Проект 999.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В конце 1970 года - начале 1971 года в руководстве ВМФ возникла идея замены комплекса Д-5 на атомных подводных лодках проекта 667А на новый более эффективный. На конкурсной основе было рассмотрено два проекта: на твердом топливе - КБ «Арсенал» (главный конструктор П.А. Тюрин) и на жидком ракетном топливе - СКБ-385 (главный конструктор В.П. Макеев). В итоге конкурса, проведенного в институте № 28 ВМФ, выбор пал на проект КБ «Арсенал».
10 июня 1971 года вышло Постановление СМ № 374-117, согласно которому КБ «Арсенал» приступил к проектированию ракеты Р-31 комплекса Д-11. Первоначально для ракеты Р-31 рассматривалось три варианта комплектации головной части: моноблочный, РГЧ ИН с тремя ББ и РГЧ ИН с восемью ББ. Система управления была разработана в HИИА (гл. конструктор H.А.Семихатов) и комплекс командных приборов был создан в HИИКП (гл. конструктор В.П.Арефьев). Для подготовки и производства пуска ракеты с ПЛ были разработаны корабельные системы комплекса ракетного оружия Д-11, в их числе: корабельная аппаратура системы управления разработки НИИА (гл. конструктор Н.А.Семихатов); система прицеливания разработки киевского ПО «Арсенал» им. В.И. Ленина (гл. конструктор С.П.Парняков); система документирования регестрирующая разработки НПО измерительной техники (гл. конструктор О.Д.Комиссаров); аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания разработки КБ «Арсенал»; автономная корабельная цифровая вычислительная система «Атолл-АМ» разработки ЦНИИ «Агат», (гл. конструктор А.Я.Хетагуров).
Ракета Р-31 (вскоре она получила флотский индекс 3М17) имела дальность стрельбы 3900-4200 км. Серийная головная часть моноблочная, мощностью 0,5-1,0 Мт весом 450-465 кг. Кроме того, имелся проект двух боеголовок с разделяющимися боевыми частями. Одна из них состояла из трех боевых частей и весила 720 кг, другая - из восьми боевых частей и весила 1120 кг. Однако в производство эти боеголовки не поступали.
1 сентября 1969 года вышло Постановление СМ о создании атомной подводной лодки проекта999, вооружить которую планировалось шестнадцатью перспективными ракетами Р-31. Проектирование лодки велось в ЦПБ «Волна» (главный конструктор - В.В.Борисов). На основе оперативно-тактического задания, утвержденного главнокомандующим ВМФ 26 февраля 1969 года, был разработан аванпроект ПЛ в семи вариантах (варьировались в основном мощность и компоновка энергетических установок). С января 1970 года работы по проекту 999 возглавил главный конструктор С.М. Бавилин. 29 декабря 1969 года главнокомандующий ВМФ утвердил тактико-техническое задание, согласованное с МСП. По договору с ГУК ВМФ предъявление эскизного проекта 999 подводной лодки было назначено на сентябрь 1971 года. 10 июня 1971 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определившее срок эскизного проекта – декабрь 1971 года. Эскизный проект 999 был разработан в восьми вариантах. В проекте 999 предполагалось создать ПЛ с 16 ракетами Р-31 с нормальным водоизмещением от 8900 до 10000 тонн.
Для отработки старта на крупномасштабной модели (масштаб 1:4) на Школьном озере Ржевского полигона в 1974 году был построен стенд, где впервые были отработаны принципы выброса ракеты из шахты пороховым аккумулятором давления, движения ракеты со сбросом отделяющихся частей амортизации и запуска двигателя увода. Наземное оборудование было спроектировано и отработано в КБТМ (главный конструктор В.H.Соловьев). Затем исследования были продолжены на натурных макетах ракет на плавстенде ПС-5М в Балаклаве. Корабельные испытания комплекса Д-11 проводились на РПКСН К-140, переделанном по проекту 667АМ на Северном флоте.
В марте 1973 года Бюро представило дополнительные проектные проработки к эскизному проекту 999 в ВМФ и МСП, но ни эти проработки, ни эскизный проект в целом до конца года рассмотрены не были. Эскизный проект этого корабля утвержден не был, и уже в конце 1973 года работы по подводной лодке проекта 999 были прекращены. Проект 999 был исключен из плана ЦПБ “Волна” на 1974 год по причине изменения специализации проектного бюро. Комплекс Д-11 находился в эксплуатации ВМФ только на РПКСН К-140 проекту 667АМ в период 1980-1990 годов и ликвидирован по договору ОСВ-1. В связи с реализацией Договоров ОСВ-2 и СНВ-1 в 1989 году все оставшиеся ракеты 3М17 комплекса Д-11 были уничтожены методом пуска с подводной лодки, а в 1990 году К-140 была выведена из боевого состава флота.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 8900 - 10000 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная под ГТЗА: | 26,0 - 33,0 узлов | |
глубина погружения | ||
предельная: | 600 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 137-144 метра | |
ширина: | 12-13 метров | |
осадка средняя: | 8,2-9,0 метров | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4-6 | |
баллистические ракеты Р-31 комплекса Д-11: | 16 | |
энергоустановка | ||
тип: | атомная | |
количество х мощность реакторов, кВт: | 1-2 ВВР х 25000-45000 кВт | |
обитаемость | ||
экипаж: | 50 человек |
7. Источники:
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Минск, Москва, 2001г.
- "Проектирование и строительство отечественных подводных лодок". ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "Подводные силы России»,Военный Парад, Москва, 2006г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Карпенков А.В. ВТС "Бастион" (http://bastion-karpenko.ru//project-999)
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020