Rambler's Top100 Подводная лодка К-373, Б-373. Проект 705

К-373, Б-373
46-й экипаж (с 1974 года)
593-й технический экипаж
проект 705




фотография:


Б-373

АПЛ Б-373 проекта 705 у пирса в бухте Кут в ожидании утилизации. 2006 год, август.
Фотография А. Алексеева с сайта "Подводный флот России".




историческая справка:


1971 год 27 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1971 год 15 августа
Закончено формирование экипажа;

1971 год 15 сентября - 1973 год 15 сентября
Основной экипаж прошел обучение в УЦ ВМФ г.Падиски (Эстонская ССР). Кроме этого обучение производилось на действующих стендах в г.Обнинск, г.Истра и г.Сосновый Бор;

1972 год 26 июня
Заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ (г.Ленинград) как КрПЛ;

1973 год
Экипаж прибыл в г.Ленинград и включен в состав 39-й ОБрСПЛ ЛенВМБ;

1974 год 19 августа
46-й экипаж переформирован из второго экипажа АПЛ К-64 во второй экипаж АПЛ К-373;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1978 год 19 апреля
ПЛ спущена на воду;

1979 год октябрь
В доке осуществила переход в г.Северодвинск на предприятие "Звездочка" для подготовки к ходовым испытаниям. Экипаж вошел в состав 339-й ОБрСПЛ БелВМБ;

1979 год 29 декабря
Подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик - Чистяков Б.Г.). Вступила в строй;

1980 год 12 января
Вошла в состав КСФ, зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Западная Лица;

1980 год 12 июль
Вошла в состав сил постоянной готовности;

1980 год апрель - сентябрь
Во время сдачи курсовых задач выполнила стрельбу четырьмя торпедами САЭТ-65 на глубине 280 м на скорости хода 28 уз. и, впервые в ВМФ СССР - торпедой "Шквал";

1980 год октябрь - ноябрь
В конце октября вышла и осуществила БС (старший - НШ 6-й ДиПЛ кап. 1р. Маргулис П.М.). Отработано взаимодействие с противолодочной авиацией по поиску и слежению за ПЛ. Поставленные задачи успешно решены;

1980 год декабрь - 1981 год 25 марта
На ПЛ находился 46-й экипаж ПЛ;

1981 год апрель
Совместно с ПЛ К-123 и К-432 приняла участие в учениях "Север-81". Поставленные задачи успешно решены;

1981 год
Дважды выполнила задачи автономных БС;

1981 год 3 декабря
Объявлена лучшим кораблем в 6-й ДиПЛ;

1982 год март - май
Корабль прошел межпоходовый ремонт (с 46-м экипажем на борту) и около месяца находился в доке СРЗ-10 г. Полярный;

1982 год осень
Отрабатывала задачи боевой подготовки в ПБП с 46-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Грогуленко М.В., старший - командир К-316 Бойко А.П.). При погружение произошло затопление турбинного отсека из-за открытого положения задвижки водоотливного кингстона (ошибка личного состава БЧ-5). По результатам похода командир АПЛ, а затем и старший на борту были сняты с должностей (в ноябре 1982 года);

1982 год декабрь
Объявлена лучшим кораблем в 6-й ДиПЛ;

1982 год - 1983 год
Выполнила задачи автономной БС;

1983 год март - апрель
Корабль прошел межпоходовый ремонт (с 46-м экипажем на борту);

1983 год апрель
Выполнила задачи автономной БС с 46-м экипажем ПЛ (старший - кап.1р. Гринкевич В.В.). В течении 21 часа 40 минут выполняла слежение за иностранной ПЛ;

1983 год 1 сентября
Сформирован 593-й техническй экипаж ПЛ для проведения ППО и ППР, межпоходовых ремонтов ПЛ К-373;

1984 год
Выполнила задачи автономной БС. В походе участвовала в учении "Океан-84";

1984 год 22 октября
При следовании Мотовским заливом в надводном положении в условиях плохой видимости столкнулась с РПК К-140 и в результате удара получила повреждения обшивки легкого корпуса и обтекателя ГАК. Через две недели была введена в строй;

1985 год 26 июня
Выполнена торпедная атака отряда боевых кораблей (с 46-м экипажем на борту), признана лучшей ПЛ на 1-й ФлПЛ;

1985 год
Выполнила задачи автономной БС с 46-м экипажем ПЛ. Обеспечила испытания по теме "Освоение";

1986 год - 1987 год
Находилась в составе сил постоянной готовности и выходила в море для отработки задач боевой подготовки;

1989 год 1 октября
Расформирован второй экипаж - 46-й экипаж ПЛ;

1989 год 8 декабря
Поставлена в средний ремонт на СМП (на борту 593-й ТЭПЛ). При выполнении регламентных работ среднего ремонта, в реакторном отсеке произошла авария. Радиоактивные материалы были выброшенны паром на крышку реактора. Валерий Пантелеев, директор Северного федерального предприятия по обращению с радиоактивными отходами, так оценивал радиационную обстановку на АПЛ перед утилизацией: "Радиационная обстановка была очень плохой. И 20 лет корабль стоял, забросанный мешками со свинцом, чтобы фон был снижен";

1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций, поставлена на прикол в Западной Лице. За время службы в ВМФ выполнила задачи 8 БС;

1991 год июнь
Перечислена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1992 год (предположительно)
Переименована в Б-373;

2001 год июль
Перечислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ (до 01.09.2002) СФ. Позже переведена в бухту Кут в акваторию ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2006 год август
Находилась в бухте Кут в ожидании утилизации;

2006 год
Расформирован экипаж;

2008 год
«Росатом» совместно с «СевРАО» по итогам технических совещаний с проектантами подводной лодки и ядерной энергетический установки АПЛ («НИКИЭТ имени Н.А. Доллежаля», «ГНЦ РФ - ФЭИ», «ОКБМ Африкантов» и ОКБ «Гидропресс») нашли возможность организовать выгрузку ОВЧ реактора АПЛ при полной дезактивации и локализации выхода радионуклидов. Безопасность выполнения работ была одобрена Комиссариатом по атомной энергии Франции, который профинансировал первый этап работ;

2009 год июнь
Завершение первого этапа работ по подготовке к выгрузке ОВЧ;

2009 год 17 сентября
Завершился второй этап, также профинансированный Францией - непосредственно выгрузка ОВЧ (отработавшие выемные части). Общая стоимость работ составила около 5 млн. евро. Финансирование осуществлялось в рамках программы «Глобальное партнерство», в которой проект по обеспечению ядерно-радиационной безопасности Гремихи является высшим приоритетом французской стороны в программе сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. АПЛ утилизирована (предположительно на СРЗ "Нерпа") с формированием одноотсечного блока РО, который временно хранился на плаву в п.Гремиха на территории «СевРАО». В период с 2012 по 2014 гг. все ОВЧ будут вывезены из Гремихи на переработку на одно из предприятий «Росатома». Подготовка и вывоз ОЯТ и ОВЧ атомных подлодок с базы в Гремихе осуществляется в рамках федеральной целевой программы по утилизации АПЛ при финансовой и технической поддержке Комиссариата по атомной энергии Франции, госкорпорации «Росатом» и РНЦ «Курчатовский институт»;

2012 год - 2014 год (предположительно)
Предположительно в дальнейшем реакторный блок был переведен в губу Сайда, подготовлен и поставлен для долговременного хранения на ПДХ "Сайда".




командиры АПЛ К-373, Б-373 (в/ч .....):


1. Боков Н.Г. (09.08.1971-21.05.1979)
2. Гринкевич В.В. (21.05.1979-12.03.1984)
3. Муравьев А.А. (09.04.1984-18.08.1989)
4. Потехин А.Г. (15.09.1989-08.04.1997)
5. Захарченко А.В. (04.1997-07.1998)
6. Федоров А.И. (07.1998-12.2000)
7. Корсунов И.И. (04.2001-2006)

46-го экипажа (в/ч .....):


1. Игнатенко О.У. (1972-29.11.1976) до 19.08.1974 года второй экипаж К-64
2. Антонов А.И. (11.1976-08.1978)
3. Грогуленко М.В. (30.10.1979-05.11.1982)
4. Богатырев А.С. (05.11.1982-31.10.1985)
5. Государев В.Н. (04.11.1985-16.07.1990)

593-го технического экипажа (в/ч 20317):


1. Ковалев А.М. (17.09.1983-14.07.1987)
2. Левасюк А.П. (07.1987-09.1990)
3. Дрозд В.И. (14.09.1990-15.07.1991)



список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06, 2000г.
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
5. "Атомная подводная лодка К-373 пр.705", Спецвыпуск №1 ВМА "Тайфун", 2003г.
6. Осинцев В.В. "Атомная подводная лодка проекта 705 (705К), Спецвыпуск ВМА "Тайфун", 2008г.
7. Информация с сайтов новостных агентств.
8. Лисин С.А. " Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2023