Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 949

Проект 949 «Гранит» (NATO – “Oscar I”).



1. Количество подводных лодок проекта: 2


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (2)

1

 К-525

605

25.07.1975

03.05.1980

30.12.1980

 06.04.1993 - «Архангельск»

2

 К-206

606

22.04.1979

10.12.1982

30.11.1983

 14.04.1987 – почетное наим.
 «Минский комсомолец»
 06.04.1993 - «Мурманск»

Исторические справки номерных экипажей АПК проекта 949: 24, 504, 522, 590



4. История проекта:


В результате совершенствования морских вооружений потенциального противника “противоавианосные” возможности Cоветских ПЛАРК проекта 675 (даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей.

Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу из подводного положения 20-24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация средств поражения позволяла “пробить” ПРО перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления противолодочной обороны противника и отрыв от преследования.

Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались в 1967 году, а в 1969 году ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание “тяжелого подводного ракетного крейсера”, оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения.

Проект, получивший индекс “949” и шифр “Гранит”, разрабатывался в ЛМПБ “Рубин” под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. После его смерти в 1977 году главным конструктором был назначен И.Л. Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ - В.Н. Иванов. При разработке нового ракетоносца предполагалось широко использовать научно-технический задел и отдельные конструкторские решения, полученные при со здании самой скоростной в мире подводной лодки проекта 661.

Ракетный комплекс “Гранит”, создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500 км, максимальная скорость - не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения “Гранит” отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате “Гранит” приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.

Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. Система “Успех”, основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система МКРЦ  - “Легенда”

В ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса “Гранит”, завершившиеся в августе 1983 г. Однако еще до их окончания в состав Северного флота вошел головной подводный крейсер.

Комплекс «Гранит» был принят на вооружение в 1983 году. Сверхзвуковая ПКР «Гранит» имеет ав­тономную бортовую систему управления и высокоустойчивую (помехозащищенную) ССН. Опубликованы следующие основные характеристики ракеты: длина - 10,0м, диаметр - 0,85м, размах крыла- 2,6м, стартовая масса – 7000кг, скорость полета - 2,5М, дальность стрельбы – 550 км, боевая часть - ядерная или фугасная массой 750кг.

Улучшенные по сравнению с ПКР «Аметист» и «Малахит» основные характеристики ПКР «Гранит» - увеличенная скорость и дальность полета, а также большая масса БЧ были получены не только за счет совершенствования новой ракеты, но и за счет уве­личения ее массогабаритных характеристик.

В результате не только ПКР «Гранит», но и их подводные носи­тели - ПЛАРК проекта 949 существенно отличались от ранее созданных ПЛАРК проектов 670 и 670М.

На ПЛАРК проекта 949 принят втрое больший, чем у ПЛАРК проектов 670 и 670М ракетный боекомплект, что при многоракетном залпе обеспечивает  возможность преодоления ПКР ПРО корабельных соединений. Существенно большая полная подводная скорость новых ПЛАРК позволяет им осуществлять оперативное развертывание в районы            использования, а повышенная скрытность за счет применения механизмов и средств защиты АПЛ третьего поколения, в целом увеличивает эффективность решения возлагаемых на них задач.

ПЛАРК проекта 949 - девятиотсечная ПЛ с ПК цилиндрической формы в носовой и средней частях корабля - районе размещения ракетных контейнеров. Наклонное (под углом 45° к основной плоскости ПЛ) забортное расположение контейнеров (сверху ракетные контейнеры закрыты волнорезными щитами заподлицо с наружным корпусом, установленными из рас­чета 1 щит на 2 контейнера) , их большое число и значительные габариты обусловили большую ширину корабля и развитое междубортное пространство, Кроме противокорабельного ракетного вооружения ПЛАРК оснащена мощным торпедным и торпедно-ракетньм вооружением двух калибров, которое размещено в носовом отсеке ПК корабля.

Для обеспечения ПЛАРК высокой скорости полного подводного хода предусмотрена АЭУ большой мощности (двухвальная, с двумя паропроизводящими и двумя паротурбинными установками) и раздвоенная форма кормовой оконечности (подобно, принятой в проекте 661). Главная энергетическая установка максимально унифицирована с пр.941, имеет блочную конструкцию и систему двухкаскадной амортизации. АЭУ включает  два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов и два турбогенератора ДГ-190 (2 х 3200 кВт).

Торпедное вооружение  представлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу  торпедами, а также ракето-торпедами “Водопад”, “Ветер” и "Шквал" на всех глубинах погружения.

 Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Медведица”.

ПЛАРК имеет неограниченный район плавания в т.ч. в Арктических районах, что обеспечивается специальными подкреплениями легкого корпуса и ограждения рубки. Для совершения длительных автономных походов на корабле созданы хорошие условия обитаемости экипажа с комфортными каютами, санитарно-бытовыми и спортивными помещениями, зоной отдыха. Для возможности спасения личного состава в аварийных ситуациях, в ограждении рубки ПЛ установлена всплывающая спасательная камера на весь экипаж корабля.

Развитое вооружение, средства защиты, а также мощная энергетика, обусловили большое водоизмещение, главные размерения, что заставило вести постройку ПЛАРК третьего поколения на «Севмашпредприятии» в г. Северодвинске. Серийное строительство развернутое с середины 70-х годов, завершилось в 1981 (1980?)г. сдачей ВМФ головного корабля К-525 (первый командир капитан 1 ранга А. Паук, впоследствии контр-адмирал; проводил швартовые и ходовые испытания и выводил с завода капитан 1 ранга А. Илюшкин). В общей сложности предполагалось построить 20 ПЛРК данного типа.

По проекту 949 было построено только 2 корабля, последующие корабли строились по проекту 949А с дополнительным, для улучшения внутренней компоновки систем вооружения и  вспомогательного оборудования, отсеком ПК и соответственно с увеличенной длиной и водоизмещением ПЛ.

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей. Корабли проекта 949 были выведены из состава флота в 1996 году.

По мнению многих аналитиков, что также как и в развитии ПЛАРБ сторонники развития ПЛАРК в пр. 949 переступили пределы здравого смысла и логики. На повестку дня в подводном кораблестроении вставал вопрос создания многоцелевых ПЛА. В этом случае для решения задачи поражения АУГ если таковую необходимо было бы все же решать многоцелевые ПЛ должны действовать в составе разнородных сил - авиации, ПЛ, НК и т.д. Можно сказать, что развитие ПЛАРК в ВМФ СССР было вполне оправдано лишь до середины 70-х гг. Именно к этому моменту они как главная ударная сила по борьбе с АУГ себя исчерпали и их дальнейшее развитие определялось  либо инерцией, либо полным непониманием тогдашним руководством ВМФ СССР законов развития военной техники.

 Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод - проектирование и строительство "узкоспециализированных" ПЛАРК имело смысл лишь до определённого момента. Как показывает мировой опыт будущее за многоцелевыми ПЛ, способными решать широкий спектр задач, в том числе и борьбу с ударными авианосными соединениями. Но это ни в коей мере не умоляет высоких боевых возможностей кораблей проекта 949.


5. Схема проекта:


? Нет данных


6. Реконструкция залпа:



7. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение           надводное                               -   12500 т

подводное                               -   22500 т

скорость                      в надводном положении          -   15 узлов

в подводном положении          -   32 узла

глубина погружения                                                    -   600 м.

глубина погружения рабочая                                       -   500 м.

длина                                                                         -   144 м.

ширина                                                                       -   18,2 м.        

осадка                                                                        -   9,2 м.

автономность                                                              -   120 суток.

экипаж                                                                        -   94 человека.

вооружение                 ракетное                                  -   24 ПКР «Гранит»

                                   торпедное                                -   ТА 650мм – 4 шт.

                                                                                   -   ТА 533мм – 4 шт.


8. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
- Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
- Павлов А.С. "Ударная сила флота", Якутск, 2001г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018