Проект 627А “Кит” (NATO – “November”).
Модификация проекта 627.
1. Количество подводных лодок проекта: 12
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (N 402) (12) |
||||||
1 |
260 |
13.08.1956 |
01.09.1958 |
27.12.1959 |
14.03.1989 - пер в Б-5 |
|
2 |
261 |
09.09.1957 |
31.05.1959 |
31.12.1959 |
12.04.1970 - погибла |
|
3 |
281 |
02.09.1958 |
16.08.1959 |
30.12.1959 |
1992(?) - пер в Б-14? |
|
4 |
283 |
15.10.1959 |
28.08.1960 |
22.12.1960 |
1989(?) - пер в Б-52? |
|
5 |
284 |
02.04.1960 |
18.06.1961 |
31.10.1961 |
14.03.1989? - пер в Б-21? |
|
6 |
285 |
31.10.1960 |
01.09.1961 |
30.12.1961 |
14.03.1989? - пер в Б-11? |
|
7 |
286 |
03.07.1961 |
05.07.1962 |
29.10.1962 |
1992(?) - пер в Б-133? |
|
8 |
287 |
15.11.1961 |
07.09.1962 |
16.10.1962 |
1989(?) - пер в Б-181? |
|
9 |
288 |
04.04.1962 |
22.10.1962 |
31.12.1962 |
1992(?) - пер в Б-115? |
|
10 |
289 |
15.08.1962 |
06.06.1963 |
09.10.1963 |
14.03.1989 - пер. в Б-159 |
|
11 |
290 |
28.11.1962 |
17.08.1963 |
30.11.1963 |
08.05.1981 - получ. наимен. |
|
12 |
291 |
14.02.1963 |
16.12.1963 |
17.07.1964 |
1982? - пер. в К-60 |
|
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 627А: 15, 120, 121, 123, 126, 127(?), 184, 343 |
4. История проекта:
С учетом опыта разработки проекта первой ПЛА проекта 627, 22 октября 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на основе АЛЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки с торпедным вооружением проекта 627А (шифр «Кит»).
Проектирование этих кораблей осуществлялось в СКБ-143 и велось под наблюдением специалистов ВМФ. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.Ф.Бовыкин, затем капитан 2 ранга Б.Ф.Васильев.
В проекте серийных ПЛАТ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятые на опытной ПЛА проекта 627. Вместе с тем в них реализовали мероприятия по повышению живучести ПЛ, надежности ее оборудования, изменили состав штурманского вооружения и т.д. Для создания более благоприятных условий работы ГАС «Арктика-М» ее антенну разместили в килевой части носовой оконечности в специальном наплыве. Над торпедными аппаратами установили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10. По своим ТТЭ ПЛАТ проекта 627А практически не отличалась от опытной ПЛА.
Весной 1956 г. был разработан технический проект усовершенствованного корабля, а осенью того же года была завершена переработка рабочих чертежей и эксплуатационной документации. В 1955 г., не дожидаясь результатов испытания первого атомохода и завершения проектных работ, в Северодвинске развернулись работы по строительству серии из 12 кораблей проекта 627А.
Первая АПЛ проекта (К-5) была заложена в августе 1956 г., и вошла в строй Северного флота 27 декабря 1959 г. В ходе испытаний К-5, при мощности энергетической установки, составляющей 80% от номинальной, была достигнута самая высокая в мире скорость длительного подводного хода - 28 узлов. Расчеты показывали, что при выходе на максимальную мощность скорость должна была достичь 30 узлов.
В процессе серийного строительства продолжалась отработка конструкций АЭУ и корабля. Была существенно повышена надежность паропроизводящей установки, заменено некоторое оборудование, установлена новая система управления торпедной стрельбой, усовершенствовано радиоэлектронное вооружение.
В начале 60-х годов основные проблемы обеспечения надежной эксплуатации ПЛА и их энергетических установок удалось решить. Это позволило совершить ряд дальних походов, в том числе и подледных плаваний.
Созданные в небывало короткие сроки атомные ПЛ первого поколения явились достойным вкладом в обеспечение обороноспособности страны. Они с честью пронесли военно-морской флаг через все океаны. Корабли проекта 627А прошли славный путь, вписав яркую страницу в историю Советского Военно-морского Флота.
Все лодки проекта 627А были выведены в резерв и списаны в 1989-1992гг. К-115, К-14, К-42 и К-133 завершили свою службу на Тихоокеанском флоте, остальные – на Северном.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛА проекта 627А:
1 - выгородка ГАС; 2 - антенна ГАС; 3 - 533 мм торпедные аппараты; 4 - запасные торпеды; 5 - койки личного состава 1 -го (торпедного) отсека; 6 - торпедопогрузочный люк; 7 - жилая палуба 2-го (аккумуляторного) отсека; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - баллон ВВД; 10 - боевая рубка; 11 - палуба центрального поста (3-й, центральный, отсек); 12 - выдвижные устройства (перископ, антенны РЛС, радиосвязи, пеленгаторная рамка); 13 - палуба 4-го (дизель-генераторного) отсека; 14 - ядерные реакторы АЭУ; 15 - баллон ВВД; 16 - палуба 5-го (реакторного) отсека; 17 - турбины; 18 - 6-й (турбинный) отсек; 19 - баллон ВВД; 20 - палуба 7-го (электромеханического) отсека; 21 - 8-й (жилой) отсек; 22 - аварийно-спасательный буй; 23 - кормовой отсек.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 3065 тонн | |
подводное: | 4750 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная под ГТЗА: | 23,3 (60%), 30 (100%) узлов | |
полная надводная под ГТЗА: | 15,5 узлов | |
подводная под ГЭД: | 5-6 узлов | |
надводная под ДГ и ГЭД: | 7-8 узлов | |
дальность плавания | ||
под ДГ и ГЭД: | 400 миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 107,4 метров | |
ширина: | 7,9 метра | |
осадка средняя: | 5,7 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 8 | |
общее число торпед: | 20 | |
энергоустановка | ||
тип: | атомная | |
тип ППУ: | ВВР ВМ-А | |
количество х мощность реакторов, кВт: | 2 х 70000 кВт | |
тип ПТУ: | ГТЗА-601 | |
количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: | 2 х 17500 л.с. | |
количество х мощность ТГ, кВт.: | 2 х 1400 (типа ГПМ-21) | |
количество х мощность ДГ, л.с.: | 2 х 460 (типа ПГ117) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 450 (типа ПГ-116) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | свинцово-кислотная 60СМ и 23МУ, 2 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 50 суток | |
экипаж: | 104 человека |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- Антонов А.М. "Первая атомная", сборник «Гангут», №7.
- Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017