АС-16
Проект 1837К
фотография:
АС-16 и АС-18 проекта 1837К на борту ПЛ БС-257 проекта 940.
Фотография И.Курганова с сайта "Русский Подплав".
историческая справка:
1978 год 29 августа командиры:
1. Соколов Ю. (1980-198?) список источников:
1. Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2017
Заложен на ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький как головная ПЛ специального назначения АС-16 проекта 1837К;
1980 год 25 мая
Спущен на воду;
1980 год 13 июня
Перевезен в транспортном доке по внутренним водным путям в г.Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и заводских ходовых испытаний. Вошел в состав
37-й БрАСС КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту;
1980 год 22 июня
Начал программу заводских испытаний;
1980 год
При буксировке с открытым верхним входным люком из-за резкого увеличения скорости буксировщика, произошло заглубление носовой оконечности ПА и поступление воды внутрь прочного корпуса. Экипаж успел
задраить верхний люк и предотвратить угрозу затопления;
1980 год 11 сентября
Совершил глубоководное погружение на 500 метров;
1980 год 29 ноября
Окончил программу испытаний. Подписан приемный акт. Вступил в строй;
1980 год ноябрь
Убыл на КСФ в в/ч 15189 (г.Мурманск-3) с дальнейшим предназначением для ПЛ проекта 940. Зачислен в состав КСФ;
1981 год (приблизительно)
Помещен для базирования на борт ПЛ БС-257 проекта 940. ПЛ-носитель входила в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием
на на губу Ура (Видяево, Мурманская область);
1980 год - 1987 год
ПЛ-носитель с аппаратами на борту принимала участие в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований, нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17. ПА
с ПЛ поднимали ценную измерительную аппаратуру со дня Белого моря. Кроме того, СПЛ неоднократно участвовала в учениях по спасению подводников "мокрым" и "сухим" способами;
1982 год
ПЛ-носитель перечислена в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1983 год
При погружении по тросу киллектора на глубину 340 метров, аппарат зацепился за составной стальной трос, захлестнул его себе на корпус и остался на глубине на "мервом якоре". Аппарат был поднят на поверхность
подъемом троса килектором;
1990 год
ПЛ-носитель перечислена в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара;
1990 год
Из-за отказа креплений при погружении СПЛ ударом волны аппарат выбросило из ниши. Аппарат остался на поверхности и был подобран СПЛ;
1991 год 31 декабря
ПЛ-носитель перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с базированием на Полярный;
1993 год
ПЛ-носитель перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ (с 1995 года - 40-я ДиПЛ) СФ с прежним местом базирования;
1994 год
На начало года экипаж ПЛ-носителя не был укомплектован, водолазному комплексу требовался ремонт. Все необходимые ремонтные ведомости были подготовлены и переданы в соответствующие службы еще в 1993 году, однако
из-за отсутствия средств постановка в ремонт откладывалась и так и не состоялась;
1996 год 31 июля
ПЛ-носитель выведена из состава ВМФ, передана в ОРВИ и поставлена на отстой в Екатерининской гавани (г.Полярный). Предположительно в это же время были выведены из состава флота и базирующиеся на ней аппараты;
2005 год
ПЛ-носитель разделана на металл ООО «Зевс» в пос. Белокаменка (Мурманская область). Судьба аппаратов автору достоверно не известна. Очевидно утилизированы.
2. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
3. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
4. Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
5. "Новая газета", №57, 2005г.