Проект 949 «Гранит» (NATO – “Oscar I”).
1. Количество подводных лодок проекта: 2
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (2) |
||||||
1 |
605 |
25.07.1975 |
03.05.1980 |
30.12.1980 |
06.04.1993 - «Архангельск» |
|
2 |
606 |
22.04.1979 |
10.12.1982 |
30.11.1983 |
14.04.1987 – почетное наим. | |
Исторические справки номерных экипажей АПК проекта 949: 24, 504, 522, 590 |
4. История проекта:
В
результате совершенствования морских вооружений потенциального противника
“противоавианосные” возможности Cоветских ПЛАРК проекта 675 (даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для
гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового,
значительно более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с подводным
стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям
с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей.
Под
новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу
из подводного положения 20-24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация
средств поражения позволяла “пробить” ПРО перспективного американского
авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать
повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему
возможность преодоления противолодочной обороны противника и отрыв от
преследования.
Поисковые
работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались в 1967 году,
а в 1969 году ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на
создание “тяжелого подводного ракетного крейсера”, оснащенного ракетным
комплексом оперативного назначения.
Проект,
получивший индекс “949” и шифр “Гранит”, разрабатывался в ЛМПБ “Рубин”
под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. После его смерти в 1977
году главным конструктором был назначен И.Л. Баранов, а главным наблюдающим от
ВМФ - В.Н. Иванов. При разработке нового ракетоносца предполагалось широко
использовать научно-технический задел и отдельные конструкторские решения,
полученные при со здании самой скоростной в мире подводной лодки проекта 661.
Ракетный
комплекс “Гранит”, создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был
отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500
км, максимальная скорость - не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов
аналогичного назначения “Гранит” отличали гибкие адаптивные траектории,
универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные
лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным
расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления.
Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими
погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по
повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате
“Гранит” приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя
нарядом одного носителя.
Однако
эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в
значительной степени определялась возможностями средств разведки и
целеуказания. Система “Успех”, основу которой составлял самолет Ту-95, уже не
обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система МКРЦ - “Легенда”
В
ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса “Гранит”, завершившиеся в
августе 1983 г. Однако еще до их окончания в состав Северного флота вошел
головной подводный крейсер.
Комплекс «Гранит»
был принят на вооружение в 1983 году. Сверхзвуковая ПКР «Гранит» имеет автономную
бортовую систему управления и высокоустойчивую (помехозащищенную) ССН.
Опубликованы следующие основные характеристики ракеты: длина - 10,0м, диаметр - 0,85м, размах крыла- 2,6м,
стартовая масса – 7000кг, скорость полета - 2,5М, дальность стрельбы – 550 км,
боевая часть - ядерная или фугасная массой 750кг.
Улучшенные
по сравнению с ПКР «Аметист» и «Малахит» основные характеристики ПКР «Гранит» -
увеличенная скорость и дальность полета, а также большая масса БЧ были получены
не только за счет совершенствования новой ракеты, но и за счет увеличения ее
массогабаритных характеристик.
В
результате не только ПКР «Гранит», но и их подводные носители - ПЛАРК проекта 949 существенно отличались от ранее
созданных ПЛАРК проектов 670 и 670М.
На ПЛАРК проекта 949 принят втрое больший, чем у ПЛАРК проектов 670 и 670М ракетный
боекомплект, что при многоракетном залпе обеспечивает возможность преодоления ПКР ПРО корабельных
соединений. Существенно большая полная подводная скорость новых ПЛАРК позволяет
им осуществлять оперативное развертывание в районы использования, а повышенная скрытность за счет применения
механизмов и средств защиты АПЛ третьего поколения, в целом увеличивает
эффективность решения возлагаемых на них задач.
ПЛАРК проекта 949 - девятиотсечная ПЛ с ПК цилиндрической формы в носовой и
средней частях корабля - районе размещения ракетных контейнеров. Наклонное (под
углом 45° к основной плоскости ПЛ) забортное расположение контейнеров (сверху
ракетные контейнеры закрыты волнорезными щитами заподлицо с наружным корпусом,
установленными из расчета 1 щит на 2 контейнера) , их большое число и
значительные габариты обусловили большую ширину корабля и развитое междубортное
пространство, Кроме противокорабельного ракетного вооружения ПЛАРК оснащена
мощным торпедным и торпедно-ракетньм вооружением двух калибров, которое
размещено в носовом отсеке ПК корабля.
Для обеспечения ПЛАРК высокой скорости
полного подводного хода предусмотрена АЭУ большой мощности (двухвальная, с
двумя паропроизводящими и двумя паротурбинными установками) и раздвоенная форма
кормовой оконечности (подобно, принятой в проекте 661). Главная энергетическая
установка максимально унифицирована с пр.941, имеет блочную конструкцию и
систему двухкаскадной амортизации. АЭУ включает
два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые
турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через
редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов и два турбогенератора
ДГ-190 (2 х 3200 кВт).
Торпедное вооружение представлено автоматизированными 533-мм и
650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и
поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован
в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу торпедами, а также ракето-торпедами “Водопад”,
“Ветер” и "Шквал" на всех глубинах погружения.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом
МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической
разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или
самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После
обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен
автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и
большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Медведица”.
ПЛАРК имеет неограниченный район
плавания в т.ч. в Арктических районах, что обеспечивается специальными
подкреплениями легкого корпуса и ограждения рубки. Для совершения длительных
автономных походов на корабле созданы хорошие условия обитаемости экипажа с
комфортными каютами, санитарно-бытовыми и спортивными помещениями, зоной
отдыха. Для возможности спасения личного состава в аварийных ситуациях, в
ограждении рубки ПЛ установлена всплывающая спасательная камера на весь экипаж
корабля.
Развитое вооружение, средства защиты, а
также мощная энергетика, обусловили большое водоизмещение, главные размерения,
что заставило вести постройку ПЛАРК третьего поколения на «Севмашпредприятии» в
г. Северодвинске. Серийное строительство развернутое с середины 70-х годов,
завершилось в 1981 (1980?)г. сдачей ВМФ головного корабля К-525 (первый командир капитан 1 ранга А. Паук, впоследствии
контр-адмирал; проводил швартовые и ходовые испытания и выводил с завода
капитан 1 ранга А. Илюшкин). В общей сложности предполагалось построить 20 ПЛРК
данного типа.
По проекту 949 было построено только 2 корабля, последующие корабли строились
по проекту 949А с дополнительным,
для улучшения внутренней компоновки систем вооружения и вспомогательного оборудования, отсеком ПК и
соответственно с увеличенной длиной и водоизмещением ПЛ.
В условиях постоянного недостаточного финансирования
флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию
трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и
подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному
выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии,
направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей. Корабли проекта 949 были выведены из состава флота в
1996 году.
По мнению многих
аналитиков, что также как и в развитии ПЛАРБ сторонники развития ПЛАРК в пр. 949 переступили пределы здравого смысла
и логики. На повестку дня в подводном кораблестроении вставал вопрос создания
многоцелевых ПЛА. В этом случае для решения задачи поражения АУГ если таковую
необходимо было бы все же решать многоцелевые ПЛ должны действовать в составе
разнородных сил - авиации, ПЛ, НК и т.д. Можно сказать, что развитие ПЛАРК в
ВМФ СССР было вполне оправдано лишь до середины 70-х гг. Именно к этому моменту
они как главная ударная сила по борьбе с АУГ себя исчерпали и их дальнейшее
развитие определялось либо инерцией,
либо полным непониманием тогдашним руководством ВМФ СССР законов развития
военной техники.
Из всего вышесказанного можно сделать
следующий вывод - проектирование и строительство
"узкоспециализированных" ПЛАРК имело смысл лишь до определённого
момента. Как показывает мировой опыт будущее за многоцелевыми ПЛ, способными
решать широкий спектр задач, в том числе и борьбу с ударными авианосными
соединениями. Но это ни в коей мере не умоляет высоких боевых возможностей
кораблей проекта 949.
5. Схема проекта:
? Нет данных
6. Реконструкция залпа:
7. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 12500 т
подводное - 22500 т
скорость в
надводном положении - 15 узлов
в подводном положении -
32 узла
глубина погружения - 600 м.
глубина погружения рабочая - 500 м.
длина - 144 м.
ширина - 18,2 м.
осадка - 9,2 м.
автономность - 120 суток.
экипаж - 94 человека.
вооружение ракетное - 24 ПКР «Гранит»
торпедное - ТА 650мм – 4 шт.
- ТА 533мм – 4 шт.
8. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
- Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
- Павлов А.С. "Ударная сила флота", Якутск, 2001г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018