Rambler's Top100 Подводные аппараты и спецтехника. Проект УПС

Проект УПС (Управляемый подводный снаряд).

В некоторых источниках - УПА, УПС-1, УПК-К



1. Количество подводных аппаратов проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (1)

1

 УПС

?

1960?

12.1961

12.1962

 на постаменте в г.Москва



4. История проекта:


Первая попытка создать ПА, предназначенный для спасения экипажей затонувших ПЛ, относится к 1958 г., когда в соответствии с постановлением СМ СССР №0962-432 был разработан пр. 666  - экспериментальной спасательной ПЛ (ЭСПЛ). На ЭСПЛ предполагалось проверить и отработать два метода спасения экипажей затонувшей ПЛ - "сухим" способом, с помощью "управляемого подводного снаряда" (УПС) и "мокрым" способом (т.е. посредством самостоятельного выхода подводников шлюзованием), с помощью водолазов и декомпрессии подводников в барокамере ЭСПЛ. Головным разработчиком назначили ЦКБ "Лазурит" (г.Горький).

Было признано целесообразным создать экспериментальный УПС для определения маневренных качеств аппарата, необходимых для обеспечения его стыковки с ПЛ-носителем и аварийной ПЛ, отработки приемов управления и ориентации аппарата в подводном пространстве и выхода в район комингс-площадки с помощью аппаратуры самонаведения на излучатель шума, установленный на "аварийной" ПЛ-носителе УПС. Проект УПС разрабатывался под руководством С.Н. Якимовского и его заместителя С.В. Молотова. Компоновку и чертежи общего расположения разрабатывал Ю.Н. Капустинский.

В то время в мире СПА не существовало, поэтому многое разрабатывалось впервые — с неизбежными сложностями для подобных случаев. Кроме того, дело усугублялось тем обстоятельством, что по требованию ТТЗ его вес не должен был превышать 10 т.

Для УПС потребовалось создать новое комплектующее оборудование. Поскольку малогабаритное оборудование и средства связи для УПС отсутствовали, пришлось использовать имеющееся оборудование с ПЛ, судов и торпед.

Ввиду отсутствия малогабаритных аккумуляторов для обеспечения электропитанием агрегатов и средств связи при длительном пребывании УПС под водой Всесоюзным научно-исследовательским аккумуляторным институтом была разработана и изготовлена серебряно-цинковая АБ. В связи с малым объемом помещения и отсутствием необходимого оборудования для вентилирования в дальнейшем АБ оборудовали системой водяного охлаждения.

До начала разработки УПС конструкторы изучили имеющиеся материалы по спасательному колоколу, принятому на вооружение надводных спасательных судов (СС) пр.527. Были проанализированы проработки французского изобретателя Ж.И. Кусто, конструкторов-исследователей фирм Германии, Швеции, Норвегии, Японии и США, которые к этому времени тоже пришли к выводу о необходимости создания новых малогабаритных автономных средств для спасения подводников и выполнения подводных работ в открытой воде и с этой целью прорабатывали различные варианты ПА.

Анализировались скорости подводных течений в различных районах для выбора мощности гребных электродвигателей. Рассматривались десятки вариантов движительного комплекса, чтобы найти оптимальный, обеспечивающий необходимые маневренные качества УПС.

Большие сложности возникли при выборе материала прочного корпуса, т.к. сталь не могла быть принята из-за значительного веса конструкции. В качестве материала выбрали алюминиево-магниевый сплав (АМг). Опыт работы с такими сплавами при толщине обшивки 30-60 мм отсутствовал. Технологические институты судостроительной отрасли так-же не могли дать рекомендации по изготовлению прочного корпуса из АМг. Сложности возникли при рентген-контроле сварных швов. При рассмотрении фотопленки казалось, что весь шов непроварен, и приходилось десятки раз вырубать шов и производить сварку вновь, что значительно усложняло изготовление корпуса и затягивало сроки. После анализа снимков швов удалось определить, что имеющиеся эталоны качества сварного шва не могут быть приняты за основу, так как при толщине материала 60 мм количество пузырьковых включений в шве как бы увеличивалось в несколько раз. В действительности же шов был нормальным. В результате были разработаны новые эталоны для сварных швов прочного корпуса.

Немалые трудности возникли и при разработке расположенных в камере присоса силовых гидравлических манипуляторов, которые должны были развивать усилия, обеспечивающие удержание УПС над палубой надстройки при выдвинутых манипуляторах в момент закрепления за выступы надстройки и развивать необходимый крутящий момент при проворачивании маховиков в аварийно-спасательной выгородке.

Непростым было решение вопросов по организации управления манипуляторами — при работе ими в процессе стыковки УПС с ПЛ, при наблюдении за работой манипуляторов через иллюминатор в крышке люка. При этом помощник командира УПС, наблюдая в иллюминатор, работал манипуляторами, согласовывая свои действия с командиром, управляющим УПС, и обеспечивал стыковку УПС с ПЛ. Впоследствии для удобства наблюдения при управлении работой манипуляторами и упрощения процесса стыковки был разработан специальный подводный перископ.

Много трудностей имелось и при разработке малогабаритной лебедки, устанавливаемой в камере-присоса для повторного подтягивания УПС к комингс-площадке ПЛ после всплытия УПС на поверхность и передачи очередной партии спасаемых подводников на надводное СС. Трос лебедки был стандартным (диаметром 9 мм), габариты лебедки - самыми минимальными, а работа лебедки - абсолютно надежной.

Вызывала сомнение возможность поддержания необходимого процентного содержания кислорода и двуокиси углерода в УПС из-за малого объема помещения и специфики перезарядки регенеративных пластин в регенерационной установке РДУ. Необходимо было периодически закрывать и открывать РДУ, а ее конструкция не позволяла это выполнять. Пришлось выполнить доработку РДУ для этих целей.

Трудности встречались и в размещении вертикальных винтов для обеспечения поджатия УПС к комингс-площадке. Габариты УПС были небольшими, и разместить винты можно было только выше ватерлинии - при всплытии они оказывались неработоспособными, что затрудняло процесс погружения УПС.

Затруднения вызывало создание пульта управления движением: контрольно-измерительная и регулирующая аппаратура из-за больших размеров не помещалась на панели пульта и не проходила через люк. Пришлось разработать пульт секционной конструкции.

 В результате, после исследований и серьезной проработки, форму аппарата выбрали в виде усеченного конуса с полусферическими оконечностями. Прочный корпус изготовили из АМг-61 без шпангоутов (такое решение в судостроении принималось впервые). Наружный корпус, стабилизаторы и другие корпусные конструкции также были изготовлены из алюминиевых сплавов. В нижней и верхней частях корпуса установили комингсы входных люков. В районе нижнего входного люка разместили камеру присоса, представлявшую собой вертикальный цилиндр, ограниченный снизу полусферическим (выпуклостью вверх) дном.

Снаружи корпуса снаряда установили четыре винта в поворотных насадках для горизонтального н вертикального перемещений. Управление движением осуществлялось изменением упора винта при варьировании числа оборотов.

УПС имел три иллюминатора диаметром 120 мм: два - в носовой части корпуса и один - в крышке входного люка. Кроме того, в комингсе верхнего входного люка врезаны пять "иллюминаторов-глазков". Для освещения забортного пространства установлены четыре глубоководных светильника, два расположенных в передней части и два в камере присоса. Камера присоса оборудована двумя гидромеханическими манипуляторами, лебедкой с тросом длиной 200 м и центрирующим устройством.

Это оборудование обеспечивало возможность УПС самостоятельно закрепляться за комингс-площадку терпящей бедствие ПЛ и выполнять необходимые операции по переходу личного состава из нее в УПС. На УПС установили ГАС обнаружения и связи, курсоукзатель, аппаратуру наведения, навигационный эхолот НЭЛ-5 и другое оборудование, в том числе специально разработанные серебряно-цинковые аккумуляторы СУС-240 (емкостью 240 А ч при четырехчасовом режиме).

Переоборудование ПЛ завершилось в 1961 г. на сдаточной базе ССЗ "Красное Сормово" в Севастополе. Одновременно на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком построили самоходный спасательный аппарат УПС.

В конце декабря 1961 г., после преодоления всех трудностей в изготовлении и испытании УПС наружным гидравлическим давлением в док-камере, на железнодорожной платформе он был отправлен на сдаточную базу и за трое суток доставлен к месту базирования. К этому времени ходовые испытания ПЛ С-63 — носителя УПС — уже закончились, необходимо было провести контрольный выход с установленным на комингс-площадке УПС. При этом на первом этапе предполагалось проверить ходовые качества ПЛ с УПС и герметичность стыковки УПС с ПЛ на глубине до 170 м.

В это время на УПС проводилась окончательная регулировка движительного комплекса, устройств и систем. Личный состав УПС отрабатывал задачи по управлению аппаратом. Первые навыки по управлению УПС на плаву акванавты получали в надводном положении.

В 1962г. окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки - капитан 2 ранга Ю.М.Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант Б.А.Глушков).

Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих лодках. Кроме того, на ПЛ пр. 666  с глубин, доступных водолазам, было предусмотрено спасение "мокрым" способом, для чего на лодке в I отсеке была установлена поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов).

В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр. 666  впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен тогда капитан-лейтенант А.И. Никитинский (ныне капитан 1 ранга в отставке). Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый вид спасения подводников - "сухой" способ и с помощью спасательных подводных аппаратов. На основании опытной эксплуатации было разработано "Руководство по использованию ЭСПЛ пр. 666 с УПС.

В дальнейшем проводилась опытная эксплуатация УПС и С-63, на которой установили поточно-декомпрессионную водолазную камеру (ПДК) для производства выхода водолазов под водой на глубинах до 160 м.

Однако целый ряд недостатков, присущий УПС, привел к тому, что в ходе очередного переоборудования ЭСПЛ в 1968-1969г. ПА был снят (как и телевизионная аппаратура).

Накопленный опыт эксплуатации УПС и спецустройств ПЛ пр. 666 показал целесообразность развития автономных спасательных ПА.


5. Схема проекта:




Схема управляемого подводного снаряда:
1 - верхний люк; 2 - винты вертикального хода; 3 - гидроакустическая станция "Кама"; 4 - гидролокационяая станция "Луч";
5 - водяная креново-дифферентная система; 6 - головка аппаратуры самонаведения; 7 - иллюминатор камеры присоса;
8 - гидравлические манипуляторы; 9 - лебедка подтягивания; 10 - камера присоса; 11 - винты горизонтального хода.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 11,4 тонн
  скорость хода  
  максимальная: 3,0 узла
  дальность плавания  
  дальность плавания:

5 миль
  глубина погружения  
  рабочая: 200 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 3,98 метров
  ширина: 3,09 метра
  высота: 3,44 метра
  вооружение  
  отсутствует
  энергоустановка  
  тип: электрическая (АБ СЦС-240, 4 двигателя)
  обитаемость  
  экипаж:

2 человека
  число спасаемых:

1 человек
  судно-носитель  
  проекты ПЛ проекта 666 и крановое судно ОС-3

7. Источники:


- Постнов А. "Спасательная ПЛ проекта 940", Морской Сборник, август 1997г.
- Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун»", №3 (15), 1999г.
- Молотов С.В., Дикарев Н.Ф."«Создание первых подводных аппаратов для спасения экипажей аварийных ПЛ", ВТА «Тайфун» №3 (15), 1999г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020