию с в/ч 27177, выдало СКБ-143 новые
рекомендации по расчетам прочности прочного корпуса. Они предусматривали
комплекс мероприятий, позволяющих увеличить допускаемые напряжения в элементах
корпуса и снизить запасы устойчивости отсеков в целом и концевых переборок в
частности. С учетом этих рекомендаций по нормам прочности представилось
возможным при сохранении относительной массы корпуса применить для его изготовления
вновь разрабатываемый титановый сплав. Для установки на корабле максимально
возможного количества ТА исходили из их забортного расположения.
В процессе проектирования подробно
рассматривались вопросы, связанные с выбором АЭУ. Результаты анализа
использования АЭУ различных типов были оформлены в отдельной объяснительной
записке. Наибольший интерес представили моноблочные АППУ типа «Бета» с ВВРД, предложенные
СКБК Балтийского завода.
Подробно рассматривались два
варианта обеспечения надводной непотопляемости: вариант с соблюдением действующих
требований ВМФ и прочностью поперечных переборок корпуса согласно ТТЗ и
вариант, в котором исключаются из числа аварийно затопляемых отсеки, не
имеющие в обшивке прочного корпуса отверстий, закрытых арматурой, и
трубопроводов, находящихся под забортным давлением. В последнем из указанных
вариантов бортовая арматура локализуется в одном среднем отсеке-коффердаме.
Был проведен тщательный поиск конструкторских решений, направленных на
повышение живучести АПЛ. С этой целью были ликвидированы отверстия в прочном
корпусе под ТА и под штоки рулей. Часть выдвижных устройств была предусмотрена заваливающейся
конструкции, внутри прочного корпуса исключены трубопроводы, находящиеся под
забортным давлением. Была предусмотрена двухконтурная система охлаждения
главного конденсатора ПТУ, а также проработан вариант с приёмом воды внутрь
прочного корпуса и сливом её за борт через прочную уравнительную цистерну.
Таким образом, создавались условия для исключения прямого поступления воды
из-за борта в прочный корпус кроме района прочной уравнительной цистерны и
коффердама.
Получил дальнейшее развитие в
работах над аванпроектом блочно-модульный метод проектирования и постройки корабля.
К основным функциональным блокам АППУ, ПТУ, оружия, ДГ (установленного в
прочном цилиндре в надстройке), всплывающей рубки, теплообменников ПТУ и
другим — был добавлен блок-модуль, охватывающий три зональных блока —
аккумуляторный, жилой и ГКП.
Выполненный аванпроект и развернутые
ОКР подтвердили возможность создания глубоководной АПЛ проекта 693 с заданными ТТХ. По мнению СКБ-143, АПЛ проекта 693 должна была обладать
высокой боевой эффективностью в решении задачи борьбы с подводными лодками, в
том числе и с новыми для того времени американскими АПЛ типа «Trident». Для
разработки эскизного проекта СКБ-143 представило проект ТТЗ.
Работы по аванпроекту были завершены
в июне 1974 г. Он был разработан в трех вариантах, отличающихся составом и
мощностью АЭУ и способами обеспечения надводной непотопляемости.
Во всех предложенных вариантах АЛЛ
были одновальные, двухкорпусные с кингстонными цистернами главного балласта,
корпусные конструкции - из титанового сплава, автономный блок-модуль ДГ,
располагался в прочном контейнере вне прочного корпуса. Для обеспечения боевой
и повседневной деятельности устанавливалось РЭВ, а также необходимые средства
связи.
Вариант I - АЛЛ с АЭУ, обеспечивающей
мощность на гребном валу около 43 тыс. л.с.
Вариант II - АЛЛ с АЭУ по варианту I, с
плоскими переборками, рассчитанными на давление 10 кгс/см2, корпус разделен
на три отсека. В первом отсеке размещался носовой комплексный блок-модуль,
состоящий из трех зональных блоков, разделенных легкими поперечными
переборками: аккумуляторного, жилого и ГКП. Второй отсек — коффердам, в котором
локализованы все вводы труб в прочный корпус, вся бортовая арматура,
подъемно-мачтовые устройства и кабельные вводы за исключением кабелей
гидроакустического комплекса и комплекса торпедоракетного вооружения. Третий
отсек — энергетический. Требования ВМФ по надводной непотопляемости
обеспечивались только при затоплении второго отсека. Ракетоторпедное вооружение
аналогично варианту I.
Вариант III - был выполнен в соответствии с
требованиями ТЗ о разработке варианта АЛЛ водоизмещением около 3000 м3. По
архитектурному типу и общему расположению аналогичен варианту II. Уменьшение водоизмещения АЛЛ в этом
варианте аванпроекта (по сравнению с вариантом II), было получено за счет
принятия АППУ типа «Бета-25» и ПТУ с мощностью на валу около 21 тыс. л.с.,
сокращения количества боезапаса, изменения состава РЭВ и аппаратуры радиосвязи,
исключения фреоновой холодильной машины, якорного устройства, уменьшения числа
спальных мест.
В разработке аванпроекта принимали участие главный конструктор проекта В.И. Баранцев, его заместитель В.Н. Пялов и многие сотрудники различных специальностей, в том числе: А.С. Воробьева, Д.Д. Дворников, Б.Ф. Дронов, В.А. Лебедев, И.М. Федоров, В.П. Богданович, Б.С. Янченко, С.В. Болдаков, Н.Г. Ивакин, В.В. Юрин, В.Л. Апполонова, О.В. Белошапко, В.И. Панасюк, П.Ф. Бреус, В.В. Попов, Ю.Г. Руколайнен, И.В. Лукин, С.Н. Букин, С.П. Милькин, Б.А. Салтыков, Н.Д. Соколов, Л.Н. Ходаровская. Главным наблюдающим по проекту от в/ч 27177 был Н.В. Шалонов.
Дальнейшие работы по глубоководной АЛЛ были продолжены в рамках другой темы.
Необходимо отметить, что в период разработки аванпроекта АЛЛ проекта 693 в ЛПМБ «Рубин» разворачивались работы по созданию опытной глубоководной подводной лодки по теме «Плавник».
5. Схема проекта:
Атомная подводная лодка проекта 693. Продольный разрез.
1 — гондола для гибкой гидроакустической антенны; 2 — кормовой отсек; 3 — турбинный отсек; 4 — реакторный отсек;
5 — отсек вспомогательного оборудования; 6 — кормовой отсек блок-вагона; 7 — всплывающая рубка;
8 — центральный пост в объеме блок-вагона; 9 — носовой отсек блок-вагона; 10 — основной прибор гидроакустической станции
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение 3000 т (по варианту III).
мощность АЭУ 43 тыс. л.с. (по варианту I), 21 тыс. л.с.(по варианту III)
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020