Rambler's Top100 Подводные аппараты и спецтехника. Комплекс "Селигер"

Комплекс "Селигер"



1. Количество глубоководных станций проекта: 3.


2. Изображение проекта:


Комплекс Селигер

Фотография ГС "Селигер" из статьи Буриличева А.В. "Глубоководные технические средства"
"Подводные технологии и средства освоения мирового океана", Оружие и технологии ИД, Москва, 2011г.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КРОНШТАДТ: КМОЛЗ (3)

1

 ГС комплекса "Селигер"

?

1970?

1970-1972?

1972?

2

 ГС комплекса "Селигер"

?

1970?

1970-1972?

1972?

3

 ГС комплекса "Селигер"

?

1970?

1970-1972?

1972?



4. История проекта:


Создание глубоководных технических средств для решения задач изучения и освоения Мирового океана в интересах обороноспособности СССР было исключительно сложной научно-технической проблемой. Оно потребовало проведения большого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в самых различных отраслях техники. По данным источника №1 В дальнейшим развитием глубоководного комплекса "Архипелаг" стал глубоководный комплекс "Селигер". В 1969 г. в СКБ-170 закончено техническое проектирование научно-исследовательского комплекса (НИК) "Селигер" и начато его строительство на КМОЛЗ. В 1970 г. прошли первые глубоководные испытания наблюдательной камеры "Селигер" {без экипажа), была достигнута глубина более 3000 м. В 1972 г. закончены океанские сдаточные ходовые испытания комплекса "Селигер", а в сентябре 1973 г. наблюдательная камера комплекса "Селигер" с экипажем достигла глубины около 2000 м.

Результаты испытаний подтвердили высокую надежность работы всех механизмов комплекса, высокую работоспособность и уверенные действия экипажей. По своим тактико-техническим данным комплекс "Селигер" явился новым шагом в отечественном кораблестроении.

Большинство участников испытаний были удостоены правительственных наград, а кап.2р. Пыхин Юрий Георгиевич, Шишкин Валерий Михайлович и Филипьев Юрий Петрович стали первыми гидронавтами — Героями Советского Союза.

В июле 1975 г. был сформирован 160-й Отдельный дивизион аварийно-поисковых ПЛ специального назначения. На аварийно-поисковые технические средства было возложено решение следующих задач:
- проведение мероприятий по поиску терпящих бедствие подводных лодок и участие в спасании экипажей затонувших кораблей, судов, а так же глубоководных, летательных и иных аппаратов;
- исследование гидрологических условий, геофизических полей, характера донного грунта в Мировом океане, прибрежных и внутренних водах.

Суть работы привязных глубоководных комплексов заключалась в следующем (по данным в источнике №2). Судно-носитель на тросе длиной в несколько километров (в зависимости от глубины погружения глубоководного аппарата) опускает глубоководный аппарат на морское дно, буксирует по грунту для обследования заданного района и после выполнения запланированных работ поднимает его на по-верхность. Для того, чтобы аппарат отслеживал рельеф грунта, под "брюхом" у него подвешен груз весом более тонны - называемый гайдропом. При детальном осмотре обнаруженных на дне объектов аппарат имеет возможность в радиусе нескольких сот метров совершать самостоятельное плавание. В случае необходимости аварийного всплытия аппарата на нем предусмотрено устройство, перерезающее трос для освобождения от гайдропа. Использование надводного носителя приводит к большой зависимости работы глубоководного аппарата от погодных условий. Для решения этой проблемы в качестве носителя использовали большие дизельные подводные лодки после модификации по проекту 611П - ПЛ БС-69, БС-82 и БС-891.

В 1989 г. была завершена эксплуатация глубоководных технических средств первого поколения типа "Селигер" на базе привязных глубоководных аппаратов и судна-носителя. По итогам испытаний НИК "Селегер" кап.1р. Русакову Алексею Гавриловичу и Коваленко Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


5. Схема проекта:


Комплекс Селигер

Реконструкция работы комплекса "Селигер" под водой.
С картины Лубянова А. из статьи Буриличева А.В. "Глубоководные технические средства"
"Подводные технологии и средства освоения мирового океана", Оружие и технологии ИД, Москва, 2011г.


6. Дополнительная информация:


1. Информация с сайта "Military Russia".
2. Информация с сайта "Общественное объединение "Союз инженеров флота".


7. Тактико-технические данные проекта:


Автономность - 3 дня (аварийная - 6 дней)
Экипаж - 3 гидронавта
Глубина погружения - 3000 метров


8. Источники:


1. Буриличев А.В. "Глубоководные технические средства" из книги "Подводные технологии и средства освоения мирового океана", Оружие и технологии ИД, Москва, 2011г.
2. Коваленко Ю. "Гидронавты" из журнала "Морской сборник" №6, 2007г.
3. Информация из фотоальбома "Мужество и воинская доблесть", посвященного ветеранам 160-го ОДнАППЛСН ДКБФ и гидронавтам, Кронштадт, 2016г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2013-2017