Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 670М

Проект 670М-1 «Чайка» (NATO – “Charlie-II”).


Модификации: 670М-1В, 06704.

Нереализованная модификация: 670М-2.



1. Количество подводных лодок проекта: 6


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проекта 670М


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (6)

1

 К-452

901

30.12.1972

07.1973

30.12.1973

 1989 - пер. в «Беркут»
 1992 - мод. по пр. 06704
 03.06.1992 – пер. в Б-452
 22.12.1997 – наим.
 «Новгород Великий»

3

 К-458

902

12.02.1974

30.06.1975

29.12.1975

 03.06.1992 – пер. в Б-458

2

 К-479

903

01.10.1975

06.05.1977

30.09.1977
(29.09.1977)

 03.06.1992 – пер. в Б-479

4

 К-503

904

07.02.1977

22.09.1978

31.12.1978

 03.06.1992 – пер. в Б-503

5

 К-508

905

10.12.1977

03.10.1979

30.12.1979
(15.03.1980)

 достр. по пр. 670М-1В
 03.06.1992 – пер. в Б-508

6

 К-209

911

20.12.1979

16.09.1980

31.12.1980

 достр. по пр. 670М-1В
 03.06.1992 – пер. в Б-209

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 670М-1: 295, 355, 393, 583



4. История проекта:


Постоянное повышение боевых возможностей противолодочных сил, а также средств противовоздушной и противоракетной обороны надводных кораблей стран НАТО, требовало адекватного совершенствования и Советских противокорабельных сил (в том числе и подводных лодок). В то же время возможности модернизации, заложенные в конструкцию ПЛАРК проекта 670, позволяли существенно увеличить ее боевые возможности при внесении минимальных изменений в исходную конструкцию.

В конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112 начались работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр “Чайка”. Главным конструктором усовершенствованной лодки первоначально являлся В.П. Воробьев, после смерти которого работу возглавил А.Г. Лещев (до этого являвшийся первым заместителем главного конструктора). Главным наблюдающим от ВМФ был назначен B.Р. Мастушкин.

Прорабатывалось несколько вариантов повышения боевого потенциала подводной лодки проекта 670. В частности, исследовалась возможность применения 650-мм торпедных аппаратов для стрельбы сверхмощными торпедами 65-76, обеспечивающими возможность поражения надводных целей на дальности до 50 км. Однако стремление сохранить исходные размеры корабля (что было обусловлено географическим положением места постройки) не позволили реализовать наиболее радикальные предложения по модернизации. В итоге для рассмотрения в Москве были предложены два варианта: 670М-1 с глубиной погружения 300 метров, ППУ ОК-350 и минимальным объемом переделок, и 670М-2 с глубиной погружения 400 метров и ППУ ОК-650. Второй вариант был отклонен в процессе рассмотрения (в дальнейшем проект упрощенно назывался как 670М, хотя в документации указывался как 670М-1). Увеличение боевых возможностей ПЛАРК было решено достичь, в первую очередь, за счет усовершенствования “главного калибра” ПЛАРК — ракетного комплекса.

В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР “Аметист”. В 1964 году “Челомеевская” фирма приступила к разработке нового комплекса П-120 “Малахит” с ракетой 4К85 (при этом ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ комплекса “Аметист”). Новая ракета, являясь усовершенствованной модификацией ПКР «Аметист», отличалась от нее увеличенной в 1,5 раза дальностью стрельбы и более совершенной систе­мой наведения (была улучшена ее избирательность). Основные характеристики ПКР «Малахит» сле­дующие: длина, м - 8,8, диаметр корпуса, м - 0,8, размах крыла, м. - 2,5, стартовая масса, кг. – 5400, скорость полета. М. - 0,9 - 1, дальность стрельбы, км. – 120-150, двигатели - по типу КР «Аметист», боевая часть - по типу КР «Аметист», система наведения - ИНС + активная РЛГСН. Оружие сочеталось с новым ГАК “Рубикон”, имеющим дальность обнаружения более 150 км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой “главный калибр” на полную дальность, без внешнего целеуказания.

Твердотопливная ракета 4К85 несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. Ракета имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения. По сравнению с ПКР “Аметист” была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т. н. “блок доведения” — инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий” РЛС на конечном участке траектории.

Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. По сравнению с комплексом “Аметист” (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.

Испытания противоракетного комплекса “Малахит” были проведены в апреле-декабре 1974 г. (в них задействовали ПЛАРК К-452). Было выполнено, в общей сложности, восемь пусков, четыре из которых можно было признать удачными.

Увеличенные по сравнению с КР «Аметист» массо-габаритные характеристики ПКР комплекса «П-120» не позволяли их размещать на ПЛ проекта 670. Для размещения нового ракетного комплекса и оборудования корпус подводной лодки был несколько удлинен, изменились размеры и обводы прочной рубки.

По конструкции корпуса и механизмов проект 670М-1 повторял предшествующий проект. Расположение контейнеров и стартовых устройств ПКРК «Малахит» было выполнено точно так же, как и на АПКРРК проекта 670. Различие заключалось в том, что замещение отрицательной плавучести ракет производилось автоматически приемом воды из-за борта в специальные цистерны под управлением системы «Куб». Из-за установки новых ракетного комплекса, противогидроло-кационного покрытия легкого корпуса и ГАК МГК-100 «Керчь» водоизмещение проекта 670М-1 по сравнению с проектом 670 возросло на 700 т, а длина увеличилась до 104,5 м. Кроме того, незначительно изменились форма легкого корпуса в носовой оконечности и ограждения выдвижных устройств. В носовой части легкого корпуса было сформировано небольшое приполнение”.

Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Кроме того, на АПКРРК проекта 670М-1 перед ограждением выдвижных устройств и боевой рубки смонтировали гидродинамический стабилизатор—плоскость с отрицательным углом атаки, компенсирующую излишнюю положительную плавучесть «раздутой» носовой оконечности.

Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали, а также из алюминиевого сплава АМГ. Из последнего выполнялись также надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки. Кроме того, здесь нашли себе применение и титановые сплавы: в проницаемых частях кормовой оконечности, кормовом оперении, а также в обтекателях гидроакустических антенн.

Применявшиеся неоднородные материалы создавали гальванические пары, что, в свою очередь, было прямой дорогой к коррозии. Во избежание подобного явления были проведены различные антикоррозионные мероприятия — установка цинковых протекторов, прокладок и т.д.

Лодка получила новые, более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля.

Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления.

На ПЛ проекта 670М-1 часть радиоэлектронного оборудования осталась такой же, как на проекте 670, но часть была заменена более совершенной - аппаратура получения и обработки данных космического и авиационного целеуказания, комплекс связи “Молния”, а также буксируемое антенное устройство “Параван”, обеспечивающее прием радиосигналов на глубине до 150 м.

Для обеспечения торпедной стрельбы применялся комплекс ПУТС УСТА-670. Вместо торпед, лодка могла брать на борт до 26 мин, а дополнительно к торпедам — ложные цели «Анабар».

По сравнению с проектом 670 несколько улучшились и условия обитаемости. Вместо пожароопасных регенерационных патронов на лодках применялась стационарная электролизная система регенерации воздуха. Также лодки оснащались системой объемного пожаротушения.

Строительство кораблей проекта 670М-1, как и проекта 670, осуществлялось в г.Горький на судостроительном заводе “Красное Сормово”.

После 1978 года часть ПЛАРК проекта 670М-1 (К-209 и К-508) получила новый цифровой гидроакустический комплекс МГК-400 “Рубикон” и стала упоминаться как проект 670М-1В. Другими усовершенствованиями, внедренными на проекте 670М-1В в ходе эксплуатации ПЛАРК, стали новая система управления огнем ТРЦУС “Радуга”, НК "Шлюз-М", МРК-50, ГАГ "Минута" и КПФ-3к.

В 1987 г. корабли проекта 670М-1В (К-209 и К-508) принимали участие в групповых стрельбах, в которых участвовало одновременно 6 ПЛАРК.

В 1986-1992 гг. для отработки перспективного противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса “Оникс” была переоборудована в ПЛАРК К-452 (проект 06704). В настоящее время этот корабль выведен из боевого состава СФ и утилизирован. Остальные подводные лодки проекта 670М также исключены из состава флота в 1991—1995 гг. и утилизированы.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (69,5 Кб)


Продольный разрез АПКРРК пр. 670М-1В:

1 — основная антенна ГАК; 2 — 533-мм ТА; 3 — якорный шпиль; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — запасные торпеды; 6 — носовой аварийный буй; 7 — носовой (ракетный и торпедный) отсек; 8 — пост КСУ «Дунай»; 9 — каюты офицеров; 10 — носовая дифферентная цистерна; 11 — цистерна кольцевого зазора; 12 — торпедозаместительная цистерна; 13 — прочные ЦГБ; 14 — носовая группа АБ; 15 — носовой горизонтальный руль; 16 — второй (жилой) отсек; 17 — шахта ВСК; 18 — третий (жилой) отсек; 19 — баллоны ВВД; 20 — уравнительные цистерны; 21 — открытый ходовой мостик; 22 — четвертый (центральный) отсек; 23 — кормовая группа АБ; 24 — перископ ПЗНС-10; 25 — антенна «Тополь» комплекса связи; 26 — антенна радиопеленгатора «Весло-П»; 27 — антенный пост РЛК; 28 — РКП; 29 — антенна СОРС «Залив-П»; 30 — желоб для укладки антенны ПМУ «Тополь»; 31 — центральный пост; 32 — пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 33 — цистерны питательной воды; 34 - шестой (реакторный) отсек; 35 — реактор; 36 — парогенераторы; 37 — цистерны биологической защиты; 38 — седьмой (турбинный) отсек; 39 — ПТУ; 40 — цистерна турбинного масла; 41 — кормовой люк; 42 — кормовой отсек; 43 — цистерна дизельного топлива (для дизель-генераторов); 44 — приводы кормовых рулей


Подводная лодка проекта 670М


Расположение ВУ:

1 - АП СОРС «Залив-П»; 2 - совмещенное ПМУ РКП и ВАН-М; 3 - АП РЛК «Альбатрос»; 4 - АП радиопеленгатора «Весло-П»; 5 - ПМУ «Искра»; 6 - ПМУ «Анис»; 7 - перископ ПЗНС-10.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 4300 (4250?) тонн
  подводное: 5350 (5500?) тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 24 узла
  полная надводная под ГТЗА: 12 (15?) узлов
  под водометными движителями: не более 5 узлов
  глубина погружения  
  рабочая: 240 метров
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина, м.: 104,9 (104,5?)
  ширина наибольшая, м: 10,0
  осадка средняя, м: 6,9
  конструктивный тип: смешанный (одно-двухкорпусный)
  запас плавучести: 24%
  вооружение  
  крылатые ракеты: 8 х "Малахит"
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  торпедный боезапас: 14 изделий (торпед САЭТ-60, СЭТ-53М и ПЛУР 81Р ПЛРК «Вьюга-53»)
  энергоустановка  
  тип: атомная
  ППУ: ОК-350
  количество реакторов: 1 ВВР марки ВМ-4-1
  количество х мощность ГТЗА, л.с.: 1 х 18000
  количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 2000
  количество валов: 1
  количество х мощность ДГ, кВт.: 1 х 500
  количество х мощность ЭД ВД, кВт.: 2 х 370
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная, 2 х 152
  обитаемость  
  автономность:

60 суток
  экипаж:

90(98?) человек (47 офицеров)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020